Каталог выставки ГЛМ «Всеволод Гаршин» - Ч2


Каталог выставки ГЛМ «Всеволод Гаршин». 2005
(к 150-летию со дня рождения)

II. ГЕРОЙ НА ВОЙНЕ И В ЛИТЕРАТУРЕ.
УЧАСТИЕ В РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ СЛАВЫ


<< Часть I || Часть III >>



Гаршин в солдатской шинели
Фототипия 1889 с фотографии 1877
17,8х13,0 овал; 24,5х18,8
Лист из сб. «Памяти Гаршина», СПб., 1889
КУ 11778/1

 

Гаршин принимал участие в болгарском походе в качестве вольноопределяющегося в составе 138-го Болховского пехотного полка.

 

«<...> те, которым случалось встречать Гаршина, давали о нём восторженные отзывы. По их словам, это был самый совершенный, самый идеальный тип человека в смысле физической и духовной красоты. И впоследствии, когда мне пришлось узнать его лично, я убедилась, что эти отзывы не только не преувеличены, но даже и вполовину не дают истинного понятия о том, чем был в действительности Всеволод Михайлович. Тот, кто видел его хоть один раз в своей жизни, никогда не забудет ни его прекрасного лица, освещённого глубокими, печальными глазами, ни проникновенного голоса, звучавшего, как струны арфы, ни его ласковости и застенчивой доброты, ни пламенной отзывчивости ко всякой боли, ко всякому страданию».

В.И.Дмитриева. <О В.М.Гаршине>



Москва. Парад на Театральной площади 23 апреля 1877
Фотография, пройденная белилами
Под изображением типографским набором: «ПАРАД ВОЙСК НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ, В МОСКВЕ 23 АПРЕЛЯ 1877 ГОДА, в ПРИСУТСТВИИ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, И ГОСУДАРЯ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА»; ниже часть рекламной наклейки фотоателье с медалями и текстом: «Фотограф ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА»
32,5х41,7; 40,5х48,0
КУ 6715

 

Русско-турецкая война:
Гравюры. 1878-1879
 



Два изображения на одном листе:
Печать с гравюр на дереве
36,0х28,0; 13,8х20,0
Б 52071/16
 


1. Полевая кухня
Неустановленный художник. 1879
Под изображением: «Дозволено Цензурою. С.-Петербург, 11 Апреля 1979 г. В Типографии Второго Отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии; ниже: «Сцена из Рущукского отряда; обед налегке»

2. Полевая почта

Бролинг. 1879
На изображении внизу справа: «Бр. Бр Г.». Под изображением: «Дозволено Цензурою. С.-Петербург, 23 Апреля 1979 г. В Типографии Второго Отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии; ниже: «Полевая почта»

 

«Чтобы вы могли посмотреть на карте, где мы идём, вот вам некоторые пункты: Кишинёв, Леово, Фальчи, Берлад, Текуч, Фокшаны, Рымник, Бузеу.

Иду я бодро, выдерживаю поход хорошо. Ни разу не отставал и не садился в фуру.

Никогда мне не приходит в голову мысль раскаяться в том, что я пошёл в поход. Это такая хорошая школа, особенно для меня, которому нужно воспитание характера. Как я и ожидал, материалов для наблюдения оказалась бездна. Если Бог вынесет, я буду знать, что делать. В том, что я сумею писать и буду иметь успех, я почти не сомневаюсь».

Из письма к матери. 26 мая 1877. Альбешты (в Валахии)

 

«Всеволод Михайлович, несмотря на хрупкость и слабость своего сложения, несмотря на непривычку к походу в полном боевом снаряжении, ни разу не отстал от части. Между тем, первые походы от Кишинёва до Румынии без походных палаток, под дождём, при размокшей глинистой местности, а потом под палящими лучами солнца, при отсутствии воды (50-вёрстный переход до Рымника) были страшно трудны и утомительны. Процент отставших нижних чинов был очень значителен. Бывало, как только полк остановится на привал, Всеволод Михайлович идёт усталой походкой с котелком за водой к ручью или колодцу. Мне никогда не приходилось видеть, чтобы он воспользовался в подобных случаях услугами солдат, хотя впоследствии они хорошо узнали Всеволода Михайловича и наперебой старались услужить ему. Добрый, отзывчивый к горю и нуждам окружающих, всегда готовый так или иначе идти на помощь, Гаршин стал общим любимцем в роте».

В.П.Сахаров. Воспоминания о В.М.Гаршине

 

В.П.Сахаров в 1870-е – подпоручик 138 пехотного Болховского полка, в котором служил и Гаршин. Впоследствии – генерал. Гаршин встречался с ним в 1879 в Ярославле и в 1883 – в Петербурге.

 

«Сахаров I <в полку было два однофамильца> - атлет телом, голубь душой и лев отвагой. Очень хороший, добрый человек. <…> Сахаров I – Василий Платонович – кончил курс семинарии и променял орарь иподьякона на сабельку армейского офицера».

Из письма к матери. 29 июля 1877. Ковачица



Александр II на позиции перед Плевной
С гравюры Г.Грачева по рисунку В.Ш. 1879
Печать с гравюры на дереве
На изображении внизу слева: «В.Ш <нрзб.>»; справа: «Геор. Грачев. Грав.». Под изображением: «Государь на позиции перед Плевной»; ниже: «Дозволено Цензурою. С.-Петербург, 12 мая 1979 года. Типография (бывшая) А.М.Котомина, у Обух. М., д. № 93»
22,8х33,2; 27,7х36,5
Б 52071/1

 

«В пыли и в поту пришли мы в Плоэшты, усталые, грязные. Но когда войска стали подходить к тому месту, где на сером коне стоял г<осуда>рь, солдат нельзя было узнать, так они воодушевились. Государь здоровался с каждою ротою, и как каждая рота кричала! <…>Он сильно изменился, постарел, побледнел. На его добром лице было так много грусти, что все солдаты заметили это и говорили: «Жалеет он нас! Видно, и у него воля не своя». Вообще в царя они влюблены».

Из письма к матери. 1 июня 1877. Баниас (около Бухареста)



Два изображения на одном листе:
Печать с гравюр на дереве
36,9х27,7
Б 52071/14


1. Шипка. Смена позиции
Бролинг. 1879
На изображении внизу слева: «БРОЛИНГ». Под изображением: «Дозволено Цензурою. С.-Петербург, 24 марта 1879 г. В Типографии Второго Отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии; ниже: «Встреча. С позиции, и на позицию (Шипка)»
13,7х20,0

2. Опознание убитых
К.К. 1879
На изображении внизу слева: «КК». Под изображением: «Дозволено Цензурою. С.-Петербург, 6 Апреля 1879 г. В Типографии Второго Отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии; ниже: «Все наши!»
12,8х18,5

 

«<…> наш батальон ходил на место боя (вёрст 20-22) убрать мёртвых, и я видел не особенно красивую картину <…> Но мы были вознаграждены за всё – нашли раненого. Пять суток лежал он в кустах с перебитой ногой. Несколько раз турки ездили мимо него, но не замечали. Наконец 19 июля, через пять дней после боя, наша 6 рота набрела на несчастного. Его подняли и принесли в Коцелево. Жизнь его вне опасности. Вот уж именно спасшийся чудом!».

Письмо к матери. 21 июля 1877. Бивак у деревни Коцелево,

вёрст 10 к востоку реки Карс-Лома

 

«Во мне явилась совершенная уверенность в том, что я благополучно вернусь. Если это будет так, я не пожалею, что пошёл воевать. Столько нового узнал я, так изменилось моё отношение к различнейшим предметам. Относительно «красноты» я пошёл ещё дальше в прежнем направлении. Я ясно осознаю теперь громадность мира, с которою пытается бороться кучка людей. И этот мир знать её не хочет! И, быть может, только сама кучка, да родственники и знакомые её членов, да административный контингент, назначенный для её обуздания, – знают об её существовании».

Из письма к матери. 29 июля 1877. Ковачица



Горный Дубняк. Сцена сражения
К.К. 1878
Печать с гравюры на дереве
На изображении внизу слева: «К.КК». Под изображением: «Горный Дубняк»; ниже: «Дозволено Цензурою. С.-Петербург, 8 Февраля 1879 г. В Типографии Второго Отделения Соб. Е. И. В. Канцелярии»
20,1х30,1; 27,6х36,4
Б 52070/4

 

«Дорогая мама, я легко ранен при Алясляре*, 11 августа. Рана пулей в ногу повыше колена, по поперечному диаметру. Пуля прошла так счастливо между костью и артерией, что не задела ни той, ни другой. Опасности нет никакой, даже для ноги».

Из письма к матери. 13 августа 1877. 35-й дивизионный лазарет в Водице

 

«Айяслар* – деревушка около речки Кара-Лом.

<…>

Софийцы держались на гребне до утра. На рассвете нас повели им на смену.

Пули свистали чаще и чаще, лезть в гору было тяжело, высоко. Однако мы вскарабкались, прошли с четверть часа по гребню и выскочили из кустов на открытое место. Никогда я не забуду той картины, которая представилась нам. Позади гребня оказалась лощина, за которою опять подымалась возвышенность. За той – ещё и ещё. Низ лощины и противоположный нам склон её весь белел и дымился. Это стреляли турецкие стрелки. Гребень противной нам высоты был покрыт войсками. Там стояли и пушки.

<…>

На другом склоне показалась колонка. Она бежала вниз, в лощину, непрерывно стреляя, и мы обратили весь огонь на неё. Но турки шли и шли и через пять минут были у нас на носу. Цепь отхлынула назад шагов на 20; я, не заметив этого, остался один. Как меня не подняли на штыки, не знаю. Турки не добежали до меня разве потому, что не успели: наши закричали «ура» и бросились на них, и я очутился опять между своими. Турки бросились удирать; удирают они замечательно: прыгают вниз по горе, поджавши обе ноги, и всё время стреляют назад, не оборачиваясь, а просто закинув ружьё за плечо. Вообще они патронов не жалеют и жарят непрерывно на ходу, на бегу, идя вперёд или назад».

Письмо к матери. 16 августа 1877. Бела. 56-й военно-временный госпиталь

 

*У Гаршина встречается разное написание.

В 1973 в с.Светлен (до 1936 – Аяслар) открыт Дом-памятник им. В.М.Гаршина. При въезде в село в 1978 установлен памятник Гаршину-солдату (скульптор Лиляна Георгиева). (См.: Г.Павлов, Л.Стаматов. Болгарское село Светлен и Всеволод Гаршин. – В.М.Гаршин на рубеже веков, т. II, с. 154).

 

Палатки военного госпиталя
Гравюра Б.Брауне. 1879
Печать с гравюры на дереве
На изображении внизу справа: «Б.Брауне. Гр.». Под изображением: «Вид Кавк. Военно-времен. Госпиталя № 5. Под Александрополем»; ниже: «Дозволено Цензурою. С.-П.-б, 25-го Апреля 1879 года. Тип. Тов. «Общ. Польза», Б. Подъяч. 39»
15,0х21,3;18,0х27,6
КП 34613/5036

 

«Меня ранили (точно дубиной хватило) тотчас же после того, как мы отбили турецкую атаку. Помню, как я сел на землю и закрывал оба отверстия раны руками. Кровь лилась: я перетянул ногу выше раны платком, снял с плеча шинель, сухари, отстегнул патроны и пополз. Ах, как трудно ползти с простреленной ногой, да еще под выстрелами, когда пули визжат и лопаются около твоего носа. Гранаты рвало чуть не около меня. Однако Бог спас, я протащился шагов с сотню; тут меня подняли наш барабанщик и еще какой-то унтер-офицер и повели. Больная нога цеплялась за кусты… С полверсты вели они меня, наконец встретили носилки, и я закачался на них. Это была сущая благодать. Через два часа я уже ехал, перевязанный, на фургоне в дивизионный лазарет».

Из письма к И.Е.Малышеву*. 20 августа 1877. Бела. 56-й военно-временный госпиталь

 

Иван Егорович Малышев (1840-1882) – старший брат художника М.Е. Малышева, банковский служащий.




Шипка. С оригинала В.Верещагина
Офорт В.Вёрнле
Под изображением слева: «W.Wereschagin pxt»; справа: «W.Woernle sct»; посередине: «Шипка-Шеново. Картина В.В.Верещагина»
11,2х23,0; 13,8х25,0 доска: 20,8х28,9
КП 9049/99
 


В.М.Гаршин. Письма к матери из Болгарии (во время войны 1877 г.)
Вырезка из журнала «Русское обозрение», М., 1895, т.31. кн.II
Инв. № 84545
 


Е.Клемм. Калека
Офорт
18,9х22,2 изображение; 19,8х24,0 доска; 22,5х35,0
КП 50956/498

 

«То обстоятельство, что мне быть может дадут крест*, ужасно меня взволновало: дело, конечно, не в кресте, а воспоминания вдруг поднялись и наполнили душу. Вспомнил день 11 авг. 77 г., быть может единственный день, когда вполне сознавал себя честным и порядочным человеком. Тот, кто не бывал под пулями, вряд ли поймёт, что я этим хочу сказать. Вчера вечером я рассказывал двум знакомым об этом дне, и когда они ушли, чуть не расплакался. Убитые товарищи и теперь передо мною как живые, особенно Фёдоров, на моих руках истекший кровью. Ах злодеи, злодеи, что они делают».

Из письма к матери. 14 марта 1879. Петербург

 

*«Помню я, как искренне жалели солдатики нашей 5 роты, что не отдали своего ротного креста Гаршину, надеясь, что он получит именной Георгий, к которому был представлен за личную храбрость и которого почему-то всё-таки не получил, несмотря на двукратное представление и на самые лестные отзывы ближайшего начальства».

М.Е.Малышев. О Всеволоде Гаршине


Первоначальный проект памятника героям Плевны
Фотография Ю.Штейнберга с рисунка
На кабинетном бланке, внизу: «С.Петербург Ю.Штейнберг»; на обороте: «Ю.Штейнберг С.Петербург. На Невском просп. возле Пассажа на углу боль. Садовой № 50. Скамони, С.П.Б.»
13,7х10,2; 16,4х10,3
Б 54653
 



Москва. Памятник-часовня героям Плевны
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. 1888
Внизу: «Москва, 1888. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко в Москве. ПЛЕВЕНСКИЙ ПАМЯТНИК (ЗА ИЛЬИНСКИМИ ВОРОТАМИ)»
26,0х34,7; 32,8х41,7
Б 51694
 



Меню завтрака в честь открытия памятника Плевны. 28 ноября 1887.
Со сценами сражения под Плевной и видом парада при открытии памятника
Цветная литография
32,3х21,5
КУ 12700/4
 



Гаршин в солдатской шинели
Санкт-Петербургская фотография в Харькове. 1877. <Ноябрь>
Изображение в овале. На визитном бланке, внизу: «С.Пет. фот. Харьков». На обороте: «Ст.Петербургская фотография в Харькове. На Московской улице в доме Замятина»; вверху чёрными чернилами автограф: «8 Ноября 1877 г. В.Гаршин». Верхний край бланка обрезан
6,3х4,5 овал; 9,2х5,5; 10,1х6,2
Поступление от Д.В.Айзенштадта, 1944. КП 12960

 

«Если это не затруднит вас и Женю, я просил бы сделать ещё дюжину моих карточек. В офицерском платье я сниматься не хочу; серая шинель – та имеет в моей жизни значенье, а прапорщичий мундир – вовсе не такая прелесть, чтобы оставлять его на память».

Из письма к матери. 16 февраля 1878. Петербург



Гаршин в солдатской шинели
Санкт-Петербургская фотография в Харькове. 1877. <Ноябрь>
Изображение в овале. На визитном бланке, внизу: «С.Пет. фот. Харьков». На обороте: «Ст.Петербургская фотография в Харькове. На Московской улице в доме Замятина»; чёрными чернилами автограф: «Серафиме Петровне <Гунбиной ?> 4 марта 1878. Вс.Гаршин. Ноябрь 1877»; приписано рукой <адресата ?>: «Человек добрый, задушевный, впечатлительный, талантливый, но слабохарактерный»
6,3х4,5 овал; 9,2х5,5; 10,4-х6,2
Поступление от М.Н.Грибоедовой, 1957. КП 34906

 


Гаршин в солдатской шинели
Санкт-Петербургская фотография в Харькове. 1877. <Ноябрь>
Изображение в овале. На визитном бланке, внизу: «С.Пет. фот. Харьков». На обороте: «Ст.Петербургская фотография в Харькове. На Московской улице в доме Замятина»; чёрными чернилами автограф: «Его Преподобию о. Григорию Ярцеву*. Признательный В.Гаршин. 1878»
6,3х4,5 овал; 9,3х5,4; 10,3-х6,2
Поступление от М.Г.Рейн**, 1926 . КП 52138/3

 

*Григорий Фёдорович Ярцев (1858-1918) – студент Московского университета в 1877-82, впоследствии художник-пейзажист, член Товарищества передвижных выставок; позднее близкий знакомый Чехова. Летом 1878 гостил у тётки Гаршина о Окунёвых горах Орловской губ. во время пребывания там писателя. Упоминается в мемуарах двоюродной сестры Гаршина («студент художник Ярцев, рисовавший на всех нас карикатуры»). Шутливое обращение Гаршина, возможно, связано с затеянной им игрой «Благовест». К тому же Ярцев хорошо знал церковный быт, так как провёл детство в Москве на Малой Бронной в церковном доме.

 

** Мария Григорьевна Рейн, урождённая Ярцева, дочь художника.


Гаршин в солдатской шинели
Санкт-Петербургская фотография в Харькове. 1877. <Ноябрь>
Изображение в овале. На визитном бланке, внизу: «С.Пет. фот. Харьков». На обороте: «Ст.Петербургская фотография в Харькове. На Московской улице в доме Замятина»; чёрными чернилами автограф: «Вс.Гаршин. Дек. 1879. К.Н. и Гр.Гр. Дроботухиным*». Верхний край бланка обрезан
6,5х4,6 овал; 9,3х5,6; 10,3-х6,2
Поступление от Н.М.Гаршиной, 1934. КП 50948/398

 

*Григорий Григорьевич Дроботухин – петербургский знакомый Гаршина в 1870-е, родственник его приятелей Афанасьевых.


В.М.Гаршин. Четыре дня
Отечественные записки. 1877, № 10
Инв. № 014195

Первая публикация

 

«Ещё в Болгарии, лёжа в лазарете Красного креста, Всеволод набросал свой рассказ «Четыре дня». Теперь же в Харькове он тщательно обработал его и поручил одному своему другу, ехавшему в Петербург, снести рукопись в редакцию журнала «Отечественные записки». Через две-три недели рассказ появился в октябрьской книжке этого журнала и вызвал всеобщий восторг. Рассказ этот, переведённый почти на все иностранные языки, облетел Европу. Вся читающая Россия, под непосредственным впечатлением переживаемых тогда ужасов войны, была глубоко тронута правдивым описанием трагического эпизода, описанного в «Четырёх днях». Имя Всеволода сразу сделалось известным; его карточки, на которых он изображён в серой солдатской шинели, покупались нарасхват в местной фотографии, а сам Всеволод оставался всё таким же милым, скромным и застенчивым. Особенно конфузился он, когда весной следующего 1878 года его произвели в офицеры; ему было неловко в новой форме, и его стесняла обязанность нижних чинов отдавать ему честь».

Е.М.Гаршин. Воспоминания

 

«<…> «4 дня» переведены ещё на французский, итальянский и английский языки! Можно возмечтать о себе Бог знает что, право, от одной мысли, что вся Европа может читать твои десять страничек».

Из письма к матери. 19 февраля 1878. Петербург

 

В.И.Дмитриева. <О В.М.Гаршине>. «Это было в 1877 г. в самый разгар русско-турецкой войны…»
Автограф
Поступление из архива В.И.Дмитриевой, 1948. Ф. 11.1.129

 

Валентина Иововна Дмитриевна, по мужу Ершова (1859-1947) – прозаик, детская писательница, автор мемуаров «Так было. Путь моей жизни» (М.-Л., 1930). Была близка к народникам и до конца жизни оставалась верна народнической идеологии. На её квартире хранилась нелегальная литература; в начале 1880-го подверглась кратковременному заключению в Петропавловской крепости; осенью передана под негласный надзор полиции. Окончила Высшие женские медицинские курсы в Петербурге (1878-85). Обширные впечатления радикально настроенной сельской учительницы и земского врача стали основой литературного творчества. Знакомая Гаршина, бывала у него в доме, «энергичная и остроумная и презанимательная собеседница» (В.П.Соколов).

 

«Это было в 1877 г. в самый разгар русско-турецкой войны. В одном глухом уездном городишке, у жены местного предводителя дворянства каждый вечер собиралась самая разнообразная публика и помогала хозяйке сортировать пожертвования и готовить разные вещи для местного Комитета Красного Креста <…> В один пасмурный октябрьский день пришёл один из постоянных посетителей этих благотворительных вечеров с новой книжкой «Отечественных записок» и предложил прочесть рассказ из военного быта. С первых же страниц рассказ приковал к себе общее внимание своей художественной правдивостью, глубоким чувством, а главное – совсем особым освещением, в котором автор выставлял это ужасное мировое зло, именуемое «войной». Впечатление было потрясающее; исчезли мишура и позолота, скрывавшие истинную сущность войны, и все как бы воочию увидели её холодное, жестокое лицо. Когда рассказ был кончен, воцарилось глубокое молчание. Лица побледнели; у многих на глазах были слёзы. Кто-то спросил: «Чей это рассказ?» Посмотрели на подпись: имя было совсем незнакомое. И тогда среди тишины один из присутствующих сказал: «Поздравляю вас, господа: на горизонте русской литературы взошла новая звезда!»

Эта звезда и был Всеволод Михайлович Гаршин. А рассказ назывался «Четыре дня на поле сражения».

 


В.М.Гаршин. Четыре дня на поле сражения. Рассказ солдата с отрезанной ногой. М., «Посредник», 1886
На верхнем и нижнем листах издательской обложки рисунки М.Малышева*: 1. Раненый; 2. В лазарете
Инв. № 75183

Массовое издание рассказа было разрешено цензурой 17 марта 1886. Текст был в этом издании несколько сокращён и частично переработан.

 

*Михаил Егорович Малышев (1852-1912) – живописец, первый иллюстратор Гаршина («Четыре дня», «Медведи» и др.); один из самых близких его друзей. Окончил, как и Гаршин, петербургское реальное училище; в 1871-76 учился в Академии художеств. Участник русско-турецкой войны 1877-78, куда отпрпавился вслед за Гаршиным. Первое выступление как художника – картина «В Болгарии. Эпизод войны 1877-78 гг.» (1879), приобретённая Третьяковской галереей. Входил в кружок молодых художников («пятницы»), в который ввел и Гаршина и где завязались знакомства и связи писателя с кругами, близкими к «передвижникам» (Ярошенко, Савицкий и др.). Участвовал в передвижных и академических выставках; был членом «Общества петербургских художников», в выставках которого, в Петербурге и в Москве, принимал участие до конца жизни. Один из художественных редакторов сб. «Памяти Гаршина» (1889), где поместил ряд иллюстраций и воспоминания о писателе.

 

«Да, Миша деликатный. Только кто вам сказал, что он неразвитой? Это сущая неправда. Он в десять раз развитее, - если считать все стороны душевной жизни, - чем Говорухи* и Владимиры Федоровичи**. Только что ни галдеть, ни мямлить не станет».

Из письма к матери. <31 марта 1882>

 

*О Говорухе см. разд. III

**Владимир Фёдорович Эвальд – директор I петербургского реального училища

 

«Четыре дня» прошли в цензуре и с картинками и на днях выйдут в посредственном издании (запишите каламбур!!)».

Из письма к В.А.Фаусеку. 9 апреля 1886


В.М.Гаршин. Четыре дня на поле сражения. Издание 2-е. М., «Посредник», б.г.
Инв. № 216937
 


В.М.Гаршин. Четыре дня. В кн.: Сборник, Пг., издан ко дню кружечн<ого> сбора на этапный лазарет… 1915
Инв. № 96200
 



В.М.Гаршин. Четыре дня
Иллюстрация Н.Дубовского. 1888
Фототипия с рисунка
Лист из кн.: Памяти Гаршина. Художественно-литературный сборник. СПб . 1889
11,9х18,0; 18,8х24,5
КУ 11778/15
 


  
  

В.М.Гаршин. Четыре дня
6 иллюстраций Я.Турлыгина. Конец XIX
Бристольский картон, карандаш, акварель
Под изображением справа карандашом номера рисунков с 1 по 6. На обороте чёрными чернилами рукой художника: «Право воспроизведения для волшебного фонаря принадлежит Моск. Мастерск. А.Ф.Анцыферовой. Я.Турлыгин»
22,5х22,2; 28,7х24,1
Поступление от Счастневой, 1935. КП 28579-28584

 

Яков Прокопиевич Турлыгин (1856-1935) - художник, сотрудничавший в московских юмористических журналах, театральный декоратор. Иллюстрации предназначены для показа в Народных домах (просветительских учреждениях клубного типа) с помощью «волшебного фонаря» (См.: Рисунки Я.П.Турлыгина к рассказам В.М.Гаршина. – В.М.Гаршин на рубеже веков, т. II., с. 135).

 


В.М.Гаршин. Из воспоминаний рядового Иванова
Отечественные записки. 1883, № 1
Инв. № 014231

Первая публикация

 

«<…> наш великий сатирик и беспощадный редактор-художник говорил, сколько я слышал, так:

- Вот вы все пишете, пишете, - и тут, не стесняясь в выражениях, столь резко и определённо охарактеризовал то, что представляла беллетристика того времени, что пишущий эти строки затрудняется передать то короткое слово, которое было сказано после этого «пишете», как его прямое дополнение. – А вот Гаршин написал такое, что в Гатчине* будут читать и плакать будут. – Сказал и передал рукопись в набор без каких-либо поправок и перечёркиваний, от которых так страдал покойный Всеволод после выхода в свет его рассказов «Происшествие» и «Трус» <…>».

Е.М.Гаршин. Как писался «Рядовой Иванов»

 

*Пригородная царская резиденция.

 

«Сцена смотра вызвала при печатании повести в «Отечественных записках» в 1883 году большие недоумения в редакции. Салтыков пенял Гаршину за неё и требовал исключения её из повести, утверждая, что Гаршину «не след объясняться в любви царю». Мягкий Гаршин ответил отказом властному и чтимому им редактору-сатирику. Салтыков так ценил повесть, что, скрепя сердце и ворча, напечатал её в 1-м номере журнала».

С.Н.Дурылин. Вс.М.Гаршин (из записок биографа)



В.М.Гаршин. Из воспоминаний рядового Иванова
Иллюстрация В.Комарова
Бумага, карандаш, уголь, белила
На изображении внизу слева угольным карандашом: « В.Комаров». На паспарту, внизу справа карандашом (по старой орфографии): «В.М.Гаршин. Из воспоминаний рядового Иванова»
21,1х15,3; 32,0х24,8
Поступление от Д.К.Богомильского, 1939. КП 9742/2
 


В.М.Гаршин. Трус. СПб, 1906
Инв. № 218454

Впервые опубликовано: «Отечественные записки», 1879, № 3
 


Ф.Е.Пактовский. Русские на войне. По произведениям Вс.М.Гаршина и Л.Н.Толстого. Моршанск, 1905
Инв. № 31158

 


<< Часть I || Часть III >>

 

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!