Фонд Н. С. Лескова. Каталог. Часть 3. Изобразительные материалы

III. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 

ИКОНОГРАФИЯ

 
Основную часть иконографии составляют материалы, поступившие в 1934 из архива писателя от его сына А.Н.Лескова, поэтому в каталоге указываются только другие источники поступления.


ПОРТРЕТЫ Н.С.ЛЕСКОВА


Живопись

1.       Лесков
А.Ледаков. 1872
Холст, масло
Погрудный, почти ½ вправо. Темные волосы, небольшие усы и борода. В темно-зеленом сюртуке с черным воротником, темном жилете и галстуке бантом
Справа маслом подпись художника: «Анатолий Ледаков. 1872 г.»
66,5х65,0 овал
КП 43216
 
«Крестьянским мальчиком он растирал краски художнику, выписанному в его рязанскую деревню для реставрации иконостаса в местной церкви. Живописцу он показался шустрым, и он взял мальца с собой в Петербург. Дальше паренек подучился, патрон устроил его в какую-то школу, а потом и в Академию художеств, которую тот окончил без блеска. Таланта не оказалось, но сметки и понимания, где раки зимуют, хватало.
В столице он заменил казавшееся ему оскорбительно простонародным имя Антон на более утонченное Анатолий, а в совершенно неудобном деревенском прозвище <Елдаков> переставил некоторые буквы, создав малопонятную, но приемлемую в общежитии фамилию Ледаков. С неслишком звучным отчеством Захарович — примирился.
Приземистый, очень неладно, но и очень крепко сши­тый, нос лопатой, он был не только некрасив, но имел в себе что-то отталкивавшее. Сильно глуховатый, он кричал, грубо и противно произнося многие слова.  <…>
Кулак от юных лет, он, путем больших лишений и каких-то операций, к тому времени уже сколотил копейку и беззастенчиво ссужал своих знакомых деньгами на самых беспощадных ростовщических условиях. Разживясь на самом лютом дисконте, он стал кредитовать газеты, властно ведя в них “художественную критику”, да и вообще держался в них хозяином.
Бездарность его, как художника, закреплена навечно написанным им в 1871 году «в кредит» масляными крас­ками портретом Лескова, заслуженно не имевшим ника­кого успеха на современной очередной выставке картин в Академии художеств» (А.Л.: I, 319-320).
 
«Однажды днем мать моя принимала в гостиной приехавшую с каким-то приглашением чету Ледаковых. На несчастье, вскоре вернулся откуда-то отец. Услыхав непомерно громкий голос литературно-художественного ростовщика, он стремительно вошел в гостиную, поздоровался с женой Ледакова, а протянувшему ему руку “Антошке” бросил в лицо: “Я мерзавцам руки не подаю” и прошел дальше» (А.Л.: II, 46).
 
2.       Лесков
И.Банистер. 1890
Холст, смешанная техника
Поясной, ¾ вправо. С усами и бородой. Воротничок светлой рубашки в красную полоску, пестрый жилет, пестрый шейный платок
Вверху справа маслом подпись художника: «IvanBanister»
89,0х71,0
КП 3106
 
Костюм написан по фотографии Н.Чеснокова 1888–1889 (См. № 103).
 
3.       Лесков 
З.Ахочинская. 1889
Холст, масло
Оплечный, ¾ вправо. Короткие усы и борода
На изображении внизу слева маслом подпись художницы: «Ахочинская»
52,0х41,0
КП 841
 
Написан в мастерской И.Е.Репина зимой 1888–1889.


Рисунки

 
№74. Н.Лесков. Силуэт. 1873
4.       Лесков
Неизвестный художник. 1873. Петербург
Вырезной силуэт из черной бумаги
Оплечный, ½ вправо. С бородой, в шляпе
На сиреневой подложке, наклеенной на картон, внизу черными чернилами автограф Лескова: «Н.Л. – 873». На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «На масляной, на балаганном гуляньи со мною. 1873 г. А.Л.»
6,1х4,8 силуэт; 10,3х6,5
КП 392
 
№75. Н.Лесков. И.Репин. 1889
5.       Лесков
И.Репин. 1889, февраль-март
Бумага, карандаш
Поясной, ¾ влево. Сидит в кресле у стола
На обороте карандашом надпись А.Лескова: «Рисунок, невольно заставляющий вспомнить помещенный в изд. переводчика на франц. яз. Denis Roche, 1906 г. “Gens de Russie Nicolas Léskov”, иподписанный“И.Репин. 1889”. “D’aprèsundessindeRépine”. Несомн<енно> Репина д<олжно> б<ыть> начало (февр., март) 89 года А.Л. Лучшее из всего, что я знаю, по передаче экспрессии лесковского взгляда в умеренном настроении, манеры сидеть и смотреть как бы дальше собеседника»
23,0х18,3
КП 718
 
«Между художником и писателем как бы слагается единомыслие. Первый иллюстрирует рассказы: “Лев старца Герасима”, “Гора” (“Зенон златокузнец”), “Прекрасная Аза”, “Совестливый Да­нила”. Они не всегда удовлетворяют второго. <…>
Судя по появлению имени Репина в письмах Лескова, знакомство их завязалось в зиму 1887—1888 годов. Где? Возможно, на “пятницах” Я.П.Полонского, а может, и на одной из всегда посещавшихся Лесковым художе­ственных выставок. Художник заинтересовывается на редкость самобытной “натурой” и настаивает на необходимости портрета. Лесков уступает натиску. Встречная заинтересованность его крупнейшим современным ху­дожником и новым знакомым, по кипучему темперамен­ту, сперва круто взметнула ввысь, довольно долго про­держалась в зените и... пошла на убыль: глубоких корней для дружества или хотя бы стойкого приятельства не было. Так или иначе, сеансы начались, но вскоре же пошли перебои и возражения. 26 сентября 1888 года Репин пытается переубедить Лескова, заявившего о нежелании иметь свой портрет.
“Глубокоуважаемый Николай Семенович!
Меня очень удивили мотивы, по которым вы не же­лаете допустить существование вашего портрета. Ничего подобного я предположить не мог и не могу и теперь. Не я один, вся образованная Россия знает вас и любит как очень выдающегося писателя с несомненными заслу­гами, как мыслящего человека в то же время... Да что на эту тему писать... Уж вы простите, не мне, грешному, объяснять вам ваше значение в русской литературе и русской жизни. Это значение большое, оно есть, и мы его, если бы даже и пожелали — не можем не призна­вать. Портрет ваш необходим. Он будет, несмотря на ваше нежелание его допустить; он дорог всем искренно любящим наших деятелей. Что же касается каких-то на­падок на вас, когда-то бывших, как вы пишете, то я о них первый раз слышу <...> Надеюсь скоро увидеться с вами и лично поговорить подробней, если вы позволите. Право, вы делаете так много чести какому-то земскому и совсем неизвестному шантажу против вас, что мне даже обидно. Вас искренно и глубоко уважающий И.Репин”.<…>
Лескова удивило полное незнакомство художника с публицистическими бурями, бушевавшими в его отече­стве в шестидесятых годах, и профессионально даже как бы задело. В конце концов Репин добивается своей цели: сеансы возобновляются, но явно ведутся Лесковым не так, как хотелось бы художнику.
15 декабря 1888 года устало и с раздраженностью за­канчивается письмо к Н.П.Крохину:
“Репин начал пи­сать мой портрет, но мне жаль времени, и я виновник за­медления, что работа художника не идет. Все занят, и все некогда. Так, верно, и издохну в упряжке”.  <…>
23 февраля 1889 года, уступая просьбам Репина, Лесков даже читает у него в мастерской, в большом собрании элегантных дам и маститых мужей, своего “Зенона златокузнеца”. Все это хорошо, а вот “позирование” не уда­ется, и портрет не движется. Лескова к нему не только не тянет, но даже как бы отвращает...
Дело затягивается, прискучает, а тем временем вкусам и требованиям Лескова становятся дороже и ближе по­лотна Н.Н.Ге. В новом своем настроении, насмотревшись на картину последнего, изображающую Христа перед Пилатом, он глубоко удовлетворенно и убежден­но пишет мне 15 февраля 1890 года: “Сожалею, что смот­рел картину без тебя, и буду огорчен, если ее снимут с выставки прежде, чем ты приедешь и ее увидишь. Это первый Христос, которого я понимаю. Так только и мог написать друг Толстого Ге”. В недатированном письме к Ахочинской, видимо, первых месяцев 1889 года, Лесков мимоходом, но уже определенно высказался: “Я отклонил желания Крамского и Репина, и он на меня за это недоволен, но я не желаю иметь своего портрета на выставке,— и его не будет”. Его там и не было. <…>
Так дело и обошлось без портрета. И это, конечно, очень жаль: при удаче могло быть создано “ослепительное” запечатление Лескова поры, когда у него еще “все силы и страсти были в сборе”. <…>
Но вот прошло больше, чем полустолетие, а “обида” Репина на Лескова за противление созданию его портре­та и сейчас разделяется всем сердцем, гневит и точит его».
А.Л.: II, 222–225


Фотографии

 
6.     Лесков
Фотография. 1860.
Погрудно, ¾ вправо. Небольшие усы и борода, в темном сюртуке, темный галстук бантом. 4,7х4,1 овал. На фотографии внизу черными чернилами: «1860». В овальной бронзовой рамке под стеклом
КП 50948/1967
 
7.       Лесков
Фотокопия К.Шапиро. Петербург. 18801881. С фотографии С.Левицкого 1860-го
В рост, ¾ вправо. Небольшие усы и борода, в светлом сюртуке. Стоит, прислонившись к балюстраде, заложив левую руку в карман брюк
8,8х5,4. На визитном бланке, внизу набором: «Константин Шапиро. С.Петербург». На обороте рекламный штамп: «Светопись и живопись Константина Шапиро. Фотограф Императорской Академии художеств. Невский проспект д. Римско-Католической церкви № 32. Ст.Петербург. Ширл и Скамони. С.П.Б.»
От В.В.Воинова, 1936. КП 50948/1991
 
8.       Тоже
Фотокопия. 1931
9,7х5,8; 11,5х8,5
На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Копия. – Никол. Лесков. 1860 года, С.п.б. 1й год литературной работы. “Александре Николаевне Якоби. 6 июня 88 г.”

Константин Шапиро.
Невск. д. Римск. кат. церкви №32

 Пересн. с экз. хран. в ИРЛИ. 14.5.31 г. по моему заказу. Андрей Лесков».
КУ 12665/173
 
А.Н.Якоби (урожд. Сусоколова, в 1-м браке – Якоби, во 2-ом Тюфяева, в 3-м Пешкова, псевд. Толиверова, 1842–1918) – издательница детского журнала «Игрушечка», где Лесков поместил рассказы «Христос в гостях у мужика» (1881, № 1), «Лев старца Герасима» (1888, № 4), «Дурачок» (1891, №1). Познакомились в 1881 и находились в дружеских отношениях. О журнале и деловых качествах издательницы Лесков был невысокого мнения и часто посылал ей в письмах «напряги», которые та терпеливо сносила.
 
«Когда-то дружески расположенный к ней, Лесков постепенно именовал ее сперва “немилосердною”, а дальше и “ваше высокобестолковство”, а издававшийся ею, полученный из рук Т.П.Пассек, детский журнальчик “Игрушечку” переименовал в “Лягушечку”. Стихийный образ жизни ее и ведение разновидных издательских дел возмущал его, порождая суровые приговоры и жестокие разносы ее в письмах раздражавшегося Лескова. Требовалось исключительное ее беззлобие и снисходительность, чтобы не только переносить их, но и безропотно продолжать сохранять становившиеся очень острыми отношения»
А.Лесков: II, 389–390
 
№79 Н.Лесков.1864
9.       Лесков 
Фотография В.Лапре. «Светопись, бывшая С.Левицкого». Петербург. 1864
Погрудный, ¾ вправо, в очках. Волосы зачесаны назад, ниже ушей; небольшие усы и борода
6,1х4,8 овал.  На визитном бланке, внизу набором: «Светопись бывшая Левицкого. На Невском просп. против Казанского Собора № 28»; черный штамп: «В.Лапре». На обороте внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1864 г. А.Л.»
КП 50948/242
 
10.             Лесков
Фотография Н.Досса. Петербург. До 1866
Поясной, почти ½ влево. Волосы зачесаны назад, ниже ушей; небольшие усы и борода. В светлом сюртуке. Сидит, скрестив на груди руки
8,5х5,1 в свету. На визитном бланке, в паспарту. Наоборотерекламныйштамп: «N.Doss. Perspective de Nevsky au coin de la place Amirauté maison Greff № 1. St.Peterbourg»;  черными чернилами автограф: «Ефиму Федоровичу Зарину, человеку, которого более всех присных и знаемых возлюбила душа моя. Н.Лесков. 2 Nоября 66 г. С.п.б. [так!]».
От Н.Е.Зарина, 1936. КП 50948/976
 
Е.Ф.Зарин (1829–1892) – критик, переводчик, поэт.
 
«За Зариным Лесков числил большой заслугой разоблачение в молодости, в корреспонденциях, бесчисленных гнусностей пензенского губернатора А.А.Панчулидзева и достойного его сподвижника, пензенского губернского предводителя дворянства А.А.Арапова. Зарины упоминаются или подразумеваются не один раз в лесковских статьях и рассказах».
А.Л.: I, 313–314
 
11.             Лесков
Фотография Л.Барклая. Петербург. IIполовина 1860-х
Поясной, ½ вправо. Небольшие усы и борода. В темном запахнутом пальто. Сидит, скрестив на груди руки
8,3х5,4. На визитном бланке, внизу набором: «Фотография Л.Барклай. На Невском просп. рядом с думою д. № 29. В С.Петербурге». На обороте карандашом: «Стебницкiй»
От М.А.Щербачёвой, 1937. КУ 12665/2460 
 
12.             Тоже
Фотокопия XIX в.
8,6х5,5. На визитном паспарту. Внизу черными чернилами: «Стебницкiй»
От В.И.Бромстрем, 1937. КУ 12665/2148 
 
13.             Лесков
Фотография CharlesBorchard. Ревель. 1870
Погрудный, ¾ вправо. Небольшие усы и борода. В шляпе, светлом сюртуке с темным воротником
9,2х5,9. На визитном бланке, внизу обрезан. На обороте рекламный штамп: «PhotographievonCharlesBorchardReval»; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Лето на даче в Ревеле. 1870 г. А.Л.»
КП 50948/2039
 
Воспроизведено: ПСС,  т. VII. СПб.: А.Ф.Маркс, 1897, на фронтисписе.
 
14.             Лесков
Фотография Г. (А.) Деньера. Петербург. 1874
Почти поясной,3/4 влево. Небольшие усы и борода. В светлом двубортном сюртуке с темным воротником, застегнутом на верхнюю пуговицу
7,9х5,4 овал. На визитном бланке, внизу набором «Г.Деньер. С.-Петербург». На обороте рекламный штамп: «Фотограф Их Имп. Величеств художник Г.Деньер. На Невском просп. д. гр. Строгоновой»; справа черными чернилами автограф: «Никол. Лесков. 14 Апреля 874. С.п.б.»
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/26
 
Сергей Петрович Шестериков (1903–1941, погиб на фронте), в 1930 репрессирован, 1931–37 – Соловецкий лагерь. Исследователь творчества Лескова, автор «Библиографии сочинений Лескова» (Известия ОРЯЗ, т. ХХХ, Л., 1926) и неопубликованной летописи «Труды и дни» Лескова.  
 
«… в Саратове С.П. вступил в деловые отношения с В.Д.Бонч-Бруевичем, бывшим в ту пору директором Государственного Литературного музея и главным редактором его “Летописей”. С.П. предложил прокомментированные им письма Лескова и другие материалы в посвященную писателю  “Летопись”, на что Бонч-Бруевич ответил (через свою секретаршу) согласием 29 мая 1938 г., а 8 июня уже сам написал Шестерикову в Саратов.
В этот приезд С.П. в Москву состоялось их личное знакомство. Бонч-Бруевич предложил заключить с ним договор, на что С.П. ответил:
– Но ведь у меня не чистый паспорт. Я не имею права жить в Москве и других крупных городах Союза.
– А меня, голубчик, это совершенно не интересует, – последовал ответ. – На это есть специальные органы. Мне важно одно – что вы специалист по Лескову.
7 августа Бонч-Бруевич сообщал Андрею Николаевичу Лескову в Ленинград, что редактором обоих томов “Летописей” по Лескову будет Шестериков, “высококвалифицированный специалист, может всё прокомментировать”. В августе же С.П. получил по почте в Одессе договор с издательством Литературного музея на редактирование им двух томов лесковских “Летописей”. <…>
1 февраля 1939 г. С.П. приехал на месяц в Москву для свидания с Бонч-Бруевичем и передачи ему готовых материалов лесковской “Летописи”».
К.П.Богаевская. Замечательный библиографический дар (С.П.Шестериков поличным воспоминаниям и письмам). – «Советская библиография», № 3, май–июнь 1991, с. 85–86
 
 
«Вопреки обычному увлечению биографов своими героями, я питаю к нему только ненависть – к его позерству, неискренности и лицемерию – и боюсь впасть в крайность разоблачения. Он мне насквозь отвратителен».
Из письма к К.П.Богаевской. 27 сентября 1938 (Там же, с. 81)
 
«Лесков – то, что я не перевариваю в жизни, – святоша и лицемер, типичный Тартюф, вся злость и лицемерие которого проступают именно при том углубленном и всестороннем исследовании, которому я его подвергаю. Лесков-сын – точная копия папаши, без его таланта, конечно, но с огромной самоуверенностью и  самовлюбленностью. Всю жизнь ничего по подготовлению материалов о своем отце не делал, продал библиотеку, архив (то, что он продал теперь в ГЛМ, – остатки жалкие), а столкнувшись со мной в 27 г., понял, что свои знания сына может реализовать, рассыпался передо мной мелким бесом и заполучил от меня все, что я собирал до дня своего исчезновения; в мое отсутствие кое-что опубликовал, конечно, храня гордое молчание об источнике знаний…»
Из письма к К.П.Богаевской. 4 декабря 1938 (Там же, с. 82)
 
15.             Лесков
Фотография В.Воюцкого. Киев. 1874
Погрудный, 1/2 вправо. Небольшие усы и борода. В пенсне. В светлом сюртуке, белый галстук бантом
6,6х5,6 изображение в овале; 9,1х5.8. На визитном бланке. На обороте рекламный штамп: «Фотография Виктора Воюцкого в Киеве. Фундуклеевская улица, дом Оциславского»; вверху коричневыми чернилами автограф: «Н.Лесков. 29 сент. 874. С.п.б.»
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/28
 
16.             Тоже
6,7х5.6 изображение в овале; 9,2х5,8. На визитном бланке, внизу справа набором: «Фот. Воюцкого в Киеве». На обороте рекламный штамп (см. выше); надписи А.Лескова: вверху карандашом: «1874 год. А.Л.», внизу фиолетовыми чернилами: «1874 г. в побывку со мною. А.Л.»
КП 50948/243
 
17.           Тоже
6,7х5.1 изображение в овале; 9,0х5,8. На визитном бланке, внизу справа набором: «Фот. Воюцкого в Киеве». На обороте рекламный штамп (см. выше) и автограф Лескова: «Марии Владимировне Киселевой от захудалого писателя. Москва. 3 окт. 874. (в доме сомнительной репутации)».
В альбоме М.В.Киселевой.
Дар М.П.Киселева, 1956. КП 33575/7
 
      Мария Владимировна Киселева (урожд. Бегичева, дочь драматурга-переводчика В.П.Бегичева, 1847-1921) – детская писательница; сотрудничала в журналах «Детский отдых», «Родник» и др.
 
№88.Н.Лесков. 1875
18.           Лесков 
ФотографияFrançois de Mezer. Киев. 1875
Портрет, поясной, ¾ влево (ближе к профильному). Небольшие усы и борода. В расстегнутом сюртуке, темном жилете. Сидит на стуле, скрестив руки
9,0х5,6. На визитном бланке, внизу набором: «FrançoisdeMezerà Kieff». На обороте фирменный штамп с гербом и текстом: «FrançoisdeMezerPhotographdel’Université deSt.Wladimirà Kieff»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1875 г., май, проездом в Париж и затем Мариенбад. А.Л.»
КП 50948/244
 
19.            Лесков
Фотография К.Шапиро. Петербург. 18771878, зима
Почти поколенный, ¾ влево. Небольшие усы и борода. В пенсне. Сидит в бобровой шубе и шапке
12,2х8,3. На кабинетном бланке, внизу карандашом, бледно, надпись А.Лескова: «Прибл. 78–80 г.». На обороте рекламный штамп: «Светопись и живопись Константина Шапиро в С.Петербурге. Невский просп. д. учетного банка № 30. Ширль и Скамони С.П.Б.»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1877/8 год, зима. А.Л.»
КП 50948/245
 
20.             Лесков
Фотография К.Шапиро. Петербург. Конец 1870-х 1881. Поздний отпечаток
Погрудный, почти ½ влево. Небольшие усы и борода. В пенсне со свисающим шнурком. В однобортном сюртуке, темный галстук
10,4х8,5 овал. На кабинетном бланке, внизу очень бледный фирменный штамп фотографа (с негатива): «Константин Шапиро. Невский просп. У Казанского моста дом № 30» – слева; справа тот же текст по-французски. На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1880/81 гг. А.Л.»
КП 50948/246
 
Воспроизведено: «Живописное обозрение», 1883, № 31, 30 июля, с. 65.
 
№91. Н.Лесков. Начало 1880-х
21.             Лесков
Фотография <Klonowski& Cie. Петербург>. Начало 1880-х
В рост, почти ½ влево. Сидит боком в кресле, поджав правую ногу, читает
13,6х9,9. На кабинетном бланке, внизу: «Cabinetportrait»; черными чернилами автограф: «Брату Алексею Семеновичу. Н.Лесков. 28 Авг. 87 г. С.п.б.». На обороте карандашом рукой <А.Лескова> воспроизведен штамп фотографа: «KLONOWSKI& Cie. Photographieartistique. St.Péterbourg. 11 Большая Садовая12. Рядом с Публичной Библиотекой»; ниже фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1883-ий год. А.Л.»
КП 50948/247
 
22.             Тоже
13,6х10,0. На кабинетном бланке, внизу: «Cabinetportrait» и черными чернилами автограф: «Виктору Александровичу Гольцеву, товарищу по изгнанию. Н.Лесков»
От Ю.С.Гольцевой, 1964.КП 39278
 
В.А.Гольцев (1850–1906) – публицист, редактор журнала «Русская мысль».
 
23.             Лесков
Фотография А.Лоренса (Лоренца). Петербург. 1883–1884
Поясной, ½ вправо. Небольшие усы и борода. В пенсне со свисающим шнурком. В однобортном сюртуке, застегнутом на верхнюю пуговицу. Ретуширован
 24,3х19,8 в свету; В паспарту (30,6х26,8); на паспарту карандашом вверху: «№ 2»; внизу: «Leskow». На листе папиросной бумаги, приклеенной к обороту, карандашом надпись А.Лескова, внизу: «№ 30. Фотогр. Лоренца, 1883/84 г. Воспроизв. в Вольфовских “Известиях”, март, 1900 г., № 6»; справа: «Воспроизв. в т. VII. Полн. собр. соч. изд. 1897 г., но в обратном повороте, смотрящим налево»
КП 50948/259
 
Воспроизведено:  «Известия книжных магазинов т-ва М.О.Вольф». 1900, № 6, март, с.83.
 
24.             Лесков
Фотография «Везенберг и К°». Петербург. <1884–1885>
Погрудный, ¾ влево. Небольшие усы и борода. В однобортном сюртуке, пестром галстуке, на груди шнурок от пенсне
7,1х4,7 изображение, овал; 8,6х5,2. На визитном бланке, внизу: «Везенберг и К°. С.Петербург». На обороте: «Фотография Везенберг и К°. Вознесенский просп. № 32. С.Петербург. Существует с 1865 г.»; вверху черными чернилами: «№ 18»; внизу чернильный штамп: «Стебницкий», надпись карандашом: «Приб<лизительно> 1884/5 г.»
От Л.М.Василевского, 1934. КУ 12662/655
 
25.             Тоже
На обороте: «Фотография Везенберг и К°. Вознесенский просп. дом № 26/30. С.Петербург. Существует с 1865 г.»; вверху черными чернилами: «№ 18»; внизу чернильный штамп: «Стебницкий», надпись карандашом: «Приблиз. 1884/5 г.»
От З.И.Куницкой, 1935. КУ 12665/1243
 
26.             Лесков
Фотография К.Шапиро. Петербург. 1884–1885. Отпечаток после января 1887
Поясной, ¾ вправо. Небольшие усы и борода. В темном однобортном застегнутом пиджаке, галстук с булавкой
11,2х8,5 овал. На кабинетном бланке, внизу очень бледно (с негатива) фирменный штамп. На обороте рекламный бланк: «Телефон № 101. Константин Александрович Шапиро. Фотограф Императ. Академии Художеств. Невский проспект д. Римско-Католической церкви № 32. С.Петербург. Phot. Chapiro. St.Pétersbourg. Telephon№ 101. Скамони СПБ.» и  фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1884/5 гг. А.Л.»
КП 50948/248
 
Воспроизведено: «Альбом портретов русских писателей». Вып. I. Изд. В.В.Комарова. СПб., 1891, л. 26.
 
27.             Тоже
Погрудный, ¾ вправо (меньший поворот). Увеличен и ретуширован
39,0х29,0 овал, в свету. В паспарту (58,9х43,3); внизу тиснёный штамп: «Фотограф Имп. Ак. Худ.Констант. Шапиро. С.П.Бург. Невск. пр. № 32»; чёрными чернилами автограф: «Был болен и вы посетили меня. Мф. XXV, 36. Льву Бернардовичу Бертенсону благодарный Николай Лесков. 1887».
От Л.Б.Модзалевского, из архива Л.Б.Бертенсона, 1934. КП 50948/370
 
О Л.Б.Бертенсоне см. № 14.
 
28.             Лесков
Фотография Г.(А.) Деньера. Петербург. 1885–86
Поясной, 3/4 вправо (ближе к прямоличному). В пенсне. В тёмной блузе с накладными карманами и бархатной скуфейке
12,5х8,8 изображение, овал; 14,5х10,2. На кабинетном бланке, внизу: «Г.Деньер. С.-Петербург» и черными чернилами полустершийся автограф Лескова: «<Брату> А<лекс>ею. С<мир.> Ер. Николай». На обороте рекламный штамп: «Фотограф Их Императорских Величеств Художник Г.Деньер. С.Петербург. На Невском проспекте д. графа Строгонова № 19. И.Скамони. С.П.Б.» и фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Надпись: «Брату Алексею Смир. Ер. [Смиренный Ересиарх]* Николай». 1885/6 г.г. А.Л.»
КП 50948/249
 
*Сокращение раскрыто А.Лесковым.
 
29.             Тоже
Погрудный, 3/4 влево. Без пенсне
14,6х10,1. На кабинетном бланке, внизу: «Г.Деньер. С.-Петербург». На обороте рекламный штамп: «Фотограф Их Императорских Величеств Художник Г.Деньер. С.Петербург на Невском проспекте д. графа Строгонова № 19. И.Скамони. С.П.Б.»
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 38224
 
30.             Лесков
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1888–89
Поясной, ¾ вправо. С усами и бородой. В темном однобортном расстегнутом пиджаке, жилете с восточным орнаментом; темный шейный платок, светлый воротничок в темный горошек
21,3х15,1. На бланке «Империаль» (24,8х17,5). На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.Чеснокова. Знаменская 47. С.П.Б.»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1888–1889 гг. А.Л.»
КП 50948/255
 
31.             Тоже
21,0х15,1. Без бланка. На обороте фотографии карандашом надпись А.Лескова: «Февраль 1890 года, фотография Н.Чеснокова. СПБ. Верно: А.Лесков»
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/34
 
32.           Тоже
Изображение немного укорочено
13,9х9,8. На кабинетном бланке, внизу: «Cabinetportrait». На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова уг. Знаменской и Гродненского пер. д. № 478»; надписи карандашом вверху: «Н.С.Лесков»; внизу: «Февраль 1890 г.»
От В.В.Воинова, 1936. КП 50948/1454
 
33.           Тоже
Изображение погрудное
13,9х9,7. На кабинетном бланке, внизу черными чернилами  автограф: «Наталье Николаевне Блументаль, моей куме, которую я дружески люблю и уважаю за ея человеколюбивое сердце и простой обычай. Николай Лесков. С.п.б. 1891 г.». На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.Чеснокова. Знаменская 47. С.П.Б.»; вверху карандашом по старой орфографии: «Писатель Николай Семенович Лесков»
Из антикварного книжного магазина МОГИЗ № 14, 1935. КП 50948/1977
 
34.           Тоже
25,0х19,6 овал, в свету. В кожаной раме (34,5х30,5) с кожаным футляром. На картонной подложке футляра фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Подарен Л-вым сыну. 21 сент. 1889 г. А.Л.» и карандашом: «№ 3»
КП 50948/240
 
35.            Лесков
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1888–1889
Поясной, ¾ вправо. С усами и бородой. В темном однобортном распахнутом пиджаке; жилете с восточным орнаментом, светлый в темную полоску воротничок, пестрый темный шейный платок
19,5х13,0. На бланке «Будуарном» – 21,7х13,7. На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Уг. Знаменской и Гродненского пер. д. № 47-8»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1888/9. А.Л.»
КП 50948/256
 
Воспроизведено: ПСС,  т. VII. СПб.: А.Ф.Маркс, 1897, на фронтисписе.
 
36.            То же
19,9х13,1. На бланке «Будуарном» – 21,5х13,7. Внизу автограф: (адресат срезан) «на добрую память. Николай Лесков. 20.III.1892». На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Уг. Знаменской и Гродненского пер. д. № 47-8»
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/25
 
37.            То же
20,5х14,7. На бланке «Будуарном» – 21,7х15,4. На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Уг. Знаменской и Гродненского пер. д. № 47-8»
От В.В.Воинова, 1936КП 50948/1453
 
№108. Н.Лесков. Фотография Н.Чеснокова. 1888-89
38.            То же
21,5х16,2. На бланке «Империаль» – 24,5х16,9. Внизу тиснение золотом: «Н.Чесноков. СТ.Петербург Бассейная № 4». На обороте рекламный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. СТ.Петербург Бассейная ул. Близ Литейного пр. д. № 4»; внизу карандашом надпись А.Лескова: «1889-90. А.Л.»
КП 50948/251
 
39.            То же
В другой позе: поколенный, ¾ вправо. Сидит в кресле, руки на коленях, пальцы рук переплетены
21,5х16,6. На бланке «Империаль» – 24,7х17,0. Внизу тиснение золотом: «Н.Чесноков. СТ.Петербург Бассейная № 4». На обороте рекламный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. СТ.Петербург Бассейная ул. Близ Литейного пр. д. № 4»; внизу карандашом надпись А.Лескова: «1889-90. А.Л.»
КП 50948/252
 
40.            То же
В другой позе: поколенный, ¾ вправо. Сидит, облокотившись на круглый столик, пальцы рук переплетены
21,8х16,6. На бланке «Империаль» – 24,7х17,0. Внизу тиснение золотом: «Н.Чесноков. СТ.Петербург Бассейная № 4». На обороте рекламный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. СТ.Петербург Бассейная ул. Близ Литейного пр. д. № 4»; внизу карандашом надпись А.Лескова: «1889-90. А.Л.»
КП 50948/253
 
№111. Н.Лесков. 1888-89
41.            То же
В другой позе: поколенный, ¾ влево. Стоит, держась левой рукой за стул, правая - в кармане брюк
21,2х15,7. На бланке «Империаль» – 22,8х16,1. На обороте чернильный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова уг. Знаменской и Гродненского пер. д. № 47-8»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1889/90 г.г. А.Л.»
КП 50948/254
 
42.            Лесков
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1890–1893
Погрудный, ¾ влево. Небольшие усы и борода. В полосатом пиджаке и в скуфейке
13,8х10,5. На кабинетном бланке. На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4»; внизу  фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «д.б. 1890 г. <исправлено с 1888> А.Л.»
КП 50948/257
 
43.            То же
Чуть меньший поворот влево
14,0х10,7. На кабинетном бланке. На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4»; внизу  фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «видимо 1890 г. <исправлено с 1888> А.Л.»
КП 50948/258
 
44.            Лесков
Фотография Е.Бём (Эндауровой). Меррекюль. Лето 1892
Поколенный, ¾ влево. В поддевке и картузе. Стоит у садовой скамейки, заложив левую руку в карман, в правой руке зонт. За спиной стволы деревьев и кусты
11,0х8,2; 16,9х12,5 красное паспарту. На обороте надписи А.Лескова: «Снимок Бём, в Мерекюле, летом, 1892 г. А.Л.» – вверху, карандашом; «В Меррекюле, летом у Бем. Сам Л. жил в то лето в Шмецке, рядом. А.Л.» – внизу, фиолетовыми чернилами
КП 50948/268
 
45.            Тоже
10,9х8,3; На красном паспарту (14,2х11,3)
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/27
 
46.            То же
Отпечаток Н.Чеснокова с негатива Е.Бём 1892
Изображение выше пояса
9,0х6,0. На визитном бланке. На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Turkel& Steiner, Vienne» и фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Портрет очень сильно на меня похожий. Снят у Бём в Меррекюле летом 1892 г. Н.Лесков. Верно: Андрей Лесков. Подл<инник> подарен мною 11 марта 1926 г. в Пушк. Дом. А.Лесков»
КП 50948/267
 
47.            Лесков с воспитанницей Варей Долиной
Фотография Е.Бём. Мерекюль. Летом 1892. Снимок, одновременный с предыдущими
В рост, в поддвке и картузе. Стоит, положив руку девочке на плечо
16,9х12,5; 25,1х17,2 паспарту. На обороте вверху карандашом надпись А.Лескова: «Снимок Бём, в Мерекюле, летом, 1893 г. <последняя цифра зачеркнута> д<олжно> б<ыть> 2 А.Л.»
КП 50948/269
 
«1883 год внес в склад нашей жизни нечто, сперва принятое как незначительное, а затем оказавшееся многопоследственным.
На исходе ноября на кухне появилась дремучая “чухонка”, а с нею и девочка в заношенном розовеньком ситчике. Переночевав, “чухонка” уехала, а не говорившая ни слова по-русски девочка осталась и, дичась всех, стала бегать за нашей горничной Кетти, когда та “служила у стола”, и вообще появлялась в “комнатах”, цепко держась за ее юбку. Это была дочь Кетти Варя, родившаяся 4 декабря 1879 года и сданная ею тогда в Воспитательный дом. Оттуда девочка была передана “на воспитание” в подпетербургскую финскую деревню Кейдала.
По уверению Кетти, с наступлением ребенку полных четырех лет мать теряла на него все права. Кроме каморки с форточкой на парадную лестницу, в которой до сих пор обычно жили у нас горничные, в глубине квартиры, за передней и коридором, около кухни была просторная “людская”, где пока спала кухарка, молодая финка Сарр. В ней было разрешено поместить новообретенную дочь Кетти.
Постепенно девочка стала обвыкать. Раз-другой во время обеда ее посадили за стол, дали “сладкое”. Это ускорило сближение. Через несколько месяцев она уже часто обедала за столом, за которым служила ее мать, сидела на низеньком диване в кабинете, в который мать ее могла входить, только постучав, по звонку или по неотложному делу. <…>
Варе присваивается наименование “сиротки”. Создается культ сиротоприимства, не во всем бесспорного и выдержанного, но предлагаемого к признанию и подражанию, как всегда, с “аффектацией и пересолом”. Темперамент исключает переживание чего-либо в тиши и интимности. <…>
Известился о петербургской новинке и Киев. Тут уже пошла писать вся кровная губерния. Сиротоприимство принимается здесь как новая “причуда”, очередная “фантазия”. Оно признается во всем неясным, беспочвенным, не вызывающим веры. Сочувствовать здесь нечему. Взрыв на юге дает хорошую детонацию на севере. Впрочем, вза­имопонимание давно утеряно обеими сторонами.
Жизнь девочки у “дяди”, как, по указанию Лескова, она называла его, выдалась путаная. Всего больше она в доме являлась чем-то вроде “казачка” былых помещичь­их времtн, подавая то разрезной нож, то книгу, то туфли, то спички или капли и т. д. Угла у нее не было. Большею частью болталась она на кухне. С удалением осенью 1885 года ее матери девочке стало еще труднее и очень одиноко» (А.Л.: II, 256–258).
«Предубежденный против Кетти, я перенес тогда известную долю нерасположения и на ее дочь, произведшую на меня сразу физически неблагоприятное впечатление, а потом, в создавшихся условиях, казавшуюся мне непростой и неестественной. С одной стороны, она вызывала во мне жалость, с другой — я не находил в ней ребяческой искренности <…>.  Вспоминая это, я решил воздержаться от непосредственного сви­детельства о Варе, предоставив это другим.
“Внешние”, как сказала Гуревич, заботы о ней Лескова выразились всего значительнее и определеннее посмертно: 18 ноября 1892 года Лесков подписал нотари­альное духовное завещание, но которому Варя была уравнена в правах по наследованию с родной дочерью и родным сыном, имевшими уже собственных детей, а его внуков.
Две недели спустя после подписи завещания, 2 декаб­ря 1892 года, он дома составляет распоряжение, озаглав­ленное им: “Моя посмертная просьба”. Половина этой “просьбы”отведена Варе.
Здесь Лесков снова подтверждает, что Варя не его дочь, и обращается к Литературному фонду с мольбой о содействии ей в окончании ею начатого образо­вания».
А.Л.: II, 267–268
 
№118. Н.Лесков. Фотография Н.Чеснокова. 1891-93
48.           Лесков
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1891–1893
Поколенный, прямоличный (небольшой поворот вправо). В поддевке и картузе, манжеты пестрые. Сидит, скрестив на груди руки, опираясь на трость. На фоне декорации
21,8х16,5. На бланке «Империаль» - 24,6х17,0. Внизу золотое тиснение: «Н.Чесноков. Ст.Петербург. Бассейная № 4». На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Turkel& Steiner, Vienne»; внизу карандашом надпись А.Лескова: «1892-3 г.г. А.Л.»
КП 50948/261
 
49.            То же
В другой позе: ниже колен, почти прямоличный (небольшой сдвиг влево). Сидит, сложив на груди руки, опираясь на трость
13,7х10,0. На кабинетном бланке. На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Лит. И.Трофимова. С.П.Б.»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1892–93 А.Л.»
КП 50948/266
 
Воспроизведено: «Исторический вестник», 1902, май, на отдельном листе между обложкой и шмуцтитулом;
Фаресов А.И. Против течений. Н.С.Лесков. СПб., 1904, на фронтисписе.
 
50.            Лесков
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1891–1893
Поколенный, 3/4 влево. В поддевке и картузе, воротник и манжеты полосатые. Стоит, опираясь на трость, заложив левую руку за борт поддевки. На фоне декорации
14,1х10,0. На кабинетном бланке. На фотографии внизу справа тиснение: «Н.Чесноков». На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Лит. И.Трофимова. С.П.Б.»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1892–93 г.г. А.Л.»
КП 50948/264
 
51.            То же
В другой позе: поколенный, 3/4 влево. Стоит, опираясь на трость, заложив левую руку в карман
14,1х10,0. На кабинетном бланке. На фотографии внизу справа тиснение: «Н.Чесноков». На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Лит. И.Трофимова. С.П.Б.»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1892/3 г.г. А.Л.»
КП 50948/263
 
52.            То же
В другой позе: ниже колен, ¾ влево. Сидит, в правой руке трость с набалдашником в виде черепа
14,0х10,0. На кабинетном бланке. На фотографии внизу справа тиснение: «Н.Чесноков». На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Лит. И.Трофимова. С.П.Б.»; вверху фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1892–93 г.г. А.Л.»
КП 50948/265
 
53.            Лесков
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1892–1894
Поколенный, 3/4 влево. В поддевке и скуфейке. Сидит, опираясь на зонт
14,2х10,5. На кабинетном бланке. На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4. Turkel& Steiner, Vienne»; вверху и внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1892–93. А.Л.»
КП 50948/260
 
54.            То же
В другой позе: поколенный, 3/4 влево. Сидит, заложив левую руку за борт, правую – в карман
13,9х10,5. На кабинетном бланке. На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Зима 1892/3 г.г. А.Л.»
КП 50948/262
 
55.            То же
13,9х10,6. На кабинетном бланке, на фотографии внизу справа тиснение: «Н.Чесноков». На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4»; черными чернилами: «Николай Семенович Лесков (Стебницкий) Весной 1894».
Дар Е.Ф.Никитиной, 1935. КП 50948/2040
 
56.            Лесков на смертном одре
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. 1895, 21 февраля, утро
В рост, ¾ влево. Лежит на боку, на диване, высоко на подушках
30,02х,41,0; на паспарту – 30,9х42,0. На фотографии внизу слева тиснение: «Н.Чесноков». На обороте паспарту чернильный штамп: «Фотография Н.Чеснокова. Басейная № 4 Бель-этаж С.П.Б.»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Снято часов в 11 утра 21 февр. 1895 в том положении, в каком Лесков скончался. Глаза, как бы в дреме, прикрыты, но не вполне. Я их и не дозакрывал. Не надо было: смотрящий сверху (стоя) выносил впечатл. о полной их закрытости. После вскрытия они совсем замкнулись. А.Л.»
КП 50948/270
 
«Шел первый час ночи. Погасив свет в спальне, я вышел в кухню поделиться своими добрыми выводами. Вернувшись в спальню, я облегченно вздохнул — дыхание, несомненно, выровнялось, хрипы притихли — отец спал! Пришел сон! Боясь неосторожным движением нарушить этот казавшийся мне целительным сон, я бесшумно прошел в соседний освещенный кабинет и, оставив настежь открытыми двери в спальню, сел за письменный стол, раскрыл лежавший на нем том Платона и стал читать одну из его “бесед” <…>
Перелистывая страницы, я напряженно прислуши­вался, время от времени подходя к порогу спальни. В уголке дивана, на котором всегда спал отец, в ногах у него, свернувшись клубочком, сладко посапывала кро­шечная, кротчайшая сердцем, белоснежная болонка Шерочка. Дыхание отца становилось все спокойнее и ровнее. И я опять садился за Платона.
Монументальные настольные английские часы с “курантами” пробили час и час с четвертью... На барственно-широкой и пустынной Фурштатской было по-ночному и по-зимнему тихо. Иногда закрадывался в душу острый страх. Иногда, напротив, откуда-то приходила вера, слепая вера в спасительный перелом.
Спать не хотелось, но уже и не читалось. Я откинулся на спинку кресла и задумался... Незаметно подошла, пока еще совсем легкая, дрема...
– Андрей Николаевич, – услыхал я за спиной сдер­жанный шепот мягко подошедшей ко мне по ковру Лео­ниды Ивановны, – как-то очень тихо в спальне...
Осторожно войдя в нее на несколько шагов, мы оста­новились. Сперва показалось, что по-прежнему слышится “крепитационное” дыхание отца. Но вслед выступило ле­денящее сознание обманчивости первого представления: улавливалось одно посапывание собачки.
Сделав пять-шесть шагов, я опять стал: слишком страшно было идти навстречу разрушавшей все сомне­ния правде. Но тут она как-то сама собою вдруг раскры­лась во всей своей беспощадности.
Я подошел вплотную. Грудь не вздымалась. Хорошо видимое в полусвете лицо было покойно, глаза закрыты, привычное и удобное положение тела оставалось таким, каким оно было час назад, когда пришел сон, перешедший в “пробуждение ото сна жизни” <…>». (А.Л.: II, 488-489)
 
«Рано утром была извещена Л.И.Веселитская и вызван мною лесковский фотограф Н.А.Чесноков. Вдвоем с ним мы выдвинули диван из угла к свету, после чего сделаны были снимки*. Тут мы немножко напутали с подушками, которыми приподняли корпус и голову покойного. Снята была и главная стена кабинета, каким он был последние три года. Раньше, почти всегда, письменный стол стоял посередине комнаты, не прислоненным, как сейчас, вплотную к стене.
 
*<авторская сноска> Требует точной установки, что у Лескова, скончавшегося во сне, глаза, разумеется, были закрыты, хотя и не до отказа плотно. Аппарат, поставленный на одном с ними уровне, это неукоснительно запечатлел. Дозакрывать их не было решительно никакой нужды. Написанные по моей просьбе воспоминания Е. И. Борхсениус, экземпляр которых имеется в Пушкинском доме, а подлинник у меня, в данном случае совершенно недостоверны» (А.Л.: II, 494).
 
57.            То же
Укороченное изображение – поколенное
10,6х14,0. На кабинетном бланке; справа золотое тиснение: «Н.Чесноков. Ст.Петербург Бассейная № 4». На обороте фирменный штамп: «Фотография Н.А.Чеснокова. Ст.Петербург. Бассейная ул., близ Литейного пр. д. № 4». На листе папиросной бумаги, закрывающем фотографию, внизу карандашом надпись А.Лескова: «№ 44. В том положении, в котором умер»
КП 50948/271
 
58.            Лесков на смертном одре
Фотография Г. (А.) Деньера. Петербург. 1895, 21 февраля, днем
Поясной, ½ вправо. Ретуширован
16,0х19,5 изображение, овал; 20,5х25,6. На паспарту (34,2х42,3). На фотографии внизу справа тиснение: «Г.Деньер». На обороте паспарту чернилами надпись А.Лескова: «Снят 21 февр., днем, после вскрытия грудной полости и до положения тела в гроб. Фот. Деньера. оч. неудачный поворот, исказивший черты и исключивший сходство. Я взял клише и уничтожил его. А.Л.»
КП 50948/272
 

 
Групповые фотографии

 
59.            Лесков с братьями
Фотография Н.Чеснокова. Начало 1860-х
Сидят: Алексей, Николай, стоят: Василий, Михаил
18,3х14,8 овал, в свету. В раме тисненой кожи (25,4х20,6). На обороте рамы приклеен листок, на нем чернилами надпись А.Лескова: «Сидит – в центре Ник. Сем. Рядом Алексей Сем. Стоит – в белом жилете Вас. Сем., избочась  – Мих. Сем. А.Л.»; ниже карандашом: «№ 4»
КП 50948/241
 
№130. Н.Лесков среди членов редакции газеты «Северная пчела»
60.            Лесков среди членов редакции газеты «Северная пчела»
Фотография И.Щетинина. Петербург. 1862
Фотокопия Волкова
Сидят: В.Веселовский, П.И.Мельников-Печерский, Пав.С.Усов, А.Г.Ротчев, И.Н.Шиль, Н.П.Перозио, С.Н.Палаузов; стоят: Ар.И.Бенни, Петр С.Усов, К.Д.Ушинский, В.В.Толбин, П.И.Небольсин, Н.С.Лесков
20,4х24,9. На паспарту (24,6х30,3), внизу справа карандашом: «фотогр. Волкова»; изображенные лица подписаны дважды: вверху карандашом, внизу чернилами
От П.П.Шибанова, 1934. КП 50948/392
 
61.            То же
Фотокопия с фотографии И.Щетинина. Петербург
20,1х26,9; 23,8х29,7. На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Переснимок с подаренного мною в 26-м году в “Пушкинский Дом” фот. группы фот. Щетинина: почти вся редакция “Сев. Пчелы”… К нему прилагается поясняющая копия интервьюерской заметки Виктора Протопопова из “Наше Время” (воскр. Прил. “Петерб. Газеты”) от 15 дек. 1894 г. № 1»
КУ 12665/174
 
«15 дек. 1894 г.
НАШЕ ВРЕМЯ
еженедельный иллюстрированный журнал
литературы, политики и общественной жизни.
Портреты Н.С.Лескова
 
– Этот портрет, сказал Николай Семенович Лесков, – покончив с воспоминанием своих “первых шагов” на литературном поприще (“Петерб. Газ.”, № 326) и передавая мне миниатюрное изображение молодого человека с богатой шевелюрой и небольшой вьющейся бородкой – до сих пор не был еще напечатан нигде. Здесь я изображен в 1860 году… Как видите, сходство с нынешним оригиналом небольшое.
Последние слова маститый писатель произнес добродушно улыбаясь…
– Интересно было бы знать историю этого портрета? – спросил я.
– Портрет переснят с большой группы известного в своё время фотографа Щетинина – группы, изображавшей почти все редакции “Сев. Пчела”… Здесь были редакторы П.С.Усов, Мельников-Печерский, Ротчев, Палаузов, Веселовский, Васенька Толбин, Артур Бенни… Кроме меня и Веселовского из всех этих лиц теперь уже никого нет в живых. Мир их праху – хорошие были люди.
Николай Семенович задумался… На его симпатичное лицо вдруг точно набежало какое-то тёмное облако… Однако облако понемногу начало таять и через несколько минут г. Лесков заговорил уже совершенно другим весёлым тоном, улыбаясь и блестя глазами…
– А как славно нам жилось в то время… Литераторы и молодые и старые сходились вместе ежедневно или в магазине Кожанчикова, где помещалась редакция “Отечественные Записки”, или в магазине Печаткина… Оттуда мы отправлялись пить чай в Балабинский трактир за особый “литераторский” столик. Хозяйничали обыкновенно или Н.И.Костомаров или Кожанчиков – оба были большие мастера разливать чай. За чаем шли оживленные разговоры, споры, рассказы…
– Какие отношения существовали у вас между старыми, известными литераторами и только начинающими, молодыми?
– Совсем не то, что теперь… К нам, молодым, “старики” относились в высшей степени сердечно, а мы в их присутствии вели себя чрезвычайно сдержанно. Тогда в этом отношении было развито большое “чинопочитание”: например, в присутствии Николая Ивановича Костомарова мы едва позволяли себе говорить. А.Ф.Писемский обращался ко всем нам на “ты”, а мы к нему на “вы”. Да, хорошее, очень хорошее было время, – закончил Николай Семенович: мы поклонялись старшим, а старшие любили и поучали нас… <…>
В.П. – Виктор Протопопов, сотрудник «Петерб. Газеты» и театральный коллекционер.
Верно:  (подпись) /Андрей Лесков/
21 мая 1929 г.»
Машинопись
 
62.            То же
Без надписей
КУ 12665/175


Печатная графика

 
1.      Лесков
К. Майер (CarlMayer). Нюрнберг. По фотографии 1866
Гравюра на стали
Почти погрудный, почти 1/2 вправо. Длинные волосы, темный шейный платок
Под изображением: «CarlMayersc. Nürnberg»; ниже факсимиле: «М.Стебницкий»
11,6х9,3 овал, изображение; 19,7х12,9
Из собрания Н.М.Лисовского, 1934. КП 42497
 
2.      То же
11,7х9,3 овал, изображение; 21,2х13,6
Поступление 1965, из магазина № 9. КП 39758
 
3.     Лесков
В.Матэ. 1889. По фотографии Н.Чеснокова 1888–1889
Ксилография
Погрудный, ¾ вправо. В темном расстегнутом сюртуке, с более темным воротником, светлый в темный горошек воротничок, темный шейный платок
На изображении внизу справа: «В.Матэ»; под изображением: «Николай Семенович Лесков. Дозв. Ценз. СПБ., 25 апреля 1890 г.». На листе, приклеенном к оттиску, фиолетовыми чернилами надпись А.Н.Лескова: « Ист.В.». 1. 5. 90, перед стр. 249. Очевидно это та работа Матэ, кот. вызв. сов. неудов. Лескова вследствие чего для Общ. Собр. Сочин. <Собр.соч., т. 1-10, СПб., 1889–1890> был заказ. нов. портр., т.е. гравирование клише, Брокгаузу в Лейпциге. А в письмах он жалел, что не сразу заказали Панемакеру в Париже. А.Л.». Слева приписка: «На мой глаз – этот мягче, живее и натурнее данного при Общ. Собрании <Собр. соч., т. 1-10, СПб., 1889–1890>. А.Л.»
Лист из ж-ла «Исторический вестник», 1890, кн. 5
13,1х10,3; 20,2х15,0
КУ 12665/176
 
«Подписчиков у меня 200 ( на 4000 рублей); портрет не успеет к VI тому, потому что Матэ его изгадил. – Суворин был прав: надо было заказать Панемакеру в Париже. Было бы скорее, дешевле и лучше…» <из письма к сестре Ольге 10 июля 1889> (А.Л.: II, 368).
 
4.     Лесков  
Неизвестныйгравёр. 1889.  С фотографии Н.Чеснокова 1888–1889. Печатано у Ф.А.Брокгауза, Лейпциг
Гравюра на стали
Погрудный, 3/4 вправо. В темном сюртуке, верхняя пуговица расстегнута, светлый в темный горошек воротничок, темный шейный платок
Под изображением: «Печ. со стали Ф.А.Брогкауза в Лейпциге»; ниже факсимиле: «Николай Лесков». На обороте внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1889 г. Приложен к авторскому собр. сочин. <Собр. соч., т. 1–10, СПб., 1889–1890>, в 1-м томе, под 89–90 гг. А.Лесков»
10,5х9,5 изображение; 26,2х18,2 доска; 29,2х21,4
КП 50955/17
 
5.      То же
На обороте внизу карандашом надпись А.Лескова: «1889 г. Приложен к авторскому собр. сочин., в 1-м томе, год 89–90 г.»
10,5х9,5 изображение; 26,3х18,1 доска; 29,4х21,3
КП 50955/18
 
6.      То же
На обороте внизу карандашом надпись А.Лескова: «1889 г. Приложен к авторскому собр. сочин., в 1-м томе, год 89–90 г.»
10,5х9,5 изображение; 26,3х1821 доска; 29,4х20,9
КП 50955/19
 
7.     Тоже
Без надписей на обороте
10,5х9,5 изображение; 26,2х18,2 доска; 29,3х21,2
От С.П.Шестерикова (Одесса),1939. КП 9253/32
 
8.      То же
Под изображением: «Печ. со стали Ф.А.Брогкауза в Лейпциге»; ниже факсимиле: «Николай Лесков»; внизу слева: «Дозволено Цензурою 1 Августа 1896»; справа: «Печат. в Артистич. Зав. А.Ф.Маркса в СПб.»
ПСС, изд. 2-е. Т. 1–12, СПб., 1897
10,5х9,5 изображение; 21,2х14,2
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939.  КП 9253/33
 
9.      То же
10,3х9,4 изображение; 18,2х12,4
От Богодурова, 1934. КП 50955/422
 
10.            То же
10,5х9,5 изображение; 20,3х13,3
От Коренева, 1939. КП 9455/72
 
11.            То же
10,3х9,4 изображение; 18,5х12,3
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 34409
 
12.            То же
10,5х9,5 изображение; 22,4х14,9
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 34408
 
13.           Лесков
А.Паннемакер. <1890>. С фотографии К.Шапиро Конца 1870-х – 1881 (См. № 88)
Гравюра на дереве
Погрудный, почти ½ влево. Небольшие усы и борода. В пенсне со свисающим шнурком. В однобортном сюртуке, тмный галстук. В овале
На изображении внизу слева по овалу: «Pannemaker». Под изображением, набором: «Н.С.Лесков. По фотографии гравировал Паннемакер в Париже». Портрет вырезан и наклеен на подложку
13,1х10,0 овал; 14,7х10 лист
От Т.К.Алмазовой, 1944, КП 12998/56
 
14.            Лесков
В.Берг. 1890. С фотографии Н.Чеснокова 1888–1889 (См.№ 103)
Гравюра на дереве 
Поясной, ¾ вправо. С усами и бородой. В темном однобортном распахнутом пиджаке; жилете с восточным орнаментом, светлый в темную полоску воротничок, пестрый шейный платок
На изображении внизу справа, с доски: «В.Берг Sc». Над изображением справа бледные чернильные штампы: «Типография Добродеева»; «послано цензору»; надписи цензора: ниже фиолетовыми чернилами: «Фрейман. 11 января 4»; под изображением фиолетовыми чернилами: «Н.С.Лесков»; ниже коричневыми чернилами цензурное разрешение: «Дозволено цензурой. СПб. 12, I, 90. Цензор Фрейман»; слева от изображения: «Ни в коем случае не должен быть помещаем на первой странице Фрейман»
16,8х13,0; 27,1х19,2
КП 50955/16
 
Воспроизведено: «Живописное обозрение», 1890, № 4, 21 января.
 
15.            Лесков
К.Адт. 1890. По фотографии Н.А.Чеснокова 1888–1889 (См. № 100)
Ксилография
Поясной, ¾ вправо. С усами и бородой. В темном однобортном расстегнутом пиджаке, жилете с восточным орнаментом; темный шейный платок, светлый воротничок в темный горошек
На изображении внизу справа: «К.Адт». Под изображением: «Н.С.Лесков. († 21 февр. 1895 г.)
12,7х10,2 изображение, овал; 23,2х15,4
КП 9253/29
От С.П.Шестерикова, 1939
 
16.           Лесков. Четыре портрета на одном листе
Неизвестныйгравёр. <1897>
Гравюры на стали
1. С оригинала А.Ледакова 1872 (см. № 71)
Погрудный, почти ½ вправо. В темном сюртуке и жилете, темный галстук бантом
Под изображением: «1871»
6,0х5,0
            2. С фотографии А.Лоренса 1883–1884 (см. № 91)
Зеркальное изображение: поясной, почти ½ влево. Небольшие усы и борода. В пенсне со свисающим шнурком. В однобортном сюртуке, застёгнутом на верхнюю пуговицу, шейный платок в светлую крапинку
Под изображением: «1884»
6,0х4,5
            3. С фотографии Н.Чеснокова 1888–1889 (см. № 103)
Погрудный, 3/4 вправо. С усами и бородой. В темном однобортном распахнутом пиджаке; жилете с восточным орнаментом, светлый в темную полоску воротничок, темный шейный платок
Под изображением: «1890»
6,0х4,9
4. С фотографии [1894]
Почти поясной, 3/4 влево. В поддевке, левая рука заложена за борт
Под изображением: «1894»
5,9х4,9
Внизу листа: «Н.С.Лесков в разные годы его жизни»; ниже слева: «Дозволено цензурою. СПб.»; справа: «Печатано в артистическом заведении А.Ф.Маркса СПб.»
Из кн.: Лесков Н.С. ПСС., т. VII.  СПб.: А.Ф.Маркс,1897, фронтиспис, вклеенный перед авантитулом
21,5х13,4  лист
Из фонда Е.Ф.Никитиной, 1973. КП 53165/1-4
 
№149-39502. Н.Лесков. Гравюра на стали. С оригинала А.Ледакова
17.            То же (№ 148/1)
Портрет вырезан
6,0х5,0; 8,2х5,6
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 39502
 
№149-38858. Н.Лесков. Гравюра на стали. С фотографии А.Лоренса
18.            То же(№ 148/2)
Портрет вырезан
6,0х4,5; 7,7х5,2
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 39504
 
№151. Н.Лесков. Гравюра на стали. С фотографии Н.Чеснокова
19.            То же(№ 146/3)
Портрет вырезан
6,0х4,9; 7,7х5,4
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 38858
 
№152. Н.Лесков. Гравюра на стали
20.            То же (№ 146/4)
Портрет вырезан
5,9х4,9; 7,7х5,3
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 38859
 
21.           Лесков. Два портрета на одном листе
В.Матэ. 1896–1917. По фотографии Н.Чеснокова 1888–1889 (См. № 100)
Офорты
1. Поясной, ¾ вправо. В темном расстегнутом сюртуке, с более ттмным воротником, жилете с восточным орнаментом, светлый в темный горошек воротничок, темный шейный платок
13,5х12,0 изображение
2.  То же, другой наклон головы
11,5х11,0 изображение
Внизу справа карандашом подпись гравёра: «В.Матэ»; остальные подписи карандашом рукой коллекционера В.Г.Ульянинского: «Ров. № 36/1 <под левым изображением – 1>, у Ров. не описано проба <под правым изображением – 2>. На листе-подложке внизу посередине: «Н.Лесков (писатель)»; под правым изображением: «портрет не был окончен и не издан»; в нижнем левом углу: «У В.В.Матэ». На обороте розовым карандашом: «Собрание Вячеслава Гавриловича Ульянинского. Моск. 1896–1916», графитным карандашом: «Кат. № 294».
21,2х29,9 припечатанный лист; 22,0х31,2 доска; 34,9х41,7
Источник поступления неизвестен, 1939. КП 50955/389
 
22.            Лесков
Описание см.: № 151/1
Изображение пройдено пером. Лист наклеен на подложку
Внизу тушью надпись гравёра: «Оттиск будет заменен другим краска засохла в штрихах В.М.»; ниже карандашом рукой коллекционера: «Ров. № 36»; На обороте розовым карандашом надпись коллекционера В.Г.Ульянинского: «Собрание Вячеслава Гавриловича Ульянинского. Москва 1896–1916». На подложке его же рукой: «Собрание Вячеслава Гавриловича Ульянинского. Москва 1896–1916. Кат. № 293». Ниже письмо Э.Зиверта В.Г.Ульянинскому: «Многоуважаемый Вячеслав Гаврилович! Честь имею Вам сообщить, что этот портрет нельзя было напечатать на <нрзб> бумаге, потому что Лесков награвирован на одной доске в двух видах, и мы печатаем лучший из них. Доска эта давнишняя и небрежно сохранена Вас.Васильевичем, так что в штрихах осталась засохшая краска, почему и вышел оттиск бледный. Василий Васильевич обещал доску исправить и прислать Вам взамен этого новый оттиск. Ввиду рассеянности В.В. я Вам советую в скором времени напомнить ему письмом об этом. Искренно Вас уважающий Э.Зиверт»; сбоку приписка: «P.S. В.Вас. награвировал на доске портреты Глазунова и Балакирева. Э.З.»
18,0х13,7 лист; 33,7х24,9 подложка
Источник поступления неизвестен, 1939. КП 50955/390
 
23.            То же
На фоне штриховка карандашом
Внизу в ремарке карандашом набросок мужского портрета (оплечно) <В.Матэ ?>
16,0х13,0 изображение; 21,1х13,6 накатанный лист; 22,0 размер доски по вертикали (отпечаток левого изображения (см. № 151/1) 13х20,3
Из «Художественного салона» Москультторга, 1936. КП 50955/268
 
24.            Лесков
Описание см.:№ 151/2. Отпечаток с другой доски
В паспарту; внизу слева карандашом: «Портр. Лескова. Офорт В.Матэ. Пробн. оттиск»
11,5х10,5 изображение; 27,0х18,0 лист; 21,5 размер доски по вертикали; 30,3х24,1 паспарту
От Миронова, 1946. КП 14248
 
25.            То же
Больший поворот вправо
10,0х9,5 изображение; 18,0х13,7
Из «Художественного салона» Москультторга, 1936. КП 50955/270
 
 
Печать
 
26.            Лесков 
Цинкография. 1900. С фотографии Орлова. 1863
Поколенный, почти ½ вправо. Длинные волосы зачесаны назад, небольшие усы и борода. В блузе. Сидит на стуле, скрестив на груди руки
Внизу дарственная надпись издателя: «Глубокоуважаемому Николаю Семеновичу Лескову от Д.М.Вольфа». На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «1863 г., «Слепц. коммуна». Курьез: в “Известиях” Вольфа, март 1900 г. № 6, стр. 81, Русаков (Либрович) дал этот же снимок, отнеся его к 20-тилетн. возр. Л<еско>ва, т.е. за 10 лет до писательства. А.Л.»
22,2х14,8; 26,4х21,5
КП 50948/2100
 
27.            Лесков
Ксилографии В.Матэ. 1906. По рисунку И.Репина. 1889
Фотокопия
Поколенный, ¾ вправо. Сидит в кресле, облокотившись на спинку правой рукой
Под изображением: «NicolasLéskov. D’aprèsundessindeRépine».  На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Переснят 20 мая 1933 г. со снимка, помещ. в книге GensdeRussie. Nicolas Léskov. Traduction et preface de Denis Roche. Paris. 1906 г. Ранеепомещ. в№ 8-м“Нивы” 1903 г., стр. 153. Там же дан дом в Горохове (стр. 154), а в № 12-м кабинет Л-ва (стр. 235). А.Л.»
16,7х11,2
КУ 12665/179
 
28.            Лесков
С оригинала В.Серова 1894
Фотография «Шерер, Набгольц и Кº». 1900-е
Погрудный, ¾ влево
12,6х10,0. На кабинетном бланке, внизу тиснение: «Sherer, Nabholz& Cº». На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «С портр. Серова, нах. в Третьяк. галл. и писан. в марте 1894 года, менее, чем за год до смерти Лескова. А.Лесков»
КУ 12665/178
 
«Слов нет, превосходен портрет работы Серова! Но на нем Лесков больной, истерзанный своими “ободранными нервами” да злою ангиной... Но и тут глаза жгут, безупречное, до жути острое сходство потрясает...» (А.Л.: II, 225).
 
29.            То же
Фототипия на бланке открытого письма Всемирного почтового союза России. 1900-е
Погрудный, ¾ влево
10,3х8,6; 14,0х8,6. Под изображением: «По оригиналу художника В.А.Серова. Николай Семенович Лесков (М.Стебницкий). * 4 Февраля 1831 г., † 21 Февраля 1895 г.»
КУ 12665/177
 
30.            То же
Гелиогравюра. 1905
Погрудный, ¾ влево
Лист из альбома «Портреты русских писателей в гелиогравюрах по оригиналам известных русских художников. Редакция В.В.Каллаша. Москва. Вып. 1–25. Издание И.Кнебеля с текстом Ю.И.Айхенвальда»
Под изображением: «В.А.Серов. Издание И.Кнебель. Н.С.Лесков (Стебницкий)»
30,3х24.3; 48,0х39,9
КУ 8095/2
 
31.            То же
Фототипия К.Фишера
Погрудный, ¾ влево
Под изображением: «По оригиналу художника В.А.Серова. Фотогр. и худож. Фотот. К.А.Фишер, Москва. Николай Семенович Лесков (М.Стебницкий). * 4  февраля 1831 г., † 21 февраля 1895 г.»
30,0х25,2; 47,4х34,6
КУ 8095/1
 
32.            Лесков  
Цинкография. 1928–1929. С фотографии 1890-х
Погрудный, ¾ влево. В поддевке
На владельческой обложке фиолетовыми чернилами надпись С.П.Шестерикова: «Предварительный отпечаток портрета Н.С.Лескова, приложенного к книге: Н.И.Свешникова «Воспоминания пропащего человека». Acad. 1929» (С.П.Шестериков готовил книгу к изданию)
11,0х8,1
КП 9253/31
 


<< Часть II || Часть IV >>

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!