Каталог выставки ГЛМ «Всеволод Гаршин». 2005
(к 150-летию со дня рождения)

III. ВИЗИТ К ЛОРИС-МЕЛИКОВУ.
В ЛИТЕРАТУРНОЙ И НАРОДНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ. СОТРУДНИЧЕСТВО В "ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ"


<< Часть II || Часть IV >>

 

«Ко всем явлениям жизни он относился критически, и его наклонность к анализу и строгая честность ещё в юношестве делали для него невозможным увлечение многими иллюзиями, несмотря на его жажду общеполезного дела, на болезненное ощущение злых сторон жизни, на порывы самопожертвования. По вопросам общественной жизни он не принадлежал, строго говоря, ни к одному из наших направлений; свободный от увлечений, он беспристрастно и терпимо относился к чужим теоретическим взглядам, которых сам нисколько не разделял. Но это вовсе не был индифферентизм к вопросам политики и общественной жизни; его независимость и беспристрастие не мешали ему к некоторым направлениям русской жизни и к некоторым литературным лагерям относиться безусловно враждебно».

В.А.Фаусек. Памяти Всеволода Михайловича Гаршина


Гаршин
Фототипия А.Дресслера с фотографии бр. Карбини 1884
Под изображением: «Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888). Изд. В.П.Водовозовой. Фототипия А.Ф.Дресслера. СПБ. Б. Подъяческая, 22»
29,9х17,8; 35,9х27,0
КУ 12665/302

 

«Обыкновенно молодые восторженные почитатели поэта всегда представляют себе его красивым, подбирая в своём воображении черты лица и склад фигуры согласно живущему в душе каждого из них идеалу красоты. И я, да и мы все, до встречи с Гаршиным были уверены, что он красавец; и каждый из нас, в особенности барышни, часто говорили, какой из себя он должен быть; но когда я увидел стройного, широкоплечего Всеволода Михайловича с его лицом, поражавшим при первом взгляде особенной, ему одному свойственной печалью в чудесных чёрных глазах, осенённых длинными ресницами, когда я услышал его неторопливый, задушевный голос, – мне показалось, что вот таким именно я представлял себе его и таким представляют все, кто ещё не видал его, но читал его рассказы».

В.И.Бибиков. Всеволод Гаршин


Петербург. Петропавловская крепость
И.Жуков. I половина XIX
Холст, масло
Внизу справа маслом подпись художника: «И.Жуков»
83,0х56,5
КП 36373

 

«<…>Петербург есть духовная родина моя, да и всякого, прожившего в нём детство и юность<…>

Да, этот болотный, немецкий, чухонский, бюрократический, крамольнический, чужой город <…> этот город, прославленный будто бы бессердечностью своих жителей, формализмом и мертвечиной <…> - единственный русский город, способный быть настоящею духовною родиною. За внешнею сухостью скрывается настоящая умственная жизнь, насколько такая может существовать у нас, в России <…> Не в Москве фокус русской жизни или того общего, что есть в этой жизни, а в Петербурге. Дурное и хорошее собирается в него отовсюду, и – дерзкие скажу слова! – не иной город, а именно Петербург есть наиболее резкий представитель жизни русского народа <…> если у вас есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, вы на себе почувствуете эту, может быть, и непонятную, но реальную и могучую связь между страною и её настоящею, невыдуманною столицей! Вы увидите, что удары, по всему лицу русской земли наносимые человеческому достоинству, отзываются, и больно отзываются, здесь <…> болеет и радуется <…> за всю Россию один только Петербург».

В.М.Гаршин. Петербургские письма


М.Т.Лорис-Меликов
И.Айвазовский. 1888
Холст, масло
Внизу справа маслом подпись художника: «Айвазовск 1888»
87,0х69,5
КП 3540

 

Граф Михаил Тариелович Лорис- Меликов (1825-1888) – герой Кавказской (1853-56) и русско-турецкой войн; в 1880, после взрыва в Зимнем дворце, - начальник Верховной распорядительной комиссии («диктатор»), в 1880-81- министр внутренних дел. Во время русско-турецкой войны 1877-78, в чине генерала от кавалерии и звании генерал-адъютанта, командовал отдельным корпусом на турецкой границе; взял штурмом Ардаган, потом Карс и начал осаду Эрзерума. По заключении мира получил титул графа (1878). В апреле 1879 был назначен харьковским генерал-губернатором. На посту министра внутренних дел разработал план демократических реформ («конституция Лорис-Меликова»); убийство Александра II вынудило его выйти в отставку. После покушения революционера И.О.Млодецкого на Лорис-Меликова (20 февраля 1880) Гаршин добился у последнего аудиенции и просил помиловать преступника, но 22 февраля Млодецкий был повешен. Это событие оказалось тяжелым ударом для Гаршина и способствовало обострению его наследственной болезни.

Портрет, вероятно, писался не с натуры, а по фотографии, возможно, уже после смерти графа - Лорис-Меликов умер в Ницце, где провёл последние годы жизни. (См.: Государственный Литературный музей. Сокровища русского искусства. М., «Белый город», 2004

 

«Ваше сиятельство, простите преступника!

В Вашей власти не убить его, не убить человеческую жизнь (о, как мало ценится она человечеством всех партий!) – и в то же время казнить идею, наделавшую уже столько горя, пролившую столько крови и слёз виновных и невиновных. [И] Кто знает, быть может, в недалёком будущем она прольёт их ещё больше. <…>

Простите человека, убивавшего Вас! Этим Вы казните, вернее скажу, положите начало казни идеи, его пославшей на смерть и убийство, этим же Вы совершенно убьёте нравственную силу людей, вложивших в его руку револьвер, направленный вчера против Вашей честной груди».

Из письма к М.Т.Лорис-Меликову. <21 февраля 1880>

 

«Всеволода Михайловича долго не допускали до этого свидания, может быть боясь нового покушения; но его возбуждённый вид, настойчивость, просьбы, важность его переговоров и сообщений, которые он – по его словам – имел сделать Лорис-Меликову, всё это заставило допустить его до этого свидания; но предварительно его тщательно всего осмотрели, раздевши донага (осматривали даже под ногтями – нет ли яду). Продержали его в этом напряжённом состоянии в продолжение 6-8 часов, до глубокой ночи, и надо сказать, что сам Лорис-Меликов был очень внимателен к Всеволоду Михайловичу и произвёл на него хорошее впечатление. И для здорового человека выдержать такое испытание не шутка, а Всеволода Михайловича вся эта история, конечно, вывела из более или менее нормальной колеи душевного равновесия <…>».

Н.М.Гаршина. Пояснения к письмам 1880-82

 

«Сегодня казнь, свалившаяся так удивительно неожиданно, точно с какого неба. Т.е. свалилась-то не казнь, а покушение, казнь – вывод, необходимый или нет – ей-богу, не знаю. Кровь возмущает меня, но кровь отовсюду. Казнят (сейчас прочитал в листовке) – на Семеновском плацу, вероятно, для большого стечения публики на приятное зрелище. Тоска, право. Хоть бы как-нибудь да кончить эту ужаснейшую трагикомедию».

Из письма к матери. 22 февраля 1880. Петербург

 

«Ваше сиятельство! Я искренно благодарен Вам за заботы обо мне, но во избежание чересчур больших хлопот считаю необходимым уведомить Вас: 1) о том, что я никогда к «социально-революционной партии» не принадлежал, 2) что, следовательно, я не являюсь изменником ни перед кем, даже перед этой «партиею», 3) что о моём пребывании в Вашем доме в ночь на 22 знают, кроме меня, только четверо из моих ближайших друзей, в том числе моя невеста. За их молчание я ручаюсь собою и прошу только принять меры, чтобы слух о моём буйстве в Вашем доме не вышел из него, если моя просьба не опоздала уже. В минуту, когда я кончаю это письмо, приходит городовой с повесткой из III отделения с. е. и. в. канцелярии. Письмо Вам я всё-таки считаю долгом послать, не зная, буду ли я иметь случай видеть Ваше сиятельство. Вы имеете способность привлекать сердца, и на этот раз привлекли и бедное больное сердце Вашего слуги Вс. Гаршина».

Письмо к М.Т.Лорис-Меликову. 25 февраля 1880. Петербург

 



Петербург. Дворцовая площадь
А.Беггров. 1895
Бумага, акварель
На изображении внизу справа чернилами подпись художника: «A.Beggrow, St.Petersbourg. 95»
32,7х48,2; 34,3х49,3
КП 41180
 



Покушение на Александра II 1 марта 1881
Литография с рисунка А.Лебедева. 6 апреля 1881
Под изображением слева, с камня: «А.Лебедев»; ниже типографским набором: «Злодейское покушение на драгоценную жизнь в Бозе почившего Царя Освободителя 1-го Марта 1881 г. Людие мои, что сотворих вам, яже воздасте ми злая? (Кн. Быт.). Дозволено цензурою С.Петербург, 6 Апреля 1881 года. Издание И.П.Сидорского. Типография А.Веллинга. Английский проспект № 10»
29,3х40,7; 39,5х48,1
КУ 12702/3675(1)
 


3 – 2 ряд – 4-я
Процесс над первомартовцами
Гравюра на дереве C.R.
Первый лист «The Illustrated London News». 23 апреля 1881
На изображении слева монограмма художника: «C.R». Монтаж из восьми сюжетов: портреты А.Михайлова, Г.Гельфман, С.Перовской, Н.Рысакова и Н.Кибальчича, С.Желябов, читающий свою защитительную речь, судья, пожитки обвиняемых в тюрьме; каждый персонаж подписан
42,2х28,5
Б 59756


В.Серов. Студенты
Эскиз. 1905
Холст, масло
Внизу справа карандашом подпись художника: «В.С. 905»
25,0х34,8
КП 41177
 


Н.Ярошенко. Студент. 1881
Фототипия с картины
24,7х17,1
Б 33761
 


Н.Ярошенко. Террористка
Этюд к картине «У Литовского замка». 1879
Холст, масло
58,7х30,0
КП 30544

 

Картина «У Литовского замка» (тюрьма в Петербурге для особо опасных государственных преступников) была написана под впечатлением процесса над Верой Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова и оправданной судом присяжных. Зимой 1881 картина была закончена и появилась на IX передвижной выставке в день убийства царя, 1 марта 1881. Картину, вызвавшую скандал, убрали с выставки, а автора (молодого артиллерийского офицера) посадили на неделю под домашний арест, куда к нему приезжал для дознания гр. Лорис-Меликов. Картину изъяли из каталога выставки, с неё не было сделано ни одного воспроизведения, а позже, переданная на хранение к знакомым, она была неаккуратно свёрнута и погибла. Сохранилось лишь несколько этюдов и описание, опубликованное в газете «Русские ведомости»: «На саженном полотне изображён Литовский замок. Около этого мрачного здания всего две фигуры. На первом плане девушка, одетая в чёрное кашемировое платье и драповое короткое пальто. Она с заботой смотрит на заколоченное окно; в лице много выражения. Другой фигурой картины является часовой. Он стоит у фонаря, и ему всё равно, что думает девушка и кто сидит в тюрьме». (Комментарий в кн.: Государственный Литературный музей. Сокровища русского искусства. М., «Белый город», 2004).

 


Н.Ярошенко. Заключенный. 1878
Фототипия с картины. Издание бр. А. и И. Гранат. 1903
27,2х21,3; 40,0х30,0
КУ 14293/10
 


В.Якоби. Привал арестантов. 1861
Фототипия с картины. Издание бр. А. и И. Гранат. 1903
20,8х30,0; 30,0х39,9
КУ 14293/8
 


В.Перов. На могиле сына. <1870-е>
Фототипия с картины. 1903
На изображении внизу: «В.Перов». Под изображением: «Тво «Бр. А. и И. Гранат и Ко». Julius Littenfeld, Berlin W. В.Г.Перов. На могиле сына»
25,0х21,8; 40,1х30,0
КУ 1429/11
 


И.Репин. Не ждали. 1884-1888
Офорт В.Матэ. 1898
29,0х31,7; 47,3х37,2
КП 50956/411

 

Исследователи усматривают в чертах героя сходство с Гаршиным.

 


М.Микешин. Последнее раздумье
2 октября 1888
Бумага на картоне, карандаш, акварель
Подписи художника карандашом: на изображении вверху справа: «2 окт. 88 г. 13х16»; внизу справа: «М.О.Микешин»; под изображением: «Последнее раздумье».
16,5х12,2; 17,0х12,5
КП 32044
 


Гаршин в своём кабинете
Гаршин в своём кабинете
Фотография. Петербург. 1886-1887
17,7х12,7
Поступление от В.В.Воинова, 1939. КП 50948/1442

 

Начиная с 1876 Гаршин публиковался в газетах: «Молва», «Новости», «Русские ведомости»; в журналах «Отечественные записки», «Русское богатство», «Русская мысль», «Северный вестник», «Устои», «Родник», «Изящная литература».

 

«Он жил более чем скромно, в четвёртом этаже, во втором дворе дома Бенардаки, на Невском; три крошечные комнаты были его квартирой, в обстановке – ничего лишнего, много книг в трёх шкафах и на полках, и только на одной из стен дорогим украшением висела картина Репина, малороссийский пейзаж, подаренная художником любимому писателю, да на одном книжном шкафе стоял небольшой бронзовый бюст, подарок и работа Ж.А.Полонской».

В.И.Бибиков. Всеволод Гаршин

 

«Прежде чем взяться за перо, он вынашивал каждое из своих произведений, пока оно не вырастало в его сознании до мельчайших деталей, во всей пропорциональности своих частей, образующих стройное целое <…> В такие минуты, когда в голове живо слагались образы и картины, готовые вылиться на бумагу, он любил бродить где-нибудь в отдаленных частях города, вполне сосредоточиваясь на себе».

Е.М.Гаршин. Литературные беседы

 

«Литературная работа слишком утомляла его, слишком напрягала его нервы, чтобы он мог постоянно или часто заниматься ею. <…> Писал он свои рассказы недолго, обыкновенно даже очень быстро, исписывая мелким почерком маленькие, беспорядочные клочки бумаги; но когда он садился писать, обыкновенно весь рассказ был уже готов у него в голове.

Он обдумывал его на улице, во время своих продолжительных прогулок, или дома, работая за переплётным станком; он говорил мне как-то, что главное удовольствие, доставляемое ему переплетанием книг, состоит в том, что за этим занятием так хорошо думать».

В.А.Фаусек. Памяти Всеволода Михайловича Гаршина


Члены редакции газеты «Санкт-Петербургские Ведомости»
Гравюра на дереве В.Матэ. 1884. С фотографии 1875
Сидят: В.П.Буренин, А.Г.Маркелова-Каррик, Э.К.Ватсон, В.Ф.Корш, А.С.Суворин, Ц.А.Кюи, К.Д.Кавелин; стоят: К.К.Арсеньев, Вл.И.Лихачёв, Л.А.Полонский, Ф.Ф.Воропонов, А.Н.Веселовский, П.А.Гайдебуров, А.Л.Боровиковский, В.В.Марков, П.А.Зеленый
15,4х24,3
КУ 12665/1840

 

«К Алекс. Григ. <Маркеловой-Каррик>* заходил недавно; лежит больная: слегла в день моего прихода к ней. На стене у неё висит группа, два ряда; в первом по порядку: Буренин, Маркелова, Ватсон, Корш, Суворин, Кюи и Кавелин; во втором – прочие члены бывшей редакции «СПб. Вед.». Теперь почти всё это <…> перепёрло в «Биржевые Вед.».

Каррик** ездил на Волгу, привёз множество видов и типов».

Из письма к матери. 15 октября 1875. Петербург

 

*Александра Григорьевна Маркелова (ок. 1835-1916) – детская писательница, переводчица и публицистка, сотрудница «Дела», «СПб. Ведомостей» В.Ф.Корша, в молодости – член Слепцовской коммуны (т.н. Знаменская коммуна, 1863-64, организованная писателем В.А.Слепцовым - под влиянием «Современника» и романа Чернышевского «Что делать?», - где он пытался на практике осуществить социалистические идеи). С 1865 проживала под негласным надзором полиции по поводу «заявления ею учения своего о нигилизме»; жена фотографа В.А.Каррика, близкая знакомая семьи Гаршиных.

«Маркелова живёт вкупе с Карриком на Морской, в фотографии; там принаняли другую квартиру на одной лестнице» (Из письма к матери. 29 августа 1874. Петербург).

 

**Вильям Андреевич Каррик (18?- 1878) – англичанин, петербургский фотограф-художник 1870-х, близкий к кругам передвижников;последние его работы собраны в «Альбоме фотографических снимков с картин русских художников» (СПб., 1879).

«Чуть не забыл сообщить вам очень для меня печальную новость: Вильям Андреевич Каррик скончался. Не знаю подробностей, сидя в госпитале, но Малышев и Крачковский говорят, что человек в три дня свернулся. Добрый и честный был человек.

Крачковский получил золотую медаль за свой пейзаж. Прелестная вещь, действительно. Вильям Андр. снимал его, и это было его последнею работой: не успел даже перевести с негатива на бумагу» (Из письма к матери. 17 ноября 1878. Петербург. Николаевский госпиталь).

 

О художниках И.Е.Крачковском и М.Е.Малышеве см. соответственно разделы I и II.


Похороны Н.А.Некрасова 30 декабря 1877
Гравюра на дереве К.Крыжановского по рисунку А.БальдингераНа изображении внизу слева: «К.К.», справа: «А.Б.». Под изображением: «С.-Петербург. – Похороны Н.А.Некрасова, 30-го декабря. (Рис. А.Бальдингер, грав. К.Крыжановский)».
Вырезка. «Всемирная иллюстрация», 1878, 14 января, № 471
20,0х23,3
КП 9845/125
 


«Да, попрощались, похоронили! Похороны были мирные, величественные. Впрочем, без глупостей не обошлось. Сравнивали с Лермонтовым, Пушкиным и даже ставили выше. Венки с надписями несли часть пути
две бабы русские
Коровы холмогорские,
Не бабы – глаже нет.
Всё это пошло и глупо. Тяжело было на похоронах, очень тяжело. Помните, как Вы плакали, хороня отца, которого ведь вовсе не любили? Вы плакали о своей жизни. Вот то же и я испытывал».

Из письма к матери. 1 января <1878>. Петербург

 

«Не в лучшем виде были и возложения на гроб венков, во время погребального шествия по улицам, переодетыми в баб женщинами с направлением. Венки, бабы, - как это одно с другим не ладится!».

П.М.Ковалевский. Стихи и воспоминания


В.М.Гаршин. Происшествие
Отечественные записки. 1878, № 3
Инв. № 014198

Первая публикация

 

«Петербург надоел мне смертельно. Уеду, как только кончу одну вещицу для «О.З.». Да не знаю, право, напечатают или нет. Они все «умного» требуют, а моё вовсе не умное, а скорее «безумное». Нечто из достоевщины. Оказывается, я склонен и способен разрабатывать его (Д.) путь. Маленькая вещь, немного больше первой».

Из письма к матери. 10 февраля 1878. Петербург


В.М.Гаршин. Ночь
Отечественные записки. 1880, № 6
Инв. № 02012

Первая публикация

 

«Многоуважаемый Всеволод Михайлович. Прочитав Ваш рассказ, я нахожу его весьма хорошим и думаю в мартовской книжке его поместить. Искренне Вам преданный М.Салтыков. 16 февраля <1880>».

 


В.М.Гаршин. Attalea princeps
Иллюстрация Г.Кондратенко. 1888
Фототипия с рисунка
В сб.: Памяти Гаршина. Художественно-литературный сборник. СПб . 1889

 

Рассказ «Attalea princeps» впервые опубликован в журнале «Русское богатство», 1880, № 1. Салтыков-Щедрин отказался публиковать его в «Отечественных записках» из-за пессимистического финала, за проповедь «фатализма». Рецензенты расценили рассказ как политическую аллегорию о бессмысленности революционной борьбы.

 


В.М.Гаршин. Надежда Николаевна
Русская мысль. 1885, № 2
Инв. № 0164

Первая публикация

 

«Надежда Николаевна», кажется, имеет некоторый успех у читателей… Предполагаю получить смертельный мордобой от Скабичевского, Единицы* (см. «Неделю») и прочих. Один Буренин**, быть может, будет благосклонен, как всегда…»

Из письма к В.М.Латкину. 13-25 марта 1885. Петербург

 

* Владимир Людвигович Кигн (1856-1908), псевдоним «В.Дедлов» и «Единица», - беллетрист, критик и публицист право-народнического лагеря. С 1876 – постоянный сотрудник «Недели».

 

** Виктор Петрович Буренин (1841-1926) – критик, публицист, поэт, драматург и переводчик. Одним из первых приветствовал «Четыре дня» Гаршина и неизменно положительно оценивал все его позднейшие произведения.


 

«Я чувствую, что заслужил за неё многие и многие упрёки. Конечно, не с той стороны, с которой выругала критика. А это было целое гонение. Я рад только, что успел притерпеться и разные слова вроде «чепухи» и т.п., изрыгаемые Скабичевсим и Кº, меня очень мало задевают. <…> Для меня прошло время страшных отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», какими я до сих пор занимался: материалу у меня довольно, и нужно изображать не своё я, а большой внешний мир. Но старая манера навязла в перо, и оттого-то первая вещь с некоторым действием и попыткою ввести в дело нескольких лиц решительно не удалась. Что вещь вышла не «реальная», о том я не забочусь. Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или вернее в зрелости и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожёвывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать себе что-нибудь новое, чем итти в хвосте школы, которая из всех школ, по моему мнению, имела меньше всего вероятия утвердиться на долгие годы. Ибо она-то и представляет чистое «искусство для искусства» не в философском смысле этого слова, а в скверном. Для неё нет ни правды (в смысле справедливости), ни добра, ни красоты, для неё есть только интересное и неинтересное, «заковыристое и незаковыристое».

Из письма к В.М.Латкину. 1 мая 1885. Петербург


Отечественные записки, 1884, № 4
Инв. № 014241

Последний номер журнала.

 

20 апреля 1884 опубликовано постановление особого совещания четырёх министров о закрытии журнала, необходимость которого мотивировалась официально тем, что журнал «Отечественные записки» « <…> не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ» («Правительственный вестник», 1884, № 87).

Гаршин сотрудничал в журнале, начиная с первого своего рассказа «Четыре дня» (октябрь 1877) и до его закрытия. Здесь были напечатаны все рассказы писателя, за исключением сказки «Attalea princeps».

В годы сотрудничества Гаршина «Отечественные записки» были «учёно-литературным и политическим» ежемесячным журналом, наиболее авторитетным органом демократической интеллигенции 1870-80-х и революционного народничества, фактическим преемником «Современника». Кроме редакторов – М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.З.Елисеева и Н.К.Михайловского (после смерти Некрасова в 1877) – в журнале, в частности, печатались: А.Н.Плещеев, Г.И.Успенский, С.Я.Надсон, Н.Н.Златовратский, П.В.Засодимский, П.Ф.Якубович; в 1875 был опубликован роман Ф.М.Достоевского «Подросток». Отделом критики руководил А.М.Скабичевский (вместе с Михайловским), внутреннее обозрение вёл (с 1881) С.Н.Кривенко. С начала 1880-х (после убийства Александра II) редкая книжка журнала выходила в свет без вмешательства цензуры.

 

«Куда денутся несчастные Скабичевский, Плещеев. Абрамов*, конторщики, типография?..

Мне очень горько: я не могу сказать, чтобы я вполне принадлежал душой к «О. Запискам», но всё-таки, точно будто любимый человек умер. Как-то дико будет теперь видеть свои рассказы не под привычной жёлтой обложкой».

Из письма к матери. 21 апреля 1884. Петербург


 

*Яков Васильевич Абрамов, псевдоним «Федосеевец» (1858-1906) – беллетрист, статистик и публицист право-народнического лагеря, первый биограф Гаршина, с которым он познакомился в начале 1880-х (его материалы для биографии писателя опубликованы в сб. «Памяти В.М.Гаршина»). Будучи студентом Медико-хирургической академии, был привлечён по «делу о распространении книг преступного содержания» и в 1878 выслан из Петербурга. По возвращении, с начала 1881, принимал участие в «Слове», а с середины 1881 стал постоянным сотрудником «Отечественных записок», где после ареста С.Н.Кривенко 3 января 1884 вёл «Внутреннее обозрение» до закрытия журнала в апреле 1884. С 1882 сотрудничал в «Деле» и «Устоях», а с июля 1885 – в «Неделе», где стал одним из выразителей теории «малых дел».


 

«В понедельник я ходил в редакцию «О. З.» - в последний раз! Точно хоронили мертвеца. Не расходились долго, хотя и разговоров никаких не было, а просто как-то не хотелось уходить. Странное совпадение: как раз в это время на Преображенской площади училась артиллерия, два орудия, и во время учения всё целили прямо в окна. Точно нарочно!

Салтыков на вид ничего, даже не особенно раздражителен, только потемнел как-то (цветом лица). Все прочие крепятся, но видно, что у всех кошки на сердце».

Из письма к матери. 29 апреля 1884. Петербург


М.Е.Салтыков-Щедрин
Офорт В.Матэ. 1900-е
23,0х15,8; 33,6х25,4
КП 50955/481

 

Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889), псевдоним Н.Щедрин, - редактор журнала «Отечественные записки» (1868-84), в его ведении находилась беллетристика – читал и правил рукописи, вёл переговоры с авторами.


 

«По поводу мнения наших юношей о «Больном месте». Хотя оно не из лучших произведений Щ<едрина>, но говорить, что он берется не за свое дело – право смешно. Кажется, он зарекомендовал себя как художник в «Иудушке». За этого «Иудушку» я отдам трёх Достоевских со всеми потрохами».

Из письма к матери. <Конец февраля 1879>

 

«Быть может (если согласится Салтыков) мы снимемся группой с ним во главе. Т.е. Плещеев, Успенский, Южаков*, Надежда Дмитриевна <Хвощинская-Зайончковская>**, Скабичевский, Надсон, я и ещё кто-нибудь. Мне очень хотелось бы, чтобы это устроилось: будет память о былом и о своей молодости, которая кончилась».

Из письма к матери. 6 мая 1884. Петербург

 

*Сергей Николаевич Южаков (1849-1910) – публицист-народник.

**Н.Д. Зайончковская (псевоним – В.Крестовский), урожд. Хвощинская (1824-1889) – писательница, сотрудница «Отечественных записок».

 

«Салтыков привёл меня в большое огорчение: не захотел сниматься. Отговорился тем, что вся редакция некоторым образом инкриминирована и что на эту группу будут смотреть как на демонстрацию, что, конечно, вздор, п<отому> ч<то> сниматься мы хотели только для себя. Что это? барство? нежелание якшаться с пролетариями? Не хотелось бы этому верить».

Из письма к матери. 14 мая 1884. Петербург

 

«На прошлой неделе, в воскресенье, я ездил на Сиверскую станцию с специальной целью посетить Михаила Евграфовича. Он принял меня очень хорошо и ласково и, казалось, был очень рад, что я приехал. (Мы были у него вместе с Плещеевым, который живёт тоже на Сиверской и за которым я зашёл). Он довольно бодр, но не пишет, кажется, ничего; по крайней мере говорит, что с закрытием «О.З.» пропало желание работать».

Из письма к матери. 30 июля 1884. Петербург



Ф.М.Достоевский (1821-1881)
Фотография Н.Досса. Петербург. 1876
На рекламном кабинетном бланке, внизу: «Portrait Album. N.Doss. St.Petersbourg». На обороте: «N.Doss. Photographie. Perspective de Nevski № 1. S.Petersbourg»
13,9х9,5; 16,8х10,9
КП 35716/2

 

«Вышел I т. Достоевского, содержащий в себе его переписку. Дурную услугу оказали ему Страхов и Майков. Если бы мне довелось писать подобные гадости и потом увидеть их напечатанными – право, повесился бы. Кроме прежних черт новая - такая невыносимая хлестаковщина (в ранних письмах, периода «Б. людей»), что дико видеть подпись «Ф.Достоевский»…..»

Из письма к В.М.Латкину. 9/21 декабря 1883. Петербург

 

«О Достоевском он отзывался в тоне «Отеч. Зап.» и статьи Михайловского «Жестокий талант». Он прибавил, что Достоевский был безнравственный человек. Мы <…> как горячие поклонники Достоевского, поспешили заступиться за него. «Я не бросаю камнем, - мягко сказал Гаршин, - но я слышал о таких фактах его жизни… Было бы лучше, если бы их не было».

В.Микулич*. Встречи с писателями

 

*Псевдоним Лидии Ивановны Веселитской (1857-1936) - беллетристки, переводчицы, мемуаристки.


3 – 5 ряд, 3-я
А.Н.Плещеев
Фотография Везенберга. Петербург. 1880-е
На рекламном кабинетном бланке, внизу: «Везенберг и Ко. С.Петербург». На обороте: «Везенберг и Ко. С.Петербург.Вознесенский проспект № 32»
13,3х9,7; 6,5х10,9
КУ 12665/530

 

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) – поэт, беллетрист, переводчик, сотрудник «Современника» и «Отечественных записок»; с 1885 заведовал стихотворным отделом «Северного вестника», в котором печатался Гаршин; автор стихотворения «Памяти Гаршина». Был членом кружка М.В.Петрашевского, за участие в котором приговорён к смертной казни (1849), заменённой каторгой и разжалованием в рядовые. После амнистии в 1856 продолжал литературную деятельность, пользуясь большим уважением в радикальных кругах.

 

«На обеде у Ал. Николаевича читали и вашу телеграмму («от читателей «О.З.»), и Плещеев был тронут ею. Юбилей, вообще, вышел отличный: народу было много, больше 100 чел., мы все чувствовали себя дружелюбно и хорошо».

Из письма к Ю.С.Миссори. 21 января 1886. Петербург

 

Юлия Степановна Миссори– двоюродная сестра Гаршина, богатая помещица, в её усадьбе (с. Носковцы Подольской губ.) гостил больной Надсон в 1885-86.

 

Юбилей Плещеева праздновался 15 января 1886. За два месяца до этого Гаршин участвовал в составлении адреса, о котором Плещеев писал Надсону 23 ноября 1885: «Вы, конечно, не подозреваете, что вчера, в день моего рождения (мне исполнилось 60 лет. Невесёлый возраст!), Вы, вместе с некоторыми юными поэтами, преподнесли мне адрес с выражением сочувствия за то, что я на старости лет не исподлился. Инициатива шла от милейшего В.М.Гаршина, который не только сочинил и собственноручно написал этот задушевный и очень меня тронувший адрес, но и подписался за Вас, да так удачно, что не отличишь его подписи от Вашей».


Н.К.Михайловский
Фотография С.Левицкого. Петербург. 1890-е
На фотографии внизу тиснение: «Левицкий»; на обороте кабинетный рекламный бланк фотографа: «Фотограф Их Императорских Величеств Левицкий. С.Петербург. Казанская ул. № 3 против Собора. Photographe de L.L.Majestés Impériales Levitsky. St.Petersbourg. Rue de Kazan № 3».
16,1х10,3
КП 50948/1461

 

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) – публицист, социолог и критик, виднейший теоретик народничества; сотрудничал в «Отечественных Записках» (с 1869), в листках «Народной Воли», в «Северном вестнике» (член редакции), в «Русском богатстве». С 1872 вёл в «Отечественных записках», под разными заголовками и подписями, литературно-общественные обозрения. Автор знаменитой работы «Что такое прогресс?» («О.З.», 1869), сыгравшей большую роль в разработке народнической теории, наряду с «Историческими письмами» Лаврова (1868-69) и «Азбукой социальных наук» Берви-Флеровского (1871). В 1879 подвергся обыску и был взят под негласный надзор полиции. В 1882-86 жил в ссылке – Выборге и на ст. Любань Новгородской губ. В 1870-80-е имел прямые связи с «Народной волей». В 1890-е вёл ожесточённую полемику с марксистами.


П.Л.Лавров
Фотография Turgel & Bernard. Париж. До 1883
На кабинетном паспарту, на обороте рекламный бланк фотографа: «Turgel & Bernard. 40, Bould. Bonne Nouvelle. Paris»; коричневыми чернилами автограф: «Дорогой Софье Петровне 14/29 Сентября 1883 г. уважающего её П.Л. со многочисленными пожеланиями всего лучшего»
14,2х9,9; 15,0Х9,9
КП 50948/1156

 

Пётр Лаврович Лавров (1823-1900), псевд. Миртов – публицист, философ, социолог, виднейший теоретик революционного народничества. Автор «Исторических писем», ставших настольной книгой демократической интеллигенции (где развивается идея долга народу); член I Интернационала, эмигрант. В 1873-76 – издатель и редактор эмигрантского кружка «Вперёд!», в 1883-86 – соредактор «Вестника Народной Воли».

 



В.В.Берви-Флеровский
Фотография А.Шмидта. Кострома. 1890-е
На кабинетном паспарту. На фотографии внизу справа тиснение: «А.Шмидт Кострома»
14,2х9,7; 16,6х10,8
КП 9029/113

 

Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович) Берви-Флеровский, наст. фам. Берви (1829-1918), псевд. Флеровский Н. и др. – социолог, беллетрист, публицист народнического лагеря, «учитель жизни» революционной молодёжи. С 1862 подвергался политическим преследованиям, арестам и ссылкам. Сотрудничал в «Отечественных записках», «Деле», «Неделе»; печатался в «Слове», «Русском богатстве», «Русской мысли», «Русских ведомостях», «Новом времени» и др. Автор книг: «Положение рабочего класса в России» (1869) и «Азбука социальных наук» (1871), уничтоженных правительством и пользовавшихся огромной популярностью в революционно-демократических кругах.

 

«Читал на праздниках много; теперь читаю «Азбуку социальных наук» Флеровского, прелесть что такое!»

Из письма к матери. 12 января <1872>



Г.З.Елисеев с женой
Фотография J.B.Giehrl. Franzensbad. 1880-е
На визитном паспарту. На обороте рекламный бланк: «J.B.Giehrl. Photogr. Atelier. Waldsassen. Franzensbad nähst dem Theater». Из альбома Г.З.Елисеева
9,0х5,7; 10,1х6,2
КП 39466/19

 

Григорий Захарович Елисеев (1821-1891) – публицист народнического лагеря, сотрудник «Современника» и «Отечественных записок», где вёл «Внутреннее обозрение». После смерти Некрасова (1877) – один из трех редакторов «Отечественных записок» до 1881, когда по болезни отошёл от литературной деятельности.


 

«Сегодня для меня торжественный день: приглашен на обед к Г.З.Елисееву. Увижу всяких литературных человеков. Опишу вам, конечно, все подробно. <…> Пригласил меня сам Елисеев, когда я пришёл прощаться с Некрасовым*».

Из письма к матери. 1 января <1878>. Петербург

 

*имеются в виду похороны Некрасова



С.Н.Кривенко
Фотография Степановой и Кудрявцева. Петербург. 1870-е
На рекламном визитном бланке: «Фот. Степановой и Кудрявцева». На обороте: «Фотографическая Мастерская Степановой и Кудрявцева. Невский пр. на углу Надеждинской дом Яковлева. С.Петербург. Летом имеется отделение в г. Гатчино»
9,2х5,4; 10,4х6,2
КП 35716/143

 

Сергей Николаевич Кривенко (1847-1906) – публицист народнического лагеря, мемуарист, редактор журналов «Русское богатство» (1879-81), «Устои» (1881-83), «Дело», «Слово» (начало 1880-х), сотрудник «Отечественных записок» - изданий, где печатался Гаршин. Автор воспоминаний о писателе. Участвовал в нелегальном «Листке Народной Воли», был одним из организаторов Красного Креста «Народной Воли» и автором нелегальных брошюр. Арестованный в 1884, в своих показаниях отмежевался от «Народной Воли». В 1885 был сослан в Вятскую губ. на три года. По возвращении в Петербург принимал ближайшее участие в «Русском богатстве», на страницах которого одним из первых выступил против русских марксистов.

 

Письма Гаршина 1884 пестрят сочувственными откликами на многочисленные аресты литераторов: «Бедного Серг. Ник. <Кривенко> высылают <…>»; «Сообщу <…> ещё одну прискорбную новость: недавно взяли А.Ив.Эртеля»; «тут всё берут и берут; <…> говорят, Станюковича тоже взяли»; «Бедного старика Шелгунова взяли и посадили. В Москве взяли Гольцева (бывшего профессора). Когда всё это кончится?». Все эти друзья или знакомые Гаршина были арестованы либо по обвинению в связях с деятелями революционного подполья и эмиграции, либо за сотрудничество в нелегальном «Листке Народной Воли».

 



А.И.Эртель
Фотография И.Конти. Воронеж. 1881
На кабинетном бланке, внизу: «Portrait Album. J.Konti. Woronech». На обороте: «Фотография Конти в Воронеже»
13,5х9,4; 16,6х11,3
Б 34505

 

Александр Иванович Эртель (1855-1908) – беллетрист, автор цикла рассказов и очерков «Записки степняка», романа «Гарденины»; сотрудничал в «Деле», «Вестнике Европы», «Русской Мысли» и других изданиях. В 1884 был арестован в связи с раскрытием организации так называемой молодой «Народной Воли» («процесс 21»); после освобождения два года находился под гласным надзором полиции.

 


К.М.Станюкович
Фотография К.Шапиро. Петербург. Середина 1880-х
На кабинетном паспарту. На обороте рекламный бланк фотографа: «Константин Александрович Шапиро. Фотограф Императ. Академии Художеств. Невский проспект д. Римско-Католической церкви № 32. Ст.Петербург. Ширл и Скамони. Phot. Chapiro. Sт.Pétersbourg»
12,4х8,4; 16,9х10,8
КУ 12665/2361

 

Константин Михайлович Станюкович (1843-1903) – беллетрист, бывший морской офицер, автор морских рассказов. С начала 1870-х сотрудничал в «Деле», с 1881 – соредактор, с 1883 – его собственник; весной 1884 арестован по обвинению в связях «Дела» с революционным подпольем и эмиграцией. Выслан на три года в Томскую губ.

 



Н.В.Шелгунов
Фотография К.Шапиро. Петербург. 1870-е. Поздний отпечаток
На кабинетном паспарту. На обороте рекламный бланк фотографа: «Светопись и живопись Константина Шапиро в С.Петербурге. Невский просп. д. учетного банка № 30. Ширл и Скамони. СПБ.»; вверху чернилами автограф: «Милому и дорогому Виктору Александровичу <Гольцеву ?> от любящего его Н.Шелгунова. Москва. 20 мая 1888»
11,2х8,4; 16,5х10,7
КП 34793

 

Николай Васильевич Шелгунов (1824-1891) – публицист, сотрудник «Современника», «Русского слова», «Дела». Автор революционных прокламаций 1861. В 1884 арестован за допущение сотрудничества в «Деле» революционеров-эмигрантов и выслан под надзор полиции в Смоленскую губ. на 5 лет.

 


В.А.Гольцев
Фотография М.Панова. Москва. 1880-е
На кабинетном паспарту. На обороте рекламный бланк фотографа: «М.Панов. Москва <факсимиле фотографа>», вверху чернилами автограф: «Дорогому другу Михаилу Алексеевичу Саблину на память от В.Гольцева. 25 мая 1886 г.»
15,0х9,8; 16,4х9,7
КП 52049/43

 

Виктор Александрович Гольцев (1850-1906) – учёный-правовед, публицист и общественный деятель либерального лагеря. В 1884 арестован по обвинению в передаче денег от редактора «Дела» Станюковича революционеру-эмигранту Л.Тихомирову. С 1885 – редактор «Русской мысли» и ближайший сотрудник «Русских ведомостей».

 


С.Я.Надсон
Фотография К.Шапиро. Петербург. Начало 1880-х. Поздний отпечаток
На рекламном кабинетном бланке, внизу, с негатива: «C.CHAPYRAU. ST.PETERSBOURG». На обороте: «Телефон № 101. Константин Александрович Шапиро. Фотограф Императ. Академии Художеств. Невский проспект д. Римско-Католической церкви № 32. Ст.Петербург»
11,2х8,6; 15,9х10,9
КП 50948/1181

 

Семен Яковлевич Надсон (1862-1887) – поэт, друг Гаршина. Подпоручик 138-го Каспийского пехотного полка, расположенного в Кронштадте. Сотрудник «Отечественных записок» (с осени 1881), «Слова», «Устоев», «Северного вестника». В 1886 Надсон напечатал в киевской газете «Заря» рецензию на «Сказание о гордом Аггее». Повесть «Надежда Николаевна» ему «решительно не понравилась». Под впечатлением концерта в пользу умирающего Надсона Гаршин написал стихотворение в прозе «Когда он коснулся струн».

 

«Познакомился с Надсоном; что за милый, прелестный юноша! И какую он мне прочел новую вещь: просто не верится, что ему только 20 лет. И неужели ему суждено отцвести, не успевши расцвесть? Он такой дохлый и чахлый и грудь болит…»

Из письма к В.М.Латкину. 22 июня 1883. Петербург


 

«Третьего мы проводили бедного нашего Надсона за границу. У него одного лёгкого нет совсем, и есть уже на ноге туберкулёзная язва. Но бывают ведь чудеса. Мне не хочется верить, что он умрёт. Как нарочно вечером у Давыдовых*, после его проводов, Антон Григорьевич играл, и так играл, как я никогда не слышал. Нарочно ли он это сделал или нет (он очень огорчался судьбою Надсона), но только он выбрал все траурные вещи и между прочим знаменитую Шопеновскую сонату B-moll с marche funèbre. У всех на глазах были слёзы. Играл он как бог».

Из письма к матери. 6 октября 1884. Петербург

 

*Давыдовы: Владимир Николаевич (1849-1925) – знаменитый драматический актёр, с 1880 работал на сцене Александринского театра; Карл Юрьевич (1838-1889) – виолончелист, композитор и педагог, в 1876-87 – директор Петербургской консерватории; Александра Аркадьевна (1848-1902) – жена К.Ю.Давыдова, секретарь редакции «Северного вестника», хозяйка петербургского литературно-художественного салона 1880-х, который посещал Гаршин; впоследствии основательница и издательница журнала «Мир Божий».

 

«В последние годы жизни поэта, когда он, умирая от чахотки, жил то за границей, то в Киеве, то в Крыму, Всев. Михайлович постоянно переписывался с ним и рад был хоть какой-нибудь безделицей доставить ему мимолётное удовольствие. Он писал ему остроумные, полные юмора письма; однажды он сочинил даже целое послание на церковнославянском языке, тщательно выводя славянские буквы – тоже одно из его «тюлевых» умений. Из-за Надсона он разошёлся и прекратил отношения с г. Минским, после рецензии последнего на стихотворения Надсона».

В.А.Фаусек. Памяти Всеволода Михайловича Гаршина


Г.И.Успенский
Фотография К.Шапиро. Петербург. 1883-1886
На кабинетном бланке. На обороте рекламный бланк фотографа: «Константин Александрович Шапиро. Фотограф Императ. Академии Художеств. Невский проспект д. Римско-Католической церкви № 32. Ст.Петербург. Sт.Pétersbourg»
12,2х8,5; 15,5х10,3
КП 52146/3

 

Глеб Иванович Успенский (1843-1902) – писатель-народник, автор статьи «Смерть В.М.Гаршина»; сотрудничал в «Современнике», «Отечественных записках», «Русском богатстве», «Русской мысли», «Русских ведомостях». Был близок к кругам революционного народничества, печатался в газете «Вперёд!» П.Л.Лаврова; поддерживал теснейшие связи с членами «Народной Воли». Гаршин, по собственному признанию, очень любил и уважал Успенского, ценил его талант и принимал живейшее участие в его литературных делах.

 

«Боже мой, как хорошо Успенский изобразил своего Ивана в «Власти земли»! Я давно ничего не читал с таким наслаждением».

Из письма к Е.М.Гаршину. 24 февраля 1882


 

«Я устроил издание сочинений Глеба Ивановича: сторговался с Павленковым на условиях, довольно выгодных для Успенского. Вчера даже телеграмму от него получил, пишет: «очень, очень благодарю». Жаль было бы, чтобы его обобрали».

Из письма к матери. 14 июля 1883. Петербург


Н.Н.Златовратский
Фотография Н.Дьяговченко. Москва. 1889
На рекламном кабинетном бланке, внизу: «И.Дьяговченко в Москве». На обороте: «Двора Его Императорского Величества фотограф И.Дьяговченко. Москва. Кузнецкий мост № 11»
13,9х9,7; 16,1х10,9
КП 50948/788

 

Николай Николаевич Златовратский (1845-1911) – беллетрист-народник; сотрудник «Отечественных записок» и редактор «Русского богатства», автор воспоминаний о Гаршине. Познакомился с ним в 1879, накануне открытия «Русского богатства», когда он как редактор формировал вокруг журнала литературные силы. Их отношения носили в основном деловой характер – в журнале были напечатаны рассказы «Attalea princeps» и «Люди и война» («Денщик и офицер»). В памяти Златовратского запечатлелась лишь одна неофициальная встреча с Гаршиным, накануне его визита к Лорис-Меликову.


 

«Я видел недавно список книг, которые должны быть изъяты из публичных библиотек. До 350 названий, в том числе сочинения Добролюбова, Писарева, Левитова, Златовратского, Помяловского <…> Скоро, вероятно, вообще запретят всякую литературу. Оно бы и лучше; смерть лучше агонии».

Из письма к матери. 21 июля 1884. Петербург


П.В.Засодимский
Фотография В.Каррика. Петербург. 1872
На рекламном визитном бланке, внизу: «W.Carrick, 18, petite Morskoi». На обороте: «Фотография Каррика в малой Морской № 18, в С.Петербурге.Photographie W.Carrick, 18, petite Morskoi, ST.Pétersbourg»; чернилами автограф: «4 ок. 1972 г. М.Я.Писареву от П.Засодимского»
9,8х5,7; 10,8х6,2
КП 50948/168

 

Павел Владимирович Засодимский (1843-1912) – беллетрист-народник; автор «Хроники села Смурина» (1874), популярной в народнических кругах; впоследствии детский писатель. Сотрудничал в «Деле», «Отечественных записках», «Русском богатстве».


Л.Ф.Пантелеев
Фотография С.Левицкого. Петербург. 1880-е
На кабинетном бланке, внизу слева тиснение: «Левицкий». На обороте рекламный бланк фотографа: «Фотограф Их Императорских Величеств Левицкий. С.Петербург. Казанская ул. № 3. Против Собора». «Photographe de L.L.Majestés Impériales Levitsky. St.Pétersbourg. Rue de Kazan № 3»; ниже штамп магазина: «Мюр и Мерилиз. Кузнецкий мост, д. Кн. Гагарина. Отделение картин, гравюр и фотографий»
13,9х8,8; 17,2х10,6
КП 50948/2001

 

Лонгин Федорович Пантелеев (1840-1919) – участник революционного движения 1860-х, член тайного общества «Земля и воля», крупный общественный деятель, издатель и публицист, знакомый Гаршина по работе в Комитете Литературного фонда, автор воспоминаний о писателе.


 

«Многоуважаемый Лонгин Федорович,

не знаю, как случилось, что я забыл сообщить Вам следующее обстоятельство: я докладывал в понедельник Комитету Л. Ф<онда> о Вашем предложении издать «Власть Тьмы», каковой мой доклад был принят с многочисленными и шумными изъявлениями к Вам, милостивый государь, признательности.

Совокупляя с таковою также и свою собственную, имею честь быть Вашим, м.г., покорнейшим слугою. В.Гаршин. 25.II-87».

Письмо к Л.Ф.Пантелееву. 25 февраля 1887



Комитет Литературного фонда
Фототипия с фотографии Кучаева. 1884
Под изображением: «Стоят: П.А.Гайдебуров, Д.Л.Мордовцев, А.Д.Градовский, Ф.Ф.Воропонов, Н.К.Михайловский, М.И.Семевский, А.М.Скабичевский. Сидят: К.К.Арсеньев, В.П.Гаевский, А.А.Краевский, А.Н.Пыпин. Комитет 1884 года»
12,2х18,7; 16,2х24,7
КУ 11774/10

 

Литературный фонд (полное название – Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным) основан в Петербурге в 1859 (существовал до 1918) по инициативе А.В.Дружинина. Среди организаторов – Н.А.Некрасов, А.Н.Островский И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский, П.В.Анненков и др. Деятельность Литературного фонда осуществлял выборный комитет, работавший безвозмездно; отчёты его публиковались в печати. Главным источником средств были пожертвования и доходы от организуемых комитетом спектаклей и концертов. Гаршин стал членом Литературного фонда в конце 1884: 11 ноября, по предложению А.Н.Плещеева, он был внесён комитетом в список кандидатов и 23 декабря избран единогласно общим собранием Общества. В 1884 принял участие в юбилейном сборнике Общества «XXV лет» («Сказка о жабе и розе»). В конце 1885 избран в члены комитета, в котором работал почти до самой своей кончины.

 

«<...> весной 1886 года Литературный фонд дал вечер, и я отправился послушать, как читают литераторы. Посещая часто театр, я привык к овациям, которые устраиваются актёрам и актрисам; я видел, как встречали Сару Бернар, – но всё это бледнеет перед встречей публикой Гаршина в тот памятный для меня вечер. Когда он вышел на сцену, рукоплескания, начавшиеся ещё до появления, усилились до невероятных размеров: встали многие и в партере, и в ложах, стучали стульями, дамы – веерами, и минут двадцать не смолкали плески и крики. Наконец Гаршин сел за стол, раскрыл книгу. – «Красный цветок», – прочитал он название рассказа, и опять затрещали аплодисменты в галерее, их тотчас подхватил партер, поднялась новая буря рукоплесканий <…> Гаршина вызывали бесчисленное число раз, и я как теперь вижу его, счастливого и гордого своим успехом: он проходит по сцене к своему стулу и, не кланяясь, смотрит на протянутые к нему руки, белые платки галереи и слушает этот слитный, долгий крик тысячной толпы, повторяющей на разные лады его звучную фамилию. Я пришёл за кулисы, там нашёл его, румяного, возбуждённого, с горящими глазами; мы расцеловались при встрече, и он подарил мне свою вторую книжку, по которой читал свой рассказ. <…>

<...> популярность Всеволода Михайловича в Петербурге вообще поражала своими размерами, учащаяся молодёжь перенесла на него симпатии, которые возбуждали прежде Тургенев и Достоевский, и успех разделял с ним разве только что А.Н.Плещеев. После каждого студенческого вечера, если присутствовал В<севолод> М<ихайлович>, его неизбежно качали на руках; когда он появлялся в театре, на публичной лекции в качестве зрителя, одобрительный шёпот встречал его появление; в альбоме любого студента, курсистки, гимназистов старших классов всегда можно найти его портреты».

В.И.Бибиков. Всеволод Гаршин


Н.М.Минский
Фотография. Петербург. 1870-е
На кабинетном бланке
11,0х8,8; 16,2х11,1
КП 50959/218

 

Николай Максимович Минский (наст. фам. Виленкин; 1856-1937) – поэт, драматург, философ, публицист, переводчик, приятель Гаршина. Автор стихотворения «Над могилой В.Гаршина», прочитанного им на похоронах (опубликовано в сборнике «Красный цветок»), а также статьи «Несколько слов о Гаршине по поводу десятилетия его смерти» (1898). В 1870-е был близок к радикально-народническим кругам; напечатал в нелегальном «Вестнике Народной Воли» стихотворение «Последняя исповедь». В 1884 происходит перелом во взглядах: разрыв с гражданской демократической поэзией и провозглашение индивидуализма – «самообожествление личности». Гаршин следил за литературным развитием Минского, принимал участие в чтении и обсуждении его произведений. Рецензия Минского на стихотворения Надсона, явившаяся результатом его новой общественно-политической ориентации, послужила поводом для прекращения их взаимоотношений. В 1900-е Минский – поэт-символист, организатор религиозно-философского общества, позже – редактор и сотрудник газеты «Новая жизнь».

 

«<…> из-за шахматного столика поднялся молодой человек малого роста, сильный брюнет еврейского вида, и, здороваясь со мной, назвал себя Минским. Потом на вечере он был довольно заметен: мил, обаятелен, весел, говорлив, остроумен. <…> К сожалению, Гаршины скоро разошлись с Минским; говорили, что поэт слишком самолюбив, претенциозен; на вечере этого не было заметно: наоборот, столь мрачный потом поэт и писатель высматривал очень простым и жизнерадостным».

В.П.Соколов. Гаршины


И.И.Ясинский
Фотография Павловского. Петербург. 1889
На кабинетном бланке, внизу: «Павловский. Невский пр. № 81 С.П.Б.»
На обороте чернилами автограф: «Дорогому другу Петру Васильевичу Быкову*. И.Ясинский. 20 дек. 89. СПБ.
Кипела жизнь - как сон, прошла…
Погасли сновиденья.
Над всем царит немая мгла
Бесстрастного забвенья.
Но ты не забывай меня, что бы ни случилось. И.Я.»
14,7х10,5; 16,4х10,6
КП 50950/71

 

Иероним Иеронимович Ясинский (1850-1931) – псевдоним Максим Белинский, беллетрист и публицист; сотрудничал в «Отечественных записках», «Вестнике Европы», «Устоях» и других изданиях; автор воспоминаний о Гаршине. Был близок к радикально-народническим кругам. В 1886 резко изменил общественно-политическую ориентацию и объявил о разрыве с традициями 1860-х, перенеся свою деятельность в «Русский вестник» и «Русское обозрение». После Октябрьской революции работал в Пролеткульте, вступил в коммунистическую партию; опубликовал мемуарный «Роман моей жизни». Гаршин считал Ясинского человеком «не без таланта», вместе с тем часто иронизировал над его вычурной манерой письма.

 

* Пётр Васильевич Быков (1844-1930) – поэт, беллетрист, историк литературы, библиограф. Составил ряд библиографических указателей и списков произведений писателей, в том числе Гаршина; занимался также росписью журналов («Отечественные записки» и др.), пользуясь при атрибуции и сведениями, полученными от авторов и их близких.

 

«Кстати о беллетристике: Мартьянов дал мне три кн. «Нового обозрения». И там есть этот Макс. Белинский: господи, что за извращение языка (о прочем не говорю). «В красной мякоти губ сверкнула жемчужная черточка». «На талии одиноко блестела пуговица». Черт знает что такое! Оскудела русская земля, что ли? Или это уж наше поколение такое бездарное. И то может быть».

Из письма к матери. 9 декабря 1881

 

«Из своих сверстников-писателей В.М. особенно любил Ясинского и Альбова. Он высоко ценил таланты названных беллетристов, и я помню, когда вышел в свет отдельным изданием роман Ясинского «Путеводная звезда», Гаршин одним из первых прочитал эту трогательную пьесу и говорил мне о своём восхищении <…>».

В.И.Бибиков. Всеволод Гаршин


А.М.Скабичевский
Фотография К.Шапиро. Петербург. 1880-е. Отпечаток 1899
На кабинетном бланке. На обороте: «Телефон № 101. Константин Александрович Шапиро. Фотограф Императорской академии художеств. Невский проспект, д. Римско-Католической церкви № 32. Ст.Петербург. Phot. Chapiro»
12,0х7,4; 17,0х9,8
КП 50948/193

 

Александр Михайлович Скабичевский (1838-1910) – критик и публицист народнического лагеря, в молодости сотрудник «Современника», а впоследствии «Отечественных записок» (где руководил отделом критики), «Дела», «Слова», «Устоев», «Русского богатства», «Новостей» и др. Гаршин болезненно реагировал на статью Скабичевского, который, характеризуя творчество Гаршина, Баранцевича, Альбова и Ясинского в серии критических фельетонов под названием «Наши новые беллетристические силы», первых двух упрекал за «возрождение некоторых свойств давно уже отжившего, казалось бы, романтизма», а последних уличал в «подражании французскому натурализму, в стремлении к холодному и бесстрастному протоколизму, страсти к скабрёзным сценкам» и пр. С этих позиций была рассмотрена и повесть «Надежда Николаевна», названная «романтической и мелодраматической чепухой».

 

«Скабичейство» о Вашей повести я читал. Удивляюсь, как Вы раньше не рассмотрели, какой узкий и ограниченный человек сей критик, - при всей его солидности и симпатичности» (Из письма С.Я.Надсона к Гаршину. 3/15 апреля 1885).

 


М.Н.Альбов
Фотография К.Шапиро. Петербург. <1889>
На кабинетном бланке; на обороте рекламный штамп: «Телефон № 101. Константин Александрович Шапиро. Фотограф Императ. Академии Художеств. Невский проспект д. Римско-Католической церкви № 32. Ст.Петербург»; коричневыми чернилами автограф: «Дорогому приятелю Владимиру Сергеевичу Лихачёву от преданного М.Альбова. 24 июня 89 г. СПб.»
11,0х8,5 овал, изображение; 14,8х10,0
КП 50948/562

 

Михаил Нилович Альбов (1851-1911) – беллетрист; сотрудничал в «Слове», «Деле», «Устоях», «Вестнике Европы». В критике 1880-х причислялся к группе виднейших молодых беллетристов и рассматривался как последователь Достоевского и французских натуралистов.

 

«Читали ли вы в «Слове» «День итога» Альбова? Вы, я знаю, не любите ничего кроме «О.З.», но это прочтите. Дурак Буренин говорит, что это Достоевский, разыгранный как «Фрейшиц, перстами робких учениц», но это по-моему чистое враньё. Некоторая неловкость изложения есть, это правда, но по-моему такой ясности и точности анализа у Д. не было. Правда, я читал только I часть».

Из письма к матери. 17 февраля 1879. Петербург


К.С.Баранцевич
Фотография В.Таубе. Петербург. <1881>
На рекламном визитном бланке, внизу: «В. Таубе. С.Петербург». На обороте: «Фотография В.Таубе по Невскому проспекту между Николаевской и Новой улиц. Петербург»; чёрными чернилами автограф: «Лучшему другу, старому товарищу и собрату по перу. К.Баранцевич. 17 Февраля 1881 г.»
9,0х5,6; 10,3х6,2
КП 50948/928

 

Казимир Станиславович Баранцевич (1851-1927) – беллетрист. Сотрудник «Отечественных записок», «Дела», «Вестника Европы»; автор воспоминаний о Гаршине.


Ю.Н.Говоруха-Отрок
Любительская фотография. Конец 1880-х – начало 1890-х
15,2х21,9
КП 21735

 

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок (1850-1896) – беллетрист, критик, публицист, сотрудник харьковской газеты «Южный край», деятель революционного движения; харьковский знакомый семьи Гаршиных, автор воспоминаний о писателе. Окончил харьковскую гимназию и поступил в Харьковский университет. C апреля 1874 руководил революционным кружком, имевшим целью пропаганду среди семинаристов. Арестованный в Екатеринославе в конце 1874, был заключён в Петропавловскую крепость, в 1877 предан суду (процесс 193-х), сослан в Тобольскую губ., в 1878 отдан под надзор полиции. С конца 1870-х жил в Харькове, отойдя от подпольной работы; деятельно сотрудничал в «Южном крае», харьковском журнале «Мир», а через Гаршина пытался связаться с петербургской журналистикой. С начала 1880-х эволюционировал в лагерь консерваторов. В критике продолжал традиции Ап.Григорьева и Н.Страхова. В 1889 переехал в Москву и до конца жизни состоял заведующим литературным и театральным отделом «Московских ведомостей», сблизившись с Л.Тихомировым и В.В.Розановым. Гаршин принимал живое участие в его литературной судьбе, помогал печататься в петербургских журналах; благодаря посредничеству Гаршина Говоруха-Отрок дебютировал как прозаик рассказом «Эпизод из ненаписанного романа».


 

«Вчера был у Михайловского и взял статью. Свинья этот Михайловский, по правде сказать. Неприятие Ю.Н.-ча статьи – скверное, несправедливое дело. Я написал было Ю.Н. свои рассуждения об этом, да порвал. Жалко было бы бранить ему М-го, которого он все-таки, должно быть, любит, если любит кого-нибудь, кроме Нади А<лександро>вой и чёрного кота».

Из письма к матери. 7 сентября 1879. Петербург


 

«Писал ли вам В.А.<Фаусек>, как наш Юрий Николаевич преуспевает? «В болоте» на сцене – и автора публика вызывала. Хотелось бы мне ужасно посмотреть его тогда. И право, не из глумления, а по дружественным чувствам, которые, несмотря ни на что, усидели во мне; в этой слабости к Юрию Николаевичу я как был, так и остался постоянным».

Из письма к матери. 3 января 1882. Ефимовка

 


Гаршин. Письмо (записка) к Н.А.Кузьминой. 2 февраля 1880
Автограф
Поступление от П.Е.Пороховника, 1963. Ф.254. оф 4890

 

«Уважаемая Наталья Александровна!

Может быть, вы ещё не забыли нашего намерения ехать завтра в монастырь? Думаю, что забыли, но на всякий случай сим сообщаю, что ехать не могу, ибо завтра приёмный день в ред. «Вестн. Евр.», куда я должен тащить статью одного моего приятеля.

Ваш. В.Гаршин

2.II.1880. Вашим поклоны».

 

Комментарий к тексту записки, в которой упоминается «статья одного моего приятеля» (видимо, Ю.Н.Говорухи-Отрока), см.: В.М.Гаршин на рубеже веков, Т. 1, с. 273-274. Публикация редакции.


 



В.Г.Короленко
Фотография. Начало 1880-х
На кабинетном бланке, внизу: «CABINET PORTRAIT. На обороте красным карандашом владельческая надпись: «Е.Черняк»
11,2х8,4 овал; 13,7х10,0; 16,4х10,4
КУ 11963

 

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) - прозаик и публицист народнического лагеря. За участие в студенческих кружках в 1876 арестован и выслан в Вологодскую губ. После возвращения в Петербург, за связи с революционерами, подвергался арестам в 1878 и 1879, после чего был в ссылке в Вятской губ., в Перми, в Якутской обл. Литературную деятельность начал в 1879 в «Слове»; впоследствии член редакции «Русского богатства» и один из основателей партии «народных социалистов». «Очерки и рассказы», кн. 1 (М., 1886) были положительно оценены Гаршиным. Участник художественно-литературного сборника «Памяти В.М.Гаршина» (1889). Автор статьи о Гаршине в «Истории русской литературы XIX в.» под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского (т. IV, 1910).

 

«<…> Читали вы Короленка? Напишите мне о нём что-нибудь. Я ставлю его ужасно высоко и люблю нежно его творчество. Это – ещё одна розовая полоска на небе; взойдёт солнце, ещё нам неизвестное, и всякие натурализмы, боборыкизмы и прочая чепуха сгинет».

Из письма к С.Я.Надсону. <20 декабря 1886>. Петербург

 

«В каждом периоде есть свои специфические мотивы, понятные только данному поколению, которым суждено безвозвратно утонуть в прошлом вместе со своей хронологической датой. И есть другие мотивы, тесно переплетающиеся с глубинами человеческой природы и человеческого духа, которые не отмирают, но переходят в будущее, как его органическая составная часть.

Гаршинское время - ещё далеко не история. А в произведениях Гаршина основные мотивы этого времени приобрели ту художественную и психологическую законченность, которая обеспечивает им долгое существование в литературе».

В.Г.Короленко. Всеволод Михайлович Гаршин. Литературный портрет


А.П.Чехов. (1860-1904)
Петербург. 1888
Фотография А.Пазетти. Москва. Фотокопия начала XX
12,1х10,3; 16,0х10,8
КП 52048

 

Гаршин высоко ценил талант Чехова, восторженно принял его повесть «Степь», назвав её автора надеждой литературы. Чехов два раза заходил к Гаршину и оба раза не заставал его; единственная их встреча состоялась, по-видимому, 13 декабря 1887 у А.Н.Плещеева. Весть о трагическом конце Гаршина исследователи отмечают как особую веху в жизни Чехова («среди видений, посещавших его, была тёмная, грязная лестница, в пролёт которой бросился Гаршин, которого он любил» (И.А.Бунин. О Чехове).

Чехов поместил в сборнике «Памяти Гаршина» рассказ «Припадок» о человеке «гаршинской закваски». Исследователи сравнивают Гаршина с героем чеховской «Чайки» Треплевым, которого сыграл на сцене Художественного театра Всеволод Мейерхольд (Карл Теодор Казимир Мейергольд, принявший при крещении в 22 года имя Всеволода в честь любимого писателя). См.: Шейкина М.А. Чехов и Гаршин. «Смерть героя». (В.М.Гаршин на рубеже веков, т .II, с. 50).

 

«Он познакомился с рассказами г-на Чехова с тех пор, как они стали появляться в «Новом времени», и высоко оценил его талант. «Степь» он прочитал накануне, и она произвела на него чрезвычайное впечатление. На него, любителя и поклонника русского юга, пахнуло широким дыханием летней степной природы, и он пришел в болезненный восторг; случайно ли совпало временное оживление его духа с прочтением этой повести или же действительно вынесенное сильное впечатление дало толчок его душевному состоянию, но он относился к ней с суеверным чувством благодарности. Чехов как будто воскресил его: «У меня точно нарыв прорвался, - говорил он, - и я чувствую себя хорошо, как давно не чувствовал».

В.А.Фаусек. Памяти Всеволода Михайловича Гаршина

 

«<…> он читал нам вслух только что появившуюся тогда, я сказал бы, «сюиту» Чехова «Степь». Чехов был ещё совсем неизвестное, новое явление в литературе. Большинство слушателей – и я в том числе – нападали на Чехова и на его новую тогда манеру писать «бессюжетные» и «бессодержательные» вещи… Тогда ещё тургеневскими канонами жили наши литераторы. <…>

Гаршин со слезами в своём симпатичном голосе отстаивал красоты Чехова, говорил, что таких перлов языка, жизни, непосредственности ещё не было в русской литературе. Надо было видеть, как он восхищался техникой, красотой и особенно поэзией этого восходящего тогда нового светила русской литературы. Как он смаковал и перечитывал все чеховские коротенькие рассказы!..»

И.Е.Репин. В.М.Гаршин. Из кн. «Далёкое близкое»

 

«Из всей молодёжи, начавшей писать на моих глазах, только и можно отметить трёх: Гаршина, Короленко и Надсона.

Из письма Чехова к Н.А.Лейкину. 26 января 1887. Москва

 

«<…> таких людей, как покойный Гаршин, я люблю всей душой и считаю своим долгом публично расписываться в симпатии к ним…»

Из письма Чехова к А.Н.Плещееву. 15 сентября 1888. Москва


 

«В этом рассказе <«Припадок»> я сказал своё, никому не нужное мнение о таких редких людях, как Гаршин. Накатал чуть ли не 2000 строк».

Из письма Чехова к А.С.Суворину. 11 ноября 1888. Москва

 

«<я> воздал покойному Гаршину ту дань, какую хотел и умел. Мне, как медику, кажется, что душевную боль я описал правильно, по всем правилам психиатрической науки».

Из письма Чехова к А.Н.Плещееву. 13 ноября 1888. Москва


Г.А.Бялый. В.М.Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов. М.-Л., АН СССР, 1937
Инв. № 27762


<< Часть II || Часть IV >>

 

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!