Коллекция плакатов ГЛМ

Коллекция плакатов в ГЛМ

 

Собрание плакатов в ГЛМ насчитывает 3420 единиц хранения. Основную часть коллекции составляет Советский политический плакат. Комплектование фонда началось с конца 30-х годов, через владельцев и приобретения в книжных магазинах и издательствах.   
Дореволюционный плакат представлен в небольшом количестве. Из плакатов о войне 1914 года самым ярким является - «На помощь жертвам войны» Л. Пастернака.
В годы Гражданской войны искусство плаката достигло высочайшего художественного уровня. Художники-плакатисты: Д. Моор, В. Дени, Н. Когоут, А. Апсит, М. Черемных и другие создали по существу новое боевое искусство. Политическая идейность, революционная страстность, оперативность создания и распространения, простота литературно-художественного языка – все это сделало плакат массовым средством агитации и пропаганды.
Структура фонда плакатов ориентируется на хронологию, внутри которой учитывается тематика. Отдельными комплексами выделены плакаты по художникам и писателям. Коллекция располагает справочным аппаратом, представленным картотеками: учетной, тематической, авторской. Все картотеки снабжены научным описанием.
 
 
Пастернак Леонид Осипович (1865-1945) "На помощь жертвам войны" Бумага, карандаш. 49,5х33,7
Пастернак Леонид Осипович (1865-1945)
"На помощь жертвам войны"
Бумага, карандаш. 49,5х33,7.
 
В начале 1-й мировой войны Л.О.Пастернак по просьбе городских властей Москвы выполнил плакат «Раненый солдат», при печати которого использовался метод цветной литографии. Плакат предназначался для благотворительного сбора в пользу жертв войны.
Вывешенный в 1914 году в Москве, плакат вызвал настоящий ажиотаж. Вспоминает автор плаката Л. Пастернак: «Я никогда и представить себе не мог того успеха, который выпал на долю этого плаката, когда он был расклеен по всей Москве в день сбора пожертвований. Толпы стояли перед ним, бабы плакали…» Однако плакат не понравился императору Николаю II: «Плакат должен быть бравым, а это…»
В 1918 Московский совет использовал подаренный плакат в качестве антивоенной пропаганды.
В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: "Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
 
 
 
Д. Моор. «Ты записался добровольцем?»
Д. Моор.
«Ты записался добровольцем?»
 
Агитационный плакат, созданный художником Д. Моором (настоящее имя Орлов Дмитрий Стахиевич) в июне 1920 года, во время Гражданской войны в России. Плакат призывает добровольно вступать в ряды РККА.
Плакат «Ты записался добровольцем?» стал классическим образцом, советского политического плаката, в нем с огромной агитационной силой воплотились революционная страсть и гражданский долг, чувство ответственности за судьбу молодой Советской страны.
Много лет спустя, незадолго до Великой Отечественной войны, Моор, говоря о силе воздействия плаката на зрителя, приводил его в пример: "На этом плакате - красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его. Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. Плакат овеян гражданским пафосом и оптимизмом - верой в стойкость и мужество народа, верой в неотвратимую победу сил революции.
Произведение выполнено по подобию американского агитационного плаката Первой мировой войны«I WANT YOU FOR U.S. ARMY». Существует мнение, что как и Джеймс Монтгомери Флэгг, придавший Дяде Сэму собственные черты, Дмитрий Моор в образе красноармейца изобразил самого себя. В левом верхнем углу полотна располагается аббревиатура Р. С. Ф. С. Р. — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в правом верхнем углу лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Размеры плаката: 106×71 см.  Этот плакат также использовался и во время Великой Отечественной войны.

Д. Моор Помоги. Плакат. 1921
Д. Моор
Помоги. Плакат. 1921
 
Голод, поразивший 35 губерний, самые хлебные районы страны, создал новую угрозу завоеваниям революции. Правительство мобилизует трудящихся, чтобы помочь пострадавшим от голода районам.  Плакат   Моора  был настоящим оружием в этой огромной кампании по спасению людей.
Работе художника над плакатом "Помоги" (1921) предшествовала выставка в Москве, где были собраны экспонаты, рассказывавшие о страшном бедствии - голоде в Поволжье. Моор входил в состав группы по организации выставки. Как вспоминал художник: "Классовые враги напрягали все усилия, чтобы помешать помощи голодающим. Плакат мной и был задуман с тем, чтобы прежде всего воздействовать на малосознательные элементы населения, поддающиеся контрреволюционной пропаганде. Вначале, когда я собрал все впечатления голода, мне казалось, что каждое из них настолько значительно, что я не имею права не рассказать об этом зрителю, и я хотел дать фигуру голодного крестьянина, окруженного изображением всех этих ужасов.
Но, преодолев литературные соображения, я нашел образ, который, как мне казалось, должен быть красноречивей всех рассказов. Это пустой, высохший, сломленный посредине колос, пронизывающий тело голодного крестьянина. В этом колосе я хотел представить и выжженные солнцем бесплодные степи, и вспухшие от голода животы, и слезы матерей...".
 
 
Ленгиз. Родченко А. М., 1925. Фотомодель Лиля Брик. Рекламный плакат для Лениздата.
Ленгиз.
Родченко А. М., 1925
Фотомодель Лиля Брик. Рекламный плакат для Лениздата.
 
О том, что реклама – двигатель прогресса, первым из советских поэтов осознал Маяковский. Именно его можно назвать тем творческим человеком, который не только писал стихи и поэмы, но и создавал рекламные слоганы и тексты, до сих пор являющиеся образцами для подражания.
Влияние Маяковского на специфику русского рекламного текста огромно. И следующее его изречение служит ярким тому подтверждением: "Реклама - это промышленная, торговая агитация! – любил повторять Маяковский, - Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой!".
Особенно ярко талант Маяковского выразился в плакатном искусстве, когда он работал в паре с известным советским фотохудожником Александром Родченко. Вместе они создали целую серию плакатов, ставших шедеврами советского (и не только) искусства.
Родченко считают родоначальником «достоверной» или «документальной» рекламы, правдиво отражающей настроения и потребности современников. И помогла ему в этом фотография, мастером которой и являлся художник. Впервые же этот прием Александр Родченко использовал при создании плаката «Ленгиз».




 «Родина-мать зовёт!» Ираклий Тоидзе. Конец июня 1941 года
«Родина-мать зовёт!» 
Ираклий Тоидзе. Конец июня 1941 года
Художник: И. Тоидзе. Редатор Е. Поволоцкая.
9429 от 4/VII-41
Изд. 5262. Объём 1 б.л. Тираж 200000 экз. Цена 1 руб.
Гос. изд-во "Искусство", М.-Л., 1941
3-я тип. "Красный пролетарий" ОГИЗа РСФСР
трест "Полиграфкнига", Москва, Краснопролетарская, 16.
П.7 / IV.01
104 x 71
 
«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе Тамара вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат «Ты записался добровольцем?» (Дмитрий Моор, 1920).
 
В. Дени: На Москву - Хох, от Москвы - ох!
В. Дени
На Москву - Хох, от Москвы - ох!
 
В. Дени создал один из самых замечательных сатирических плакатов «На Москву! Хох! От Москвы: ох!», в котором в свойственной ему лаконичной манере нарисовал итоги «победного» парадного марша Адольфа Гитлера.

 
НА ЗАПАД! Советский плакат, В. С. Иванов, 1943
НА ЗАПАД!
Советский плакат, В. С. Иванов, 1943
 
Голованов Л.Ф. Дойдем до Берлина! 1944.
Голованов Л.Ф. Дойдем до Берлина! 1944
 
В 1944 году художнику Л. Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик передает спокойствие и уверенность. Призыв «Дойдем до Берлина!» вносит в плакат напряжение, создает уверенность в нашей Победе.
 
 
Климашин В.С. Слава воину-победителю! 1945.
Климашин В.С. Слава воину-победителю! 1945
 
 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!