Коллекция живописи

 

 

Коллекция живописи

 

Собрание живописи Государственного Литературного музея насчитывают свыше полутора тысяч единиц хранения. Прежде всего это портреты известных поэтов и писателей, виды мест, связанных с их творчеством, иллюстрации к их произведениям, а также столичные и провинциальные типы, жанровые и батальные сцены, эскизы театральных декораций. Такой принцип комплектования коллекции был заложен ещё В.Д. Бонч-Бруевичем, который считал, что писатель «как отдельный объект обследования должен быть всецело связан со своей эпохой, со своей социальной и литературной средой, сословием, его бытом и всем прочим его окружением» и что любой музейный материал дожжен помогать «в музейном показе определить место писателя в истории нашей литературы».


Хронологически коллекция живописи охватывает три столетия – от начала XVIII века до наших дней. В ней представлены работы Д.Г. Левицкого, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, Ю.П. Анненкова, А.В. Лентулова, А.М. Корина, М.В. Нестерова, К.Ф. Юона, М.С. Сарьяна, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Осмеркина, А.А. Дейнеки, И.Э. Грабаря. Особое место в художественном собрании музея, в соответствии с его направленностью, занимают живописные работы известных русских литераторов. Среди тех, кто соединил в своем творчестве словесное и изобразительное начала, - М.Ю. Лермонтов, А.Н. Майков, Д.В. Григорович, Я.П. Полонский, Л.Н. Андреев, Д.Д. Бурлюк, Ю.И. Коваль В.Н. Войнович.


Основные виды комплектования живописи – дарения, покупка у художников, в частных коллекциях и антикварных магазинах, обмен с другими музеями. Наиболее значимые комплексы живописи поступили в Государственный Литературный музей в 1934 году в составе фондов Музея имени А.П. Чехова при Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, в 1973 году вместе с архивом Е.Ф. Никитиной и в 1983 году как часть собрания А.Н. Толстого.

 

Вот лишь некоторые образцы из нашей коллекции
 


М.Ю. Лермонтов Тифлис. 1837 Дерево, масло. 33,7х40,1

М.Ю. Лермонтов Тифлис.1837 Дерево, масло. 33,7х40,1 



М.Ю. Лермонтов Пятигорск. 1837-1838 Картон, масло. 26,6х34,4

М.Ю. Лермонтов Пятигорск. 1837-1838 Картон, масло. 26,6х34,4 


М.Ю. Лермонтов Сцена из кавказской жизни (Нападение). 1837 Дерево, масло. 39,5х48,8

М.Ю. Лермонтов Сцена из кавказской жизни (Нападение). 1837 Дерево, масло. 39,5х48,8 


М.Ю. Лермонтов Перестрелка в горах Дагестана 1840-1841 Холст, масло. 38,2х48,3

М.Ю. Лермонтов Перестрелка в горах Дагестана 1840-1841 Холст, масло. 38,2х48,3 

 

По свидетельству троюродного брата М.Ю. Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, поэт «был счастливо одарен способностями к искусствам». Природа щедро наделила его не только литературным талантом и удивительной музыкальностью, но и даром художника: он с увлечением делал наброски карандашом, акварелью, писал маслом.


Из живописного наследия Михаила Юрьевича известны 13 картин маслом (10 из них посвящены Кавказу), свыше 50 акварелей, рисунки, автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Однако это лишь малая часть сделанного Лермонтовым в разные годы . Только во время краткого пребывания в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку под Новгородом (конец февраля – апрель 1838 года) он написал 12 картин, о чём свидетельствует его сослуживец А.И. Арнольди: «В свободное от службы время, а его было много, Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды».


Живописный и графический опыт во многом предшествовал построению пейзажей, жанровых сцен, разработке портретов в прозе М.Ю.Лермонтова. Эту сторону таланта отмечала еще современница поэта Е.П. Ростопчина: «Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей, он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта –живописцем».


В Государственном Литературном музее, помимо рисунков и акварелей, хранятся четыре живописных полотна М.Ю. Лермонтова. Это - «Пятигорск», написанное в 1837-1838 , «Тифлис», 1837, «Сцена из кавказской жизни (Нападение)», 1837, и «Перестрелка в горах Дагестана», 1840-1841.

Различными путями попали эти работы М.Ю. Лермонтова в Государственный Литературный музей. Это длинная история, с которой можно ознакомиться, прочитав книгу коллектива авторов: «Государственный Литературный музей», под общей редакцией Н.В. Шахаловой и А.Я. Невского, вышедшую в 2004 году, в московском издательстве «Белый город». Сами подлинники можно увидеть на выставке ГЛМ «Немое красноречие вещей», на улице Петровке.
 
 

В.А. Тропинин Портрет А.В. Сухово-Кобылина. 1847 Холст, масло. 71,5х59

В.А. Тропинин Портрет А.В. Сухово-Кобылина. 1847 Холст, масло. 71,5х59 
   

На выставке «Немое красноречие вещей», в экспозиции ГЛМ, на Петровке, среди других экспонатов, внимание посетителей всегда привлекает к себе портрет драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817-1903). Портрет написан Василием Андреевичем Тропининым в 1851 , за три года до трагического события, перевернувшего жизнь Сухово-Кобылина. Драматург был заподозрен в убийстве своей любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш и семь лет находился под следствием и судом. Дважды был под арестом. Дело было прекращено из-за отсутствия каких-либо доказательств его вины. Тем не менее, Сухово-Кобылин во время следствия вынужден был откупаться от вымогателей-чиновников, и до конца жизни светская молва приписывала ему это преступление. Непричастность Александра Васильевича к убийству была доказана уже в советское время, исследователями, изучившими судебные архивы.

А.В.Сухово-Кобылин автор пьес: "Свадьба Кречинского", : "Дело", "Смерть Тарелкина". В 1869 они были изданы под единым заглавием "Картины прошлого".
Портрет работы В.А. Тропинина очень близок к словесному изображению Сухово-Кобылина, оставленного одним из его современников: «Жгучий брюнет, прямой и стройный, высокий ростом, энергичный, огненный. В костюме и образе жизни истый европеец. Большой эстетик и поклонник всего изящного…».
 

 
 

В.И. Шухаев Портрет Л.М. Рейснер. 1915 Дерево, масло. 107х75

 В.И. Шухаев Портрет Л.М. Рейснер. 1915 Дерево, масло. 107х75

 

На проспекте Мира, в экспозиции музея «Серебряный век русской литературы», в зале «акмеизма», посетители могут увидеть необычный портрет, написанный в 1916 художником В.И. Шухаевым в традиции мастеров Ренессанса.
На портрете - двадцатилетняя Лариса Рейснер, начинающий поэт и литературный критик. К этому времени Рейснер окончила три курса Психоневрологического ииститута и начала посещать лекции на филологическом и юридическом факультетах Петроградского университета. Выпуская в 1915—1916 вместе с отцом литературный журнал «Рудин», Рейснер вошла в литературную среду.
В 1918, увлечённая революционными идеями, Рейснер вступает в партию большевиков. В годы Гражданской войны - боец, политработник Красной Армии, комиссар Морского Генерального штаба. Опубликовала серию очерков об увиденном и пережитом (книга "Фронт", 1924). В начале 20-х, вместе со своим мужем Ф. Раскольниковым, была в Афганистане с первым советским посольством (1921). Результатом явилась книга "Афганистан". Сборник очерков "Гамбург на баррикадах" - итог поездки в Гамбург. Обе книги вышли из печати в 1925, как и книга "Уголь, железо и живые люди", во многом определившая пути развития советского очерка. Для очерковой прозы Ларисы Рейснер характерны единство аналитической мысли и поэтического чувства, энергия и образность языка. В 1926 Лариса Михайловна Рейснер скончалась, заболев тифом.


Писатель Ю.Н. Либединский отмечал «необычайную красоту её, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, — это была не то античная богиня, не то валькирия древненемецких саг...».
Художник Василий Иванович Шухаев, создал портрет Л.Рейснер, как бы предвосхищая необычность её судьбы. Написанный на доске, светящийся яркостью красок, он вызывающе эффектен в своей стилизации. Женщина грядущего ренессанса, Джоконда нового времени – не здесь ли начало легенды? При этом, построенный по законам ренессанса портрет, в характере пейзажа несёт в себе черты нарождающегося авангарда.


Василий Шухаев был ярким представителем своего времени. Родившись в крестьянской семье, он окончил Строгановское училище, затем - Академию художеств, стажировался в Италии. В 1920 Шухаев уехал в Париж, где открыл художественную школу-мастерскую. Много работал в книжной графике для известного издательства «Плеяда». Работал как художник-декоратор в театре и кинематографе. В феврале 1935 вернулся в СССР. Вскоре был репрессирован и десять лет провел в магаданской ссылке. После освобождения до конца жизни (1955) жил в Тбилиси.


П.Д. Корин Портрет М. Горького. 1936-1937 Холст, масло. 48х48,8   

П.Д. Корин Портрет М. Горького. 1936-1937 Холст, масло. 48х48,8 

Портрет Максима Горького (1868-1936) работы Павла Дмитриевича Корина – первый посмертный портрет писателя, выполненный в конце 1936 – начале 1937 на основе натурного рисунка, сделанного на крымской даче в Теселе в мае 1936-го. С натуры писалась и обстановка кабинета Горького на другой его даче – в подмосковных Горках. В качестве портретной фигуры художнику позировал старый приятель писателя – Иван Павлович Лодыжников, одетый в костюм Алексея Максимовича. П.Д. Корин был одним из тех, кому Горький помог в жизни. Однажды, посетив ателье художника в мансарде многоквартирного дома на Арбате, Алексей Максимович остался под столь сильным впечатлением от его работ, что выхлопотал братьям Кориным право на заграничную поездку и пригласил их пожить у себя на Капри.

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!