33. А.В.Алферьева, бабка писателя Фотография Н.Постернака (N.Posternac). Киев. 1870-е. С живописного оригинала Портрет, погрудный, прямоличный. В светлом чепце с рюшами и бантом 5,4х4,2 овал. На визитном паспарту. На обороте фирменный штамп; чернилами надпись А.Лескова: «Переснимок с маслом писанн. портрета. Александра, вернее Акилина, Васильевна Алферьева, бабка Лескова. Род. д. б. в 1789 г. Сконч. д. б. в 1860–1861 гг. в дер. Денисовке, Орл. губ. у дочери Н.П.Константин<овой>. А.Л.» КП 50948/291 «Бабка Акилина родилась в 1790 году в Москве в весьма достаточной купеческой семье Колобовых. По утверждению внука-беллетриста, она была взята “в дворянский” род “не за богатство, а за красоту”, причем “лучшее её свойство было — душевная красота и светлый разум, в котором всегда сохранялся простонародный склад. Войдя в дворянский круг, она уступила многим его требованиям и даже позволила звать себя Александрой Васильевной, тогда как ее настоящее имя было Акилина”. На самом деле о красоте ее в родстве никто другой не говорил. Была статность, рост, беспретензионная пригожесть. “Черт” в добродушном простоватом лице не было» (А.Л.: I, 80). «Беспощадный в своих отзывах в печати о тех, ”иже по плоти”, Лесков о бабке не говорил и не писал иначе, как с умилением. Память о ней для него была “веселою старою сказкой”, которой всегда ”ласково улыбалось сердце”... Но, сколь это ни ценно, было тут и нечто еще большего значения. Горький сказал о Лескове: ”Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется “душой народа”. Душународа первая раскрыла, дала верно почувствоватъ Лескову Акилина Колобова» (А.Л.: I, 83). 34. М.П.Лескова, урожд. Алферьева, мать писателя Фотография И.Кордыша. Киев. Около 1880 Пройдена акварелью Портрет, поясной, почти ¾ вправо. В темно-зеленом платье, с накинутой кружевной шалью 52,9х39,7 в свету; 61,6х46,7 паспарту. На фотографии внизу справа тиснение: «Фотография И.Кордыша в Киеве». На обороте паспарту чернилами надпись А.Лескова: «Мар. Петр. Лескова, мать Л-ва. 18.2.1813–16.4.1886 г. Снимок д. б. около 1880 года А.Л.» КП 50948/1022 «Марья Петровна была женщина большой воли, трезвого ума, крепких жизненных навыков, чуждая сентиментальностей и филантропии, властного нрава. По определению сына-писателя – “характера скорого и нетерпеливого”. Несмотря на большую разницу лет между супругами, домом и всем хозяйством правила она. Резко отличалась от своего, в панинские годы, чудившего мужа, была всесторонне деловита и практична, радея о насущном и не возносясь выспрь» (А.Л.: I, 66). «Приходится признать, что вообще с детьми Марья Петровна была очень неровна. Неудавшейся, некрасивой старшей дочери Наталии, даже и при отце, жилось горше горького. Любовь щедро проливалась на красивого и одаренного, рано погибшего младшего сына Василия и на многообещавшую и красивую, в отрочестве умершую, младшую дочь Машу. ”Все ей за князя пророчили выйти, а она вышла за еловую домовинку”. Материнскому самолюбию первое льстило, а потеря любимицы убила. С остальными шло по-всякому» (А.Л.: I, 68). №167. М.П.Лескова, мать писателя. Около 1880 35. То же Изображение погрудное 20,6х14,2 На обороте внизу чернилами надпись А.Лескова: «Мар. Петр. Лескова, мать Л-ва КП 50948/274 36. М.П.Лескова Фотография В.Воюцкого. Киев. <Начало 1870-х> Портрет, почти погрудный, ¾ вправо. В темном платье 6,9х5,2 овал; 9,1х5,9. На визитном паспарту, внизу набором: «Фот. Воюцкого в Киеве». На обороте фирменный штамп; внизу чернилами, по старой орфографии: «Мария Петровна Лескова, рожд. Алферьева» От С.П.Шестерикова (Одесса),1939. КП 9253/35 37. Групповой портрет: М. П.Лескова с детьми и внучкой Верой, дочерью писателя Фотография. Киев. 1872 – июнь 1873 Пройдена акварелью и белилами Сидят: Михаил Семенович, Марья Петровна, Вера Николаевна (в зам. Нόга); стоят: Ольга Семеновна, Алексей Семенович. 33,8х26,8 в свету; 40,6х30,2 паспарту. На обороте чернилами надпись А.Лескова: «Ольга Сем. Лескова. Михаил Сем. Лесков. Алексей Сем. Лесков. Марья Петр. Л-ва. Вера Ник. Снимок, по-видимому, 1872–73 годов и не позже июня 1873 года, когда Ольга Сем. вышла замуж. Вера Ник. д<олжно> б<ыть> уже кончи<ла> или кончала Киевск. Институт, ей было 16–17 лет. Андрей Лесков» КП 50948/275 №170. М.П.Лескова с сёстрами и братом 38. Групповой портрет: М.П.Лескова с сёстрами и братом Фотография Ф.Пастернака. Киев. 1873 В рост. Сидят: М.П.Лескова, А.П.Шкотт, С.П.Алферьев, Н.П.Константинова 21,7х17,6 в свету; 26,5х21,9 паспарту. На фотографии внизу слева процарапано: «Киев. Ф.Н.Пастернак». На обороте паспарту чернилами надпись А.Лескова: «Группа снята в Киеве, в январе 1873 г., при приезде туда Нат. Петр. Константиновой (в первом замужестве Страховой) и Александры Петр. Шкотт. Изображен весь алферьевский выводок: Нат. Петр. справа от Серг. Петр., род. 1809 авг. 9, ск. 10.VIII.1879 г. Серг. Петр., 4.Х.1806 – 31.III.1884. Алекс. Петр., род. д. б. в 1811, а ск. около 1880 г. Марья Петр (мать Лескова) 18.II.1813 – 16.IV.1886. Андрей Лесков» КП 50948/2041 «Живописному очерку киевских типов и нравов старых лет Лесков предпослал эпиграф: ”Мне убо, возлюблении, желательно есть вспомянути доброе житие крепких мужей” и т. д. Древлее речение сие всегда встает в памяти, когда думаешь о некоторых представителях лесковско-алферьевской породы: кремень Димитрий Лесков; чудаковато-самобытен сын его Семен Дмитриевич; горделива и тверда в обычае Наталья Алферьева; властна и сурова Марья Петровна; крут ее брат Сергей; грозен и неукротим, породою этой данный, писатель. Один другого крепче» (А.Л.: I, 90). «Старшая сестра матери писателя, а его тетка, Наталья Петровна Алферьева родилась 9 августа 1809 года в Москве. Почти подростком пришлось ей познать сладость супружества с ”полупомешанным”, старевшим уже, “благодетелем” ее семьи Страховым. <…> Освободительное вдовство пришло к молодой женщине только после двенадцати лет тяжелых испытаний. Остались ей семь человек детей и, по завещанию, неплохое имение в личную собственность. Через четыре года, уже по влеченью сердца, вышла она за своего ровесника, гусара Елисаветградского полка, впоследствии земского деятеля, Луциана Ильича Константинова» (А.Л.: I, 83). 39. М.П.Лескова с внуком Юрием Фотография. 1876 М.П. поколенно, ¾ вправо. Стоит, придерживая младенца, сидящего на тумбе 7,2х5,0 овал; 8,7х5,4. На визитном паспарту. На обороте чернилами надпись А.Лескова: «Мар. Петр. Лескова со внуком Юрием Алексеевичем. Род. д. б. в 1874/5 г., ск. 16.9.76 г. Мать его Елена Франц. (1-ая жена Ал. Сем.) сконч. в сент. 1875. Снимок д. б. 1876 г. А.Л.»; ниже карандашом: «№ 4» КП 50948/276 40. С.П.Алферьев, дядя Лескова Фотография. 1860-1870-е Портрет, погрудный, ¾ вправо. 23,5х19,5 овал, в свету. В фигурной деревянной раме(34.0х30.5) КП 50948/250 «Был у Николая Семеновича еще и один-единственный родной, кровный дядя – С.П.Алферьев, сыгравший большую роль в его жизни. Родился Сергей Петрович 4 октября 1816 года в Орловщине. В 1838 году окончил с серебряною медалью Медико-хирургическую академию в Москве. Был командирован для усовершенствования в медицинских науках за границу. С 1843-го – доктор медицины. С 1846-го – профессор Киевского университета. <…> Большой мягкости у Алферьева не было. Много и хорошо учившийся, он не мирволил самочинному оставлению племянником гимназии и переместил его из Орла в Киев не по личному к нему благоволению, а ради помощи сестре. Принял он недоучку, вероятно, суше, чем обходился потом с жившими у него с гимназических лет и успешно поокончавшими университет младшими племянниками. <…> Последние свои годы С. П. Алферьев жил в доме Алексея Семеновича, обслуженный и досмотренный во всех своих нуждах. Здесь же жила и последняя уже сестра Марья Петровна. Этим исключалось или смягчалось чувство старческого одиночества» (А.Л.: I, 86–87). «Много в характере покойного было не располагавшего к нему и сам он не искал ничьего расположения. Но мы здесь вообще разбираем не личные добродетели тех или других лиц, а выясняем их роли и значение в жизни и судьбе Лескова. В этой области заслуга Алферьева огромна. <…> Изъял его из мертвенно-дремотного Орла в университетский Киев, поставил в условия, благоприятствовавшие расширению умственного кругозора, пробуждению жажды к знанию, а с тем, попозже, и к писательству, – Сергей Алферьев. Этою неотъемлемой от него заслугой и да будет почтен он в повести о жизни его именитого племянника» (А.Л.: I, 89-90). 41. Н.С.Лескова, в монашестве Геннадия, сестра Лескова Фотография И.Кордыша. Киев. 1880 Портрет, поколенный, почти прямоличный. В монашеском одеянии 9,2х6,1. На визитном бланке, внизу: «И.Кордыша. В Киеве». На обороте рекламный штамп фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Наталия (в монашестве Геннадия) Сем. Лескова. 1880 г. 7.VI.1836 – 28.III.1920. А.Л.» КП 50948/289 « <…> жалчее ее в родстве не было – ее невзлюбила мать. Жилось постылому ребенку горше горького. Не обошлось и без такого толчка девочки о кованый сундук разгневанною чем-то матерью, после которого она почти перестала расти и сгорбилась. <…> По достижении пятнадцати лет забитая девочка видит единственное спасение в послушничестве. С трудом устраивается в Орловский монастырь. После подвизается в Киевском и, наконец, в Ржищевском, где и кончает свои безрадостные дни, на четверть века пережив своего именитого и “сурьезного” брата. <…> Удивляться ли, что весь интерес, смысл и вкус жизни свелся у нее к кипению в котле монастырских дрязг, борьбе мелкого честолюбия, зависти, интриг, поклепов, доносов друг на друга и т. д. <…> <Лесков> пишет брату Алексею: “Сестра Геннадия, как я вижу ее, – крайне недалека и бестолкова, но при этом упряма и глупо надменна. Убеждения на нее не действуют. Чего нечем понять, того и не поймешь. Лучшего и более достойного, чем соревнование в монастырской сваре, она не видит в жизни”» (А.Л.: II, 166-167). 42. А.С.Лесков, брат писателя Фотография. <1874> Портрет, поясной, ¾ вправо. Пышные волосы, усы. С папиросой в руке 18,2х11,9. На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Алексей Сем. Лесков, доктор, акушер. 9.VI.1837 – 8.XII.1909. Снимок д. б. 1874 г. А.Л.»; ниже карандашом: «№ 51» КП 50948/276 «Алексей Семенович исповедовал центростремительность. К нему лепилось, около него кормилось и ютилось и свое, и женино, и невесть чье до какого колена родство или свойство. Это был собиратель рода своего и добровольно сопричислявших себя к таковому. Здесь вечно одни приезжали, другие уезжали, третьи прочно селились по флигелькам и мезонинам. И все это всегда безотказно и радушно им “пропитывалось”.<…> Блестяще окончивший университет по медицинскому факультету, оставленный секретарем университетской гинекологической клиники, быстро приобретший великолепную докторскую практику в городе, занявший заметное положение в городском самоуправлении, Алексей Семенович со своей стороны начинает признавать в старшем брате своем фантазироватость. Это ему никогда не прощается. Подчеркнуто, не без горькой усмешки уступает Николай Семенович свое первородство, вынужденный признать первенствующее положение в родстве младшего брата. <…> С течением лет братья совершенно разобщаются. Младший жалеет, но мирится, свыкается с создавшимся положением. Старший старательно культивирует в себе ощущение пренебреженности, оскорбленности. Прививается потребность засыпать кого только можно, вплоть до юных и робких племянниц, гневом дышащими жалобами на невнимание, а то и прямое презрение, якобы являемые ему братом Алексеем. Эта самоистязующая работа ведется с удивительным усердием» (А.Л.: II, 155-157). «В воздаяние за многие заслуги второй сын, Алексей Семенович, с упрочением своего положения практического врача и общественного деятеля, в 1863 году благословил старевшую мать продать Панино и вместе с Ольгой перебраться к нему в Киев. Так все и сделалось. В свой час сын женится на тихой и кроткой чахоточной польке Елене Францевне Лонгиновой, дочь выходит замуж и переезжает в Канев, сын теряет больную жену и после нескольких лет вдовства задумывает жениться вторично» (А.Л.: I, 69). 43. А.С.Лесков Фотография В.Воюцкого. Киев. 2 пол. 1870-х Портрет, погрудный, ¾ влево 11,2х9,2 изображение, овал. На кабинетном бланке, углы и края обрезаны. На обороте рекламный штамп фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Н.Лескова: «А.С.Лесков. Семидесятые годы. А.Л.», ниже карандашом: «№ 54» КП 50948/280 44. То же Портрет, поясной, ¾ влево. Со скрещёнными руками. Снимок одновременный с предыдущим 9,0х5,7. На визитном бланке, внизу набором: «Фот. В.Воюцкого в Киеве». На обороте рекламный бланк фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Н.Лескова: «А.С.Лесков. Семидесятые годы. А.Л.», ниже карандашом: «№ 53» КП 50948/279 45. А.С.Лесков Фотография Вл.Высоцкого (W.Wysocki). Киев. Ок. 1885 Портрет, погрудный, ¾ вправо. Усы и борода 8,7х5,4. На визитном бланке, внизу набором: «W.Wysocki». На обороте рекламный бланк фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Н.Лескова: «А.С.Лесков около 1885 г. А.Л.», карандашом: «№ 52» КП 50948/278 46. А.С.Лесков с пасынком А.С.Болотовым Любительская фотография. Кабыжчи. 1902–1903. Сидят в саду у накрытого столика. В рост. Слева – А.С.Лесков 13,7х9,8. На кабинетном бланке, внизу тиснение золотом: «CabinetPortrait». На обороте черными чернилами дарственная надпись А.С.Лескова: «903 г. Январь 12 дня на память дорогому племяннику от единственного дяди и кузена. Ал. Лесков»; ниже подпись А.С.Болотова: «Алексей Болотов»; внизу фиолетовыми чернилами надпись А.Н.Лескова: «Ал. Сем. Лесков с пасынком. Снято в Кабыжчах в 1902–903 г.г. А.Л.» КП 50948/281 «Почувствовав большую жизненную усталость, Алексей Семенович подводит итоги непрерывно-трудовой жизни. Отклоняет переизбрание его на новое пятилетие директором Александровской городской больницы. Уходит, по прошению, со всех занимавшихся им должностей на пенсию. Продает свой дом. Покупает под Киевом, в Козелецком уезде Черниговской губернии, в широко раскинувшемся местечке Кабыжчи, благоустроенный хутор с просторным домом, садом, прудом и прочими угодьями. Замужние падчерицы насылают из своих, вблизи расположенных имений великолепных кур, индеек, павлинов, свиней, коров, лошадей. Дом – полная чаша! Сам он превосходительный, действительный статский советник, кавалер ордена святого Владимира третьей степени на шее, скромно, но прочно обеспеченный до гробовой доски. Хозяйка умелая, неутомимая. Можно считать – “в пределах земных совершил все земное” и приобрел заслуженный отдых. Но вот, по второму году хозяйка начинает тяжко недомогать. Произносится страшное слово – рак! Она встречает приговор спокойно, страдает, стараясь никого не обременять заботами о себе, умирает безропотно, бестрепетно, идя навстречу смерти, пришедшей 24 ноября 1901 года. Дом “повивается”безысходной скукой. Все приходит в запустение. Тоска! Одинокая старость! Впервые я посетил моего последнего дядю на этом его пепелище в январе 1903 года. Он показался мне старше своих лет. Без поглощенности привычными служебными и общественными интересами, без не менее привычных забот о нем самом со стороны “Клёти”, без прежнего домашнего многолюдства, он жалостно одинок, как бы покинут всею прежнею жизнью. Однако внешне храбрился. Но это плохо удавалось. Пределом редко выдававшегося развлечения была пулька с местными иереями, мировым судьей и ветеринаром. <…> По былому правому суду Лескова, это был человек, которому “принадлежит уважение всякой души, способной понимать величие простых, но величавых в своей простоте поступков”. Прибавлю от себя: он был из тех людей, которые умеют “почувствовать добра приятство”» (А.Л.: II, 159-160). 47. К.Д.Лескова, урожд. Гзовская, по первому мужу Болотова, жена А.С.Лескова Фотография В.Высоцкого. Киев. Середина 1880-х Портрет, поколенный, ¾ вправо. Стоит, облокотившись на кресло 13,5х9,7. На кабинетном бланке, углы и края обрезаны. На обороте рекламный штамп фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Клотильда Даниловна Лескова, рожд. Гзовская. 28.Х.1844 – 24.XI.1901. А.Л.» КП 50948/292 «В 1879 году вдовый Алексей Семенович встречает новую избранницу сердца, Клотильду Даниловну. По мере развития и углубления романа рождается желание прочно оформить отношения. Предстоит развод с Болотовым, бросившим жену с тремя детьми от него. Мать и сестра Ольга Семеновна яро противятся этому браку. Они свыклись с мыслью, что сын и брат создан для их удобства и не должен иметь личной жизни. <…>. Не особенно выигрышное впечатление произвела она и в Петербурге в приезд свой туда с «женихом» в январе 1879 года. Однако всесильная мягкость характера, удивительная сердечность и готовность служить всем и каждому чем только можно быстро располагают к ней все сердца. Через какие-нибудь полгода даже сам Николай Семенович в письме к брату Алексею от души приветствует ее приход словом, полным добрых надежд и благопожеланий. Сменяет свое первоначальное равнодушие вскоре и младший из братьев, Михаил Семенович. Духовно согретый, он искренно привязывается и к невестке, и к двум ее девочкам, и даже к дефективному, но, как мать, беспредельно доброму ее сыну. По собственному предсказанию – сжился “на радость себе и никому на горе”» (А.Л.: II, 158). 48. М.С.Лесков, брат Лескова Фотография Вл.Высоцкого (W.Wysocki). Киев. Конец 1880-х Портрет, поясной, ¾ влево. Небольшие усы и борода 12,0х9,1 изображение, овал. На кабинетном бланке, бланк обрезан по овалу. На обороте рекламный штамп фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Мих. Сем. Лесков, 1.11.1841 – 16.8.89. Сним. последних лет жизни А.Л.»; ниже карандашом: «№ 7» КП 50948/282 «Следующим братом, родившимся 1 ноября 1841 года в Панине, был Михаил Семенович, единственно определенный на казенный счет в Орловский кадетский корпус. Немного послужив офицером, он перешел в акциз. Холостяк, он весь век прожил с братом Алексеем, всегда в составе его семьи, в разделении с ним всех его интересов. Жили действительно по-братски. Он искренно горевал о чахотке и смерти первой жены брата, потом двухлетнего сына их Юры и не очень радовался предстоящей новой женитьбе на Болотовой. Но и на этот раз опять слился всею душой со всем составом новой семьи брата, полюбив невестку, лаская ее детей. После его смерти в записной его книжке оказались строки: «Всё брату Алексею». Старший, петербургский брат этим от наследования волею покойного устранялся. <…> Рано утром 16 августа 1889 года, лелеявший мысль вскоре выйти с прискучившей разъездной акцизной службы на пенсию и покойно доживать дни в лоне родной ему братниной семьи, Михаил Семенович вышел из своей комнаты, схватился в буфетной обеими руками за большой посудный стол, залил его хлынувшей из горла кровью и упал бездыханным» (А.Л.: II, 160–161). «”Дух мой смутился этою вестью, и жаль мне, что брат, к которому я питал живую любовь, уклонялся от общения и довел это до конца. Надо это простить ему и любить его. Он, без всякого сомнения, был человек из рода людей добрых, честных, сострадательных и благородных. В том, что он нас оставил и избегал,— надо искать причин в самих себе. Это ещё может на что-нибудь годиться, ибо так можно в себе что-нибудь поправить. Если есть иная жизнь вне земного тела (во что я твердо верю), то дух брата Михайлы был благороден и благожелателен,— следовательно, он пойдет вверх, а не вниз — к лучшему, а не к худшему”. <Письмо Лескова к брату Алексею 16 августа 1889>» (А.Л.: II, 162). 49. В.С.Лесков, брат Лескова Фотография F.Mezer. Киев. <Конец 1860-х> Портрет, погрудный, ¾ влево. Небольшие усы 8,6х5,2. На визитном бланке, внизу: «FrançoisdeMezerà Kieff». На обороте рекламный бланк фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Вас. Сем. Лесков, 1.8.1844 – в июле или авг. 1872 г. от тифа, в Ташкенте. Снимок д. б. 1870 года. А.Л.»; ниже карандашом: «№8» КП 50948/283 «Безрадостна повесть кратких дней этого самого младшего из братьев Лесковых. Началась его так много сулившая жизнь в родном Панине 1 августа 1844 года и нелепо рано оборвалась в июле 1872 года, по-тогдашнему — на краю света, в далеком Ташкенте. Ласковый, добросердечный, одаренный ребенок завоевал сердце матери, полюбившей его едва ли не сильнее всех остальных ее детей и уж никак не меньше самой младшей ее дочери, рано умершей Маши. Отсюда пошло разновидное баловство, печально сказавшееся впоследствии <…> По окончании юридического факультета Киевского университета он, на 23-м году, служит по крестьянскому управлению в Козине, Корсуни, Богуславе, Умани и других пунктах Киевской губернии. Бытовые условия не легки: хлопотно, бесприютно, вечные перекладные... <…> Он был красив, умен, образован, мягок и уветлив в обхождении, обладал прекрасным слухом и таким же голосом, баритоном. Кажется, все для успехов в жизни! На горе ему, в злую додачу ко всем этим данным шло... вино <…> Как-то летом 1870 года в каком-то большом селе, в престольный праздник, после обедни, перед всею «громадою» Василий Семенович, случившийся не в порядке, влез на дерево и с высоты своей импровизированной трибуны произнес такую речь, что “злякавшийся солтыс” поскакал к исправнику, тот настрочил “донесение”, и подлинно – пошла писать губерния. <…> Служба была сорвана, положение скомпрометировано. Пришла безработица. Молодой, полный сил и энергии человек изнывал. В Киеве становилось невыносимо от покровительственных соболезнований, колких шуточек, улыбок. Не в добрый час поделился он своими невзгодами со старшим петербургским братом. С обычной “спешливостью” развернул последний перед ним заманчивые, но едва ли хорошо проверенные возможности в столице. Обескураженный провинциал доверчиво схватился за них с безысходностью утопающего» (А.Л.: I, 331–332). «Совершается оказавшаяся роковой смена Киева на Петербург. <…> Прямого делового устройства нет как нет! Деньжонки на последнем исходе. Заработка нет.<…> Мечты об адвокатуре развеяны как дым! Что же делать? Чем жить? И вот впервые произносится – Ташкент! Единственная панацея от всех бед и зол – сделаться пресловутым “ташкентцем”!» (А.Л.: I, 334–336). 50. В.С.Лесков Фотография К.Андерсона. Петербург. 1871 Портрет, погрудный, ¾ вправо. Небольшие усы и борода 8,6х5,2. На визитном бланке, внизу набором: «Фот. К.Андерсон». На обороте рекламный бланк фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Вас. Сем. Лесков, 1.8.1844 – лето 1872. Снимок сделан перед отъездом в Ташкент. 3 дек. 1871 г. А.Л.» КП 50948/284 «Еще около Пасхи, раннею весной, к великой радости моей, получается от ко всем заботливого “дяди Васи” посылка, в которой среди нескольких малоинтересных мне предметов оказываются, по сей день мило памятные мне, тонкой юфти малиновые с зелеными разводами, тюбетейка, куртка и штанишки, а также и нарядные малиновые же чувяки. Я и восхищался и... плакал. Он никого не забыл. Все были растроганы. К концу лета внезапно приходит смертная вее -то письмо, извещавшее, что Василий Семенович, перенеся в своей “мурье” тяжелый тиф, уже поправлялся, но был еще очень слаб. Темный денщик его, из казаков, принес ему ковш местного вина и убедил выпить для подкрепления сил. Томимый жаждой, он выпил его не отрываясь. Подорванное долгой борьбой с высокой температурой сердце остановилось. <…> Трагизм этой неудавшейся жизни родит горькие мысли. Думается, что в семье с менее трудными характерами некоторых ее членов этот наделенный блестящими способностями, прекрасно школьно подготовленный, добронастроенный к людям, почти юный еще человек, мог быть сбережен для служения обществу и родине. Верится, что немножко большая мягкость и меньшее «злопомнение» могли помочь ему ободриться, окрепнуть, стать ценным работником на радость себе, на пользу людям, на благо своей страны» (А.Л.: I, 344–345). «Не смею утверждать, что я сохранил безупречно четкое, живое, не по фотографиям, представление внешности покойного. Но я полон чувствованием его всегда бледного, задумчивого лица, какой-то, может быть только в условиях петербургских незадач возникшей, робости выражения синих глаз. Хорошо помню высокую гибкую фигуру, легкую поступь, спокойные движения, мягкий жест, приветность речи. Без затруднений представляю, ощущаю зимние вечера, в которые мы сиживали с ним на большом диване в полутемной угловой нашей зале, ведя бесконечные, едва ли многозанимательные для него, но восхитительные для меня, тихие беседы, исподволь прислушиваясь к покашливаниям и нервным передвигам рабочего кресла в кабинете» (А.Л.: I, 362). 51. О.С.Лескова, в замужестве Крохина, сестра писателя Фотография В.Воюцкого. Киев. <1870–1872> Пройдена акварелью (?) Портрет, поколенный, ¾ влево 8,8х5,6. На визитном паспарту. На обороте фирменный штамп; чернилами надпись А.Лескова: «Ольга Сем. Крохина (Лескова). 14 (или 13го).7.1846 – 19.11.93. Снимок в девичестве, д. б. 1870–72 гг. А.Л.»; ниже карандашом: «№ 10» КП 50948/285 «Большая разница лет и жизненных положений исключали возможность создаться свычке, а с тем и большому дружеству между сестрой и братом. Детские годы Ольга Семеновна жила дома или у родных по их деревням. Школьные – она провела в частном дворянском пансионе <…> В свое время ее начали «вывозить», но явно без успеха. Лицом она была похожа на брата Михайлу; это не красило девицу; приданого никакого» (А.Л.: II, 283–284). 52. О.С.Крохина, ур. Лескова Фотография И.Кордыша. Киев. 1874–1875 Портрет, ниже пояса, ¾ вправо. В темно-зеленом платье, в ушах серьги. Стоит у тумбы. Пройдена акварелью и белилами 52,8х39,5 в свету; 61,0х47,0 паспарту. На паспарту внизу справа тиснение: «Фотография И.Кордыша в Киеве». На обороте чернилами надпись А.Лескова: «Ольга Семеновна Лескова, в замужестве Крохина. Род.14 (или 13-го).7.1846 – 13.11.1893. Снимок д<олжен> б<ыть> 1874–75 гг. вышла замуж 1.6.1873. А.Лесков» КП 50948/1023 «От избытка досужести, по исконному провинциальному обычаю, она жила городскими новостями, слухами, пересудами, с жаром предаваясь, по выражению Лескова, «очистительной критике ближних и искренних», приобретая в этом искусстве большие навыки и теряя чувство меры. <…> Наконец судьба улыбнулась: 1 июля 1873 года она выходит замуж за скромного человека, оказавшегося превосходным мужем, заботливым отцом и добрым другом всех своих новых родственников, сумевшего внушить редкостно длительное расположение к себе даже Николая Семеновича» (А.Л., II, 284–285). 53. О.С.Крохина Фотография В.Воюцкого. Киев. 1880-1881 Портрет, погрудный, ¾ влево. С бусами 6,8х5,2 овал; 9,0х5,7. На визитном паспарту; внизу набором: «Фот. Воюцкого в Киеве». На обороте чернилами надпись А.Лескова: «О.С.Лескова. сним д. б. 1880–81 гг. А.Л.»; ниже карандашом: «№ 11» КП 50948/286 54. О.С.Крохина Фотография Гершевичевых. Витебск. <1889–1890> Портрет, погрудный, ¾ влево. В платье со стоячим воротником 9,1х5,6. На визитном бланке, внизу: «Gerchevitz. Vitebsk». На обороте рекламный штамп фотографа; черными чернилами автограф О.С.Крохиной: «Милой племяннице от любящей ее тетки О.Крохиной»; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «О.С.Крохина. Снимок д. б. 1889 г. или 1890 г. А.Л.» КП 50948/287 55. Н.П.Крохин, муж О.С.Лесковой Фотография Гершевичевых. Витебск. <1889–1890 > Портрет, погрудный, ¾ вправо. Пышные усы и борода 8,9х5,5. На визитном бланке. На обороте рекламный штамп фотографа; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Ник. Петр. Крохин, муж Ольги Сем. Леск. 3.8.1837 – 4.9.90. В Витебске. Снимок д. б. 1889–90 гг.» КП 50948/288 «Николай Петрович Крохин, он же обычно ”Петрович”, родился 3 августа 1837 года. Это был крупный, немного рыхлый человек, акцизный чиновник с головы до пят. За пределами презиравшегося Лесковым “фиска” с него спрашивать было нечего. Семьянин и хозяин в доме первостатейный, а дальше – мирись с тем, что есть. Жили муж с женой душа в душу семнадцать лет, читая по вечерам журнал “Новь” и находя в этом полное удовлетворение всем запросам высшего порядка: никакой “фантазироватости”. Во всем полная противоположность кипучей и страстной натуре шурина-писателя. <…> Он обезоруживал Лескова полной безответностью и слепой покорностью. Это принималось как должное. Расположение к зятю не распространялось на сестру» (А.Л., II, 285). «30 мая, возвратясь из какой-то командировки, Крохин, в душный и жаркий день в полувоенном стеснительном мундире со стоячим узким воротником, при шашке и регалиях, является к своему “управляющему” и тут же, в управлении, покачнувшись и в молчаливом удивлении оглянув окружающих, грузно падает наземь. Замертво его отвозят домой. Тяжелое кровоизлияние, удар. На пятый день наступает смерть. Лесков теряет самого любезного ему человека во всем родстве. В Витебске остается сестра-вдова, про которую покойный говорил однажды Лескову: “Оставлю четырех детей, из которых больше всех “дитя» – жена”» (А.Л., II, 292). «”Смотрю на витебскую карточку Николая Петровича и удивляюсь выражению его лица: точно он говорит: “я кончил”. Лицо бодрое, но глаза поникшие, и взор угас. Удивительное выражение, какого нет ни на каком другом портрете”. <Из письма Лескова к сестре Ольге. 10 ноября 1890>» (А.Л., II, 294). 56. Групповой портрет: Крохины, племянницы Лескова и его няня А.С.Каландина Фотография Д.Маркова. Киев. 1896 Сидят: Анна Степановна Каландина, Мария; стоят: Надежда, Зинаида 14,2х10,6. На кабинетном бланке, внизу тисненый штамп: «Д.Марков в Киеве». На обороте рекламный штамп, фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Снимок 1896 года. В центре: Анна Степ. Каландина, крепостная няня Лескова (“Аннушка Шибаенок в “Пугале”) (т. 19-ый Общ. Собр. Соч. <ПСС, 3-е изд., 1902–1903>, стр. 39-ая). Три племянницы Л-ва Крохины. Стоит впереди Над. Ник., сконч. года 2 назад. Стоит сзади Зинаида Ник. Сидит – Марья Ник. Годы жизни «Степановны»: 2.2.1812 – 26.7.1911. 14 ноября 1933 г. А.Лесков» КП 50948/290 «Я прекрасно помню Анну Степановну сильно морщинистою, ссохнувшеюся старушкой с почтительно сомкнутыми в присутствии “господ” устами, охотно размыкавшимися для неустанных покоров и поучений по адресу всей молодой прислуги, не знавшей от неё спасения и пощады, не желавшей жить с нею в одном доме» (А.Л., I, 92).. «<…> в 1873 году, с выходом замуж сестры писателя Ольги Семеновны за Н.П.Крохина, Степановна перешла в эту семью, где и вырастила еще трех девиц, впоследствии учительниц гимназии. <…> Веку Степановне выдалось вволю – без восьми месяцев сто лет. Вторую половину их все без исключения, даже сама Марья Петровна, называли ее не иначе, как по имени-отчеству и уже конечно на «вы». Оказывавшиеся ей знаки общего почтения она принимала с достоинством, как должное и заслуженное пожизненной бескорыстной преданностью, неустанной, до последних сил, работой. Это был равноправный член семьи, даже тяжеловатый для выпестованных ею дочерей Ольги Семеновны, а попозже, случалось, и для самой вдовой сестры Лескова. <…> После кончины сестры и всего за три месяца до собственной смерти он <…> шлет своей бывшей нянюшке добрый привет: “Обнимаю и целую друга сердечного Анну Степановну. Бог ей в помощь переносить бремя лет”. Она пронесла это бремя ещё почти семнадцать годочков после смерти своего старшего воспитанника и, скончавшись в Киеве 26 июля 1911 года, легла на Байковом кладбище в одной ограде со своею “барышней” – Ольгой Семеновной Крохиной-Лесковой» (А.Л.: I, 94-96). |
- Анонсы
- Новости
- Пресса о музее
- История
- Отделы музея
- Партнеры
- Виртуальный музей
- Коллекции
- Живопись
- Коллекция книг
- Коллекция фотографий и негативов
- Коллекция печатной графики
- Коллекция оригинальной графики
- Коллекция мемориальных предметов русских литераторов
- Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства
- Коллекция Окон ТАСС
- Коллекция афиш
- Коллекция лубков ГЛМ
- Коллекция плакатов
- Анонсы
- Новости
- Пресса о музее
- История
- Отделы музея
- Партнеры
- Виртуальный музей
- Коллекции
- Живопись
- Коллекция книг
- Коллекция фотографий и негативов
- Коллекция печатной графики
- Коллекция оригинальной графики
- Коллекция мемориальных предметов русских литераторов
- Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства
- Коллекция Окон ТАСС
- Коллекция афиш
- Коллекция лубков ГЛМ
- Коллекция плакатов