25.04.2013 22:38


Фоторепортаж

18 – 19 апреля в Манеже состоялся Форум литературных музеев, организованный Департаментом культуры Правительства Москвы. Это событие огромной важности.

Форум собрал представителей литературных музеев из многих регионов. Участники смогли не только почувствовать основные тенденции развития литературных музеев как российских, так и зарубежных, но и принять участие в дискуссиях, выразить своё отношение к тем или иным представленным на форуме сообщениям и проектам.

Бесспорно, с абсолютным пониманием воспринимались многие общие положения, прозвучавшие на пленарном заседании

- о необходимости активизации деятельности литературных музеев;

- о постоянстве тесной связи практики литературных музеев с филологической наукой в её движении;

- об использовании площадок литературных музеев для популяризации современной литературы с одной стороны и роли представителей современной литературы в пропаганде литературы классической, с другой;

- о широких возможностях использования современных технических средств на экспозициях и в научно-просветительской работе;

- о необходимости расширять тематику образовательных программ, ориентированных на самые разные возрастные и социальные группы посетителей и так далее

Программа Форума знакомила с конкретными решениями тех или иных музейных проблем;

- создания экспозиции и восприятия её посетителем; - поиска путей «не потерять» посетителя в период ремонта музея;

- сложности и преимуществ сочетания таких структур, как музей-архив

- организации детских программ и литературных фестивалей;

-создания концептуальных выставок с анализом литературного текста;

- наконец, проблемы литературно-мемориальных музеев, путей решения экспозиционного пространства, их исторической роли влияния на городскую среду

На двух сообщениях по последней проблеме, вызвавших много вопросов и активное обсуждение, позволю себе остановиться.

Первое из них – сообщение Онура Корооглу о «Музее невинности» (Стамбул, Турция), истории его создания и самом создателе – лауреате Нобелевской премии писателе Орхане Памуке. Утверждая, «что музеи…должны исследовать новый мир современного человека, его человеческую природу и рассказывать об этом», Орхан Памук стал создавать музей простых вещей, человека окружающих. Аннотируя своё музейное собрание, писатель понял, что жёсткие исторические справки и легенды об этих вещах складываются в целый сюжет – так параллельно с созданием музея родилась идея одноименного романа, посвящённого вещам как отражению реальности прошлого.

«Музей невинности» Орхана Памука, который потратил на его создание Нобелевскую премию, открыл свои двери 28 апреля 2012 года и своим существованием подтверждает мысль писателя о том, что именно такие небольшие музеи расскажут «не о государстве, а о человеке», что он считает важнейшей задачей.

«Музеи должны стать меньше, индивидуальнее и дешевле, - утверждает писатель в своём «Скромном манифесте для всех музеев». - «Только так можно рассказать людские истории. В больших музеях с большим (массовым? – Е.М.) входом нас собирают, чтобы напомнить о государствах и народах, но забывают о нашей индивидуальности».

Возможно, Орхан Памук в своём противопоставлении «больших», рассказывающих «о государствах и народах», музеев и малых, говорящих о человеке, парадоксален. Однако, обращение к значимости каждой человеческой личности в истории в век глобализации – тема наиважнейшая. Сами принципы, создания таких небольших музеев, возвращают нас к самому исконному понятию «музея» как собранию артефактов. Сегодня, расширяя функции музея, мы часто размываем и само понятие «музей», называя им сложное, многофункциональное учреждение культуры. К литературным музеям это имеет самое прямое отношение.

Серьёзное обсуждение вызвала, концепция «Парка музея Михаила Афанасьевича Булгакова», представленная на заключительном заседании Форума её авторами (руководитель проекта – архитектор Габриэле Филиппини).

Предваряя их выступление, директор Института культурной политики М. Гнедовский дал информацию о том, что данный проект, во главе которого стоит итальянский архитектор, выиграл конкурс и работа по его воплощению продолжается.

Проект включает в себя не только создание новой экспозиции в «нехорошей квартире», описанной Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» и использование площадей двух ближайших к ней квартир, но и создание городской «музейной» зоны, охватывающей пространство от Патриарших прудов до самого «булгаковского» дома по адресу Б.Садовая, 10.

По проекту предполагается основательное озеленение квартала, включая посадку деревьев по Садовому кольцу, создание литературных кафе и зеленых площадок, где в летнее время можно проводить лекции, викторины, встречи с поэтами и ctr.
Масштабность и новизна проекта, явно благожелательно принятого собравшимися, вызвала ряд конкретных вопросов

- какие материалы будут использованы для уличных построек с учетом московского климата;
- как будут сочетаться изменения на Патриарших прудах с находящимся там памятником И.А. Крылову;
- будет ли во дворе дома № 10 сохранён памятник Булгакову работы Рукавишникова,
- предполагается ли рассмотрение его замысла о создании ряда работ по булгаковским сюжетам;
- какие будут использованы технические средства и т.д.

Основная же полемика развернулась непосредственно вокруг собственно экспозиции, которая в настоящее время, в фор-проекте, производит впечатление некой «благостности» не соответствующей ни времени проживания Булгакова в этой квартире, ни его к ней отношению (как житейскому, так и творческому).

Недоумение вызывает желание, прослеживая биографию Булгакова, воспроизвести чуждые данному помещению интерьеры, в первую очередь – «гостиной» в доме на Андреевском спуске в Киеве. Создавая экспозицию в Москве, нельзя не учитывать существования Литературно-мемориального музея Булгакова в Киеве, обитающего именно в этом доме. Там найдено интерьерное решение мемориального пространства, органично сочетающее биографический сюжет с рассказом о творчестве. Может быть в Москве, использовать мультимедийные возможности для рассказа об экспозиции киевского музея? Наряду с документальным рядом экспонатов это даст возможность рассказать о детском и юношеском периоде жизни Булгакова.

В целом, если ни у кого не вызвали возражения предложения по различным лекционным и интерактивным зонам, то концепция собственно экспозиции требует ещё серьёзных обсуждений и поиска решения.

Звучала в обсуждении и обеспокоенность по поводу необходимости пополнения музейного фонда.

Отвечая на вопросы, авторы подчеркнули, что предстоит огромная работа, в которой будут участвовать и итальянские и российские специалисты.

Бесспорно, работа будет идти определёнными этапами и на каждом из них будет организованно общественное обсуждение. Выразив благодарность за активность отклика на представленный проект, авторы выразили надежду на участие профессионалов в последующих обсуждениях.

Рада отметить, что кроме включённых в программу Форума выступлений директора ГЛМ Д. Бака и научного сотрудника К. Белькевич, в обсуждениях приняли участие и другие сотрудники ГЛМ (П. Фокин, М.Шапошников, Е. Михайлова, А. Рудник).

Остановившись лишь на рассказе о двух проектах, я опустила многое, о чём пишут в своих репортажах мои коллеги.

Е. Михайлова, зам. директора ГЛМ по научной работе



О первом дне форума 18 апреля рассказывает сотрудник пресс-службы ГЛМ Екатерина Ступарь.

Форум литературных музеев открылся в ЦВЗ «Манеж» 18 апреля и сразу ознаменовался оживленными дискуссиями между профессионалами музейного дела. Первая панельная дискуссия «Место литературного музея в науке, литературе, городе и стране» началась в 11.00 после торжественного открытия форума и вскрыла то множество проблем и противоречий, с которыми сталкиваются музеи России.

Директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Наталья Самойленко назвала литературный музей самым интересным творческим вызовом и подчеркнула, что важнейшая задача, поставленная перед Министерством культуры РФ, — это обретение нового образа музея, который будет интересен разным категориям посетителей.

О насущных проблемах, с которыми сталкивается литературный музей, говорил директор ГЛМ Д.П. Бак. «Мы находимся на гуттенберговском рубеже», - так он сформулировал нынешнюю ситуацию. Во время эпохальных перемен, серьезным вопросом остается то, как экспонировать предметы, ведь «литература не визуальна». Назвав современный литературный музей пирамидой, в основании которого экспертное сообщество, а на вершине — знак вопроса, Д.П. Бак заметил, что целью музея должно стать слияние накопленного опыта с достижениями филологических наук, литературным процессом нашего времени. По мнению Д.П. Бака, «музей должен стать живой грибницей истории литературы», которая будет интересна как гуманитариям, так и широкому кругу посетителей.

Директора ГЛМ поддержала член президиума АДИТ (Автоматизации деятельности музеев и информационные технологий) Ольга Синицына. Синицына считает, литературному музею стоит расширить свой функционал и быть не только «жрецом литературы», но и разработчиком программ, направленных на привлечение новых посетителей, которые будут не только созерцать экспонаты, и размышлять, делиться впечатлениями от увиденного, творить.

О креативности как важном приоритете музеев говорил член президиума Европейского музейного форума Михаил Гнедовский. Информационная эпоха сильно влияет на культуру, поэтому литературный музей должен не отставать от запросов времени, а быть динамично развивающимся образованием, в котором любой человек, от взрослого до ребенка сможет раскрывать свою креативность.

Директор Государственного музея им. А.С. Пушкина Евгений Богатырев поддержал эту мысль: «Литературный музей должен идти в ногу со временем и даже его опережать». Поэтому Форум литературных музеев должен стать первым серьезным разговором о том, как изменить сложившуюся ситуацию.

В этом контесте стало показательным выступление Нии МакИнтош, руководителя по связям с общественностью Дома-музея Чарльза Диккенса (Лондон), поделившейся с посетителями своим взглядом на развитие литературного музея. Ее презентация была посвящена тому, как функционировал музей во время ремонта основного здания, какие в это время осуществлялись просветительские проекты. Ния МакИнтош рассказала о выставках, фестивалях, работе в социальных сетях, интернет-магазине и мероприятиях, прошедших в рамках проекта «Диккенс-2012». Весь этот спектр мероприятий усилил интерес публики к Дому-музею Чарльза Диккенса, и ко времени открытия в декабре 2012 года, посещаемость дома-музея возрасла на 135 %.

В 15.00 началась открытая дискуссия «Экспозиция литературного музея: проблемы представления и восприятия». Руководители ряда музеев представили свои проекты и ответили на впоросы присутствующих. Директор филиала ГЦСИ Анна Гор рассказала о том, как в Нижнем Новгороде была организована и проведена выставка «Ёлка Вальтера Беньямина», посвященная немецкому философу Беньямину и его «Московскому дневнику».

Директор Государственного музея В.В. Маяковского Надежда Морозова поведала о том, как будет работать музей во время масштабной реконструкции здания на Лубянском проезде. В скором времени новую выставку "Семья Маяковского" можно будет увидеть в «Домике Чехова» на Малой Дмитровке.

Заместитель директора Государственного музея им. А.С. Пушкина Елена Потемина рассказала о перспективах развития музея, а заместитель директора Самарского литературно-мемориального музея им.А.М. Горького Андрей Рымарь представил свой проект «Мир - текст — музей», посвященный наиболее заметным литературным течениям последнего 30-летия; победивший в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире 2011-2012».


О публичном интервью «Как литературный музей разговаривает с посетителем? Примеры удачных проектов», состоявшемся во второй день форума, 19 апреля, рассказывает Садова Анна, сотрудник пресс-службы ГЛМ

19 апреля, в рамках Форума литературных музеев в ЦВЗ «Манеж» состоялось публичное интервью «Как литературный музей разговаривает с посетителем? Примеры удачных проектов». С развитием современных технологий и ускорению темпа жизни горожан, литературные музеи ощутили, насколько важно модернизировать и трансформировать традиционные музейные программы. С презентациями своих новаторских проектов выступили амбициозные и успешные представители молодого поколения музейных работников. 

Куратор детских программ Государственного литературного музея Ксения Белькевич рассказала о проекте «Сказка выходного дня», который она успешно реализует уже три года. Это уникальная студия, включающая в себя цикл занятий по детской литературе на основе интерактивных литературно-художественных выставок, посвящённых русским сказочным писателям XX века.

Ксения, как детский психолог понимает, что в нынешней перенасыщенной мультимедийными развлечениями среде нелегко мотивировать ребенка к чтению и изучению литературы. Поэтому главная задача студии - интересно рассказать о писателе и его книгах, пробудить интерес к чтению. На занятиях дети «играют в книгу»: обсуждают, анализируют и инсценируют прочитанное, снимают фильмы и мультфильмы, мастерят декорации по мотивам произведений. Собственно чтение книг является домашней работой. Но дети, открывшие для себя творчество писателя столь интересным способом, начинают читать с удовольствием, без принуждения. Так, родители с радостью отметили, что их дети, посещавшие студию в 2011-12 гг. стали читать больше и процесс чтения начал их увлекать.

В рамках студии проводятся выставки детских писателей, таких как Драгунский, Крапивин, Маршак, Волков и художников Владимирского, Чижикова, Медведева, Олейникова, Чугуевского и др. По выходным в экспозиции проходят музейно-педагогические занятия для детей. Экспозиция каждой включает в себя блоки, в которых ребятам представляют автора и рассказывают историю его жизни и творчества, ретроспективу изданий его произведений от библиографических редкостей до современных книг.

Поскольку у детей особо сильно визуальное восприятие, теория подкрепляется показом работ лучших книжных иллюстраторов, погружающих в «среду обитания» героев сказки, им представляют фрагмент жилища, знаковые места и пространства, наполненные его вещами и предметами, в которых могли бы жить герои сказки. Все объекты и предметы доступны для использования детьми на экскурсиях, в играх, инсценировках и при выполнении заданий.

Выставки интерактивны, в течение работы они дополняются предметами детского творчества: декорациями, предметами «бытования» персонажей сказок, рисунками, поделками, выполненными на творческих мастер-классах. На занятиях дети не только знакомятся с произведениями авторов, но и сами становятся персонажами сказки. Главный принцип программы - «играть в сказку».

В дальнейшем проект планируется продолжать в виде новых образовательных программ по детской литературе XX века других жанров. При успешном развитии программа «Сказки выходного дня» ляжет в основу Центра музейной педагогики при ГЛМ.
Таким образом, многие участники форума, занимающиеся «взрослыми» проектами узнали, что современные дети не только не боятся музеев, но и с радостью проводят там время, увлеченно изучая литературу, развивая воображение, общаясь со сверстниками и профессиональными педагогами и иллюстраторами.

Благодаря подобным идеям и инициативам намечается путь к музейной революции, в которой активно и с большим энтузиазмом принимают участие молодые специалисты. В рамках публичного интервью о своих проектах рассказывали: Юлия Вронская (Арт-фестиваль «Сад гениев»), Анастасия Журавлева (музейно-театральные проекты «Каштанка», «Дачная лихорадка, или 22 невинных удовольствия») и Екатерина Ойкас («Арткоммуналка. Венедикт Ерофеев и другие»).
 

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!