МЕСТА

 
№189. Дом, в котором родился Лесков
1.      Дом, в котором родился Лесков, сельцо Горохово Орловского уезда Орловской губернии
К.Шульц. 1887
Картон, акварель, тушь, перо, лак
Фасад двухэтажного дома в семь окон, с фронтоном и двумя одноэтажными пристройками по бокам
Под изображением автограф Лескова (очень бледно): «Господский дом в селе Горохове, Орловск. губ., в этом доме родился Николай Сем. Лесков и тут же проведено его детство». На обороте подложки карандашом надпись А.Лескова: «№ 50. Рисунок получен в марте 1887 г. от племянницы Л-ва, Наталии Страховой. Сделан он неким Шульцем. Признан Л-вым «сделанным не худож., а архитекторским приемом, но оч. верно и перед. постройку и план, но не выраж. характера здания и впечатл., производимого местностью.
    17 марта 88 г. Л. благодарил за рисунок письмом.
    Затем были сняты фотографии. А.Л.»
На подложке. В деревянной рамке, под стеклом
12,5х20,0
КП 393
 
№190. Кабинет Лескова
2.      Кабинет Лескова(?)
Фотография любительская
Слева диван, справа прямоугольный столик, покрытый скатертью с восточным орнаментом, уставленный кальянами; стены увешаны картинами и мелкими фигурными рамками с рисунками и фотографиями, в углу колчан со стрелами
20,1х25,4. На паспарту (21,8х26,8)
Источник поступления неизвестен, до 1941. КП 36228
 
3.      Кабинет Лескова в квартире на Фурштадской в Петербурге
Фотография Н.Чеснокова. 1895, 21 февраля
На фотографии внизу справа тиснение: «Н.Чесноков»
30,4х41,4
КП 50948/273
 
В центре у стены письменный стол писателя. Снято в день его смерти.
Воспроизведен: «Нива», 1903, № 12, с. 235
 
«Весь ка­бинет Лескова был убран всевозможными редкостями, и Лесков часто говорил, что ему было бы решительно не­возможно работать в «комнате с голыми стенами». Так вспоминал некий книгоиздательский работник.
К счастию, тут же он поместил и фотоснимки кабинета Лескова, каким он был в середине восьмидесятых го­дов. Сами о себе говорят, хорошо видные на них, три сту­ла из более чем скромной «гарнитуры», покрытый про­стенькой скатертью легонький ломберный столик, такая же складная табуреточка, крытое зеленым репсом кресло перед небольшим письменным столом с низенькой, мало­удобной для работы лампой. Обыденны висящие в багет­ных рамках фотогравюры, фототипии, фотографии. В по­давляющем большинстве незамечательны масляные кар­тины всевозможных сюжетов, от высоко-религиозных до буднично-жанровых или изображающих малопригляд­ных домашних животных, от довольно значительных до самых мелких по размеру, от немногих ласкающих глаз до сильно преобладающих жестких, сухих, ничем не ра­дующих. Словом, два-три полотна неплохой кисти; одна маленькая, на кронштейне над зеленым репсовым крес­лом, очаровательная итальянская терракота – низверженный с небес дьявол, подарок А.Н.Толиверовой; не­дурная акварель – амуры на дельфинах — копия с Ват­то работы княгини М.Н.Щербатовой; две-три неплохие миниатюры и множество вещей и полотен, не представ­лявших никакого интереса. К последним относятся два бисквита – сфинксы на черных деревянных кронштей­нах; два неприятного жесткого письма Христа, под кото­рыми малоожиданно висят свинья и теленок под Теньера; дальше горничная с военным писарем и кухарка с прославленным «кумом пожарным», висящие под сним­ком с богоматери Васнецова; безжизненный пейзажик под Клевера и т. д. до персидских и турецких ружей, по­даренных мне в 1881 году киевскими моими дядями. За рабочим креслом жидкая стоячая этажерка. Правее пра­вого окна, в глубоком углу, едва видна кагарлыкская богоматерь в темной дубовой раме с висящей на трех це­почках медной лампадкой.
Это самая выигрышная, главенствующая стена кабинета до 1885 года. Немногим отличался кабинет и на двух последних квартирах Лескова.
Общее впечатление: случаен и пестр. <…>» (А.Л.: II, 204).
 
«Несомненно, семь лет не прошли даром. Появился громадный дубовый письменный стол, на нем тяжелые  английские часы с курантами, другие – ”кабинетные”, в кожаном футляре, “с репетиром”, и третьи – на небольшом книжном шкафу, посмирнее. Позавесились  плотнее и стены, но в основе дело не изменилось и в  антикварности невесть сколь усугубилось и повысилось.
<…> враждебная преувеличениям и недостоверностям, наблюдательная, много видевшая и во многом разбиравшаяся, Л.И.Веселитская с достойной хвалы простотой рассказала о первом посещении ею Лескова.
Вот несколько ее строк: “Я вошла в комнату, которая сразу показалась мне похожей на Лескова. – Пестрая, яркая, своеобразная... Мерно тикают часы. Их что-то много, и, тикая, они переговариваются между собой... Я оглядывала комнату. И казалось мне, что стены ее говорят: “Пожито, попито, поработано, почитано, пописано. Пора и отдохнуть”. И часы всякого вида и размера мирно поддакивали: “да, пора, пора, пора...” А птица в клетке задорно и резко кричала: “Повоюем еще, черт возьми...”
Я оглядывала комнату <...> На стене, за спиной сидящего за большим столом, среди картин и портретов висело узкое и длинное, совершенно необыкновенное, видимо старинное, изображение божьей матери <...> Над <другим. – А. Л.> столом висело изображение Христа, тоже старинного письма <...> Справа лежали два Евангелия, слева Платон, Марк Аврелий и Спиноза”.
Все метко и верно: напряженность убранства, излишек (но не нелепая “бесчисленность”) часов, обилие богородиц, спасов, иногда в странном соседстве и чередовании с картинами резко иного характера. Все такое, какое было» (А.Л.: II, 205–207).
 
№192. Кабинет Лескова
4.      Кабинет Лескова в Петербурге
Неизвестный гравёр. По фотографии Н.Чеснокова
Гравюра на стали
Под изображением: «Грав. у Ф.А.Брокгауза в Лейпциге. Рабочий кабинет Н.С.Лескова; ниже слева: «Дозволено цензурою в СПб.»; справа: «Печ. в Артист. зав. А.Ф.Маркса в СПб.»
10,1х15,7 изображение; 14,1х21,2
От С.П.Шестерикова, 1939. КП 9253/37
 
5.      То же
10,1х15,7 изображение; 14,7х22,4
Из фонда Е.Ф.Никитиной, 1973. КП 53165/5

 
 
ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

 
6.     Печатка Лескова
Сталь, дерево
Между  инициалами «Н. Л.» вырезан дворянский герб
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/39/1
 
7.      Оттиск печатки Лескова
Сургуч, на тонком картоне
Под оттиском фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Личная печать Николая Семеновича Лескова». На обороте его же рукой: «Верно: Андрей Николаевич Лесков. 8–V–27 г.»
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/39/2
 
8.      ЭкслибрисЛескова  
Печать
«Из библиотеки Н.С.ЛЕСКОВА»
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/40
 
9.     З.П.Ахочинская и Е.П.Пассек
Фотография Н.Чеснокова. Петербург. Конец 1870-х – начало 1880-х
Поясной. Ахочинская слева, ¾ вправо
8,8х5,4. На визитном бланке, на обороте штамп фотографа: «Фотография Н.А.Чеснокова. уг. Знаменской и Гродненского пер. д. № 47–8»; фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «Блондинка – Зин. Петр. Ахочинская (в зам. Тихоцкая). Род. д.б. 1861 г. † 9.1.1933. Художница. Лучш. раб. – портр. Татьяны Петр. Пасс<ек> (см. ”Литер. Бабушка” – “Всем. Илл.”, 8.4.1899 г. № 1055 и “Пет. Газ.” 22.3.1889 г. № 79, Лескова). Брюнетка – Ек. Помп<еевна>. Пассек. Актр. Алекс. Театра. Род. 12.7.1869. † 1.12.1909 г. А.Л.
Портр. Т.П.<Пассек> нах. у ее внука Серг. Влад. П., сына Вл. Вадимовича П. А.Л.»
Б 35704
 
 
ИЛЛЮСТРАЦИИ
 
Леди Макбет Мценского уезда. 1865
 
№198. Иллюстрация М.Микешина к «Леди Макбет Мценского уезда»
10.            Иллюстрация М.Микешина
Бумага, акварель, тушь, перо, белила
Катерина Львовна и Сергей в саду
12,0х21,3
От В.А.Сергеева, из собрания К.С.Веселовского, 1936. КП 3659
 
«Сохранилась небольшая картинка М.Микешина: звездная ночь, тенистый сад, романтическая красавица в белом вытянулась в объятиях черноусого молодца – что-то знойное, экзотическое, скорее ”кавказское”, чем русское, и уж вовсе не московское; картинка (акварель, гуашь – смешанная техника) относится к 1890-м годам и хранится в московском Литературном музее <…> ее мало кто знает» (Л.Аннинский. Лесковское ожерелье. М., 1986,  с. 94).
 
11.           Серия эскизов Б.Кустодиева
Бумага верже, карандаш
От Ю.Е.Кустодиевой, 1937. КП 4558/1-4
 
№199-1 (на выбор из 2). Б.Кустодиев. Эскиз обложки к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Эскиз обложки. Убитый Зиновий Борисыч, слева силуэты целующихся Сергея и Катерины Львовны
Вверху: «Лесков Леди Макбет Мценского уезда»; внизу: «Рисунки Б.Кустодиева изд. Аквилон. П.б. – 1922»
20,8х13,2
 
№199-2. Б.Кустодиев. Эскиз обложки к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Эскиз обложки. Убитый Зиновий Борисыч, слева силуэты целующихся Сергея и Катерины Львовны
Вверху: «Леди Макбет Мценского уезда»; внизу: «Лесков. Изд. “Аквилон”. П.б. 1922» 20,8х13,3
 
№199-3. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Катерина Львовна и Сергей.
13,2х20,8
  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна и Сергей. 2. Зиновий Борисыч
20,8х13,3
 
12.           Серия иллюстраций Б.Кустодиева
Бумага верже, тушь, перо
Листы с типографскими пометами
От Ю.Е.Кустодиевой, 1935. КП 3417-3434
 
Иллюстрации, сделанные для изд. «Аквилон», помещены в отдельном издании повести после смерти художника, в 1930, см. раздел «Книги», № 62
 
            №200-1. Б.Кустодиев. Обложка к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Обложка. Убитый Зиновий Борисыч, слева силуэты целующихся Сергея и Катерины Львовны
Вверху: «Н.С. Лесков Леди Макбет Мценского уезда»; внизу: «Рисунки Б.Кустодиева “Аквилон” П.б. 1923»; на обороте эскиз обложки с тем же сюжетом, под ним карандашом рукой художника: «Рисунки Б.Кустодиева Акв…»
18,9х13,0 изображение; 21,3х14,5
 
            №200-2 (выбрать из 2). Б.Кустодиев. Обложка к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Обложка. Выглядывающая из-за занавески Катерина Львовна
Вверху: «Н.С. Лесков Леди Макбет Мценского уезда»; внизу: «Аквилон»; на изображении внизу справа тушью подпись художника: «Б.Кустодиев 1929»
21,4х14,2
 
№200-3-К. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Катерина Львовна у окна. Два варианта
9,0х10,0 изображение; 5,7х5,7 два изображения; 21,5х13,7
 
№200-4 (выбрать из 2).Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна и Сергей. 2. Сергей
9,3х10,5; 5,4х5,5 два изображения; 21,5х13,7
  1. Катерина Львовна разговаривает с Сергеем
19,0х5,7 изображение; 21,5х13,6
  1. Две илл. на одном листе: 1. Борис Тимофеич. 2. Сергей спускается от окна Катерины Львовны
9,4х11,5; 6,2х6,1 два изображения; 11,6х13,7
 
№200-7 (выбрать из 2).Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна в постели. 2. Катерина Львовна и Сергей
9,2х10,3; 6,1х5,8 два изображения; 21,5х13,7
 
№200-8 (выбрать из 2).Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Борис Тимофеич в гробу. 2. Заставка
8,9х10,3; 5,3х5,0 два изображения; 21,5х13,7
 
№200-9. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна и Сергей за чаем в саду. 2. Спящая Катерина Львовна и кот
9,0х11,5; 5,8х6,0 два изображения; 21,5х13,7
 
№200-10. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Приехавший Зиновий Борисыч. 2. Кровать с поясом Сергея
10,2х11,0; 6,0х5,5 два изображения; 21,5х13,7
 
№200-11. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Убийство Зиновия Борисыча. 2. Сергей роет яму
10,0х10,5; 5,2х5,2 два изображения; 21,5х13,7
  1. Две илл. на одном листе: Приезд из Ливен старушки с Федей. 2. Федя во дворе
8,4х10,2; 6.3х5,9 два изображения; 21,5х13,6
  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна и Сергей у комнаты Феди. 2. Скелет
9,4х11,0; 5,5х5,4 два изображения; 24,1х13,6
  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна и Сергей у кровати задушенного Феди. 2. Бегущий по лестнице Сергей
10,0х11,0; 5,2х5,5 два изображения; 21,5х13,7
 
№200-15. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Осада измайловского дома. 2. Наказание Катерины Львовны плетьми
9,1х10,0; 5,5х6,0 два изображения; 24,1х13,8
 
№200-16 (выбрать из 2).Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Часовой у тюремной двери. 2. Катерина Львовна в тюрьме
9,2х10,3; 5,8х5,7 два изображения; 24,1х13,7
  1. Две илл. на одном листе: 1. Партия арестантов на этапе. 2. Арестантка
9,0х9,2; 6,0х5,8 два изображения; 24,1х13,7
 
№200-18-К. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Две илл. на одном листе: 1. Катерина Львовна и Сонетка в волнах. 2. Тюремные здания
9,1х10,0; 5,7х5,6 два изображения; 24,1х13,8
 
№200-141. Иллюстрация Б.Кустодиева к «Леди Макбет Мценского уезда»
 
13.           Серия иллюстраций Ив.Овешкова. 1936
Дар неизвестного лица, 1983. КП 53240/1–4

  1. Сергей и Катерина Львовна
Картон, угольный карандаш
Изображение в рамке. Внутри рамки внизу справа подпись художника: «Ив.Овешков. 18/VI–36»
28, 3х17,6; 35,6х24,9
 
201-2. Иллюстрация Ив.Овешкова к «Леди Макбет Мценского уезда». 1936

  1. Сергей спускается из окна
Бумага на картоне, угольный карандаш
Изображение в рамке. Внутри рамки внизу подпись художника, слева: «Ив.Овешков»; справа: «23/VI–1936»
28,2х17,3; 35,1х23,8
 
201-3. Иллюстрация Ив.Овешкова к «Леди Макбет Мценского уезда». 1936

  1. Убийство Зиновия Борисыча
Бумага на картоне, угольный карандаш
Изображение в рамке. Внутри рамки внизу подпись художника, слева: «Ив.Овешков», справа: «25/VI–1936»
17,6х28,6; 24,8х36,0
 
201-4 (выбрать из 2). Иллюстрация Ив.Овешкова к «Леди Макбет Мценского уезда». 1936

  1. Катерину Львовну наказывают плетьми
Бумага на картоне, угольный карандаш
Изображение в рамке. Внутри рамки внизу подпись художника, слева: «Ив.Овешков»; справа: «1/VII–1936»
28,3х17,7; 35,7х24,8
 
Воспроизведено: Лесков Н.С. Избранные сочинения. М.;Л.: Academia, 1937
 
Божедомы. 1868
 
14.           С рисунка Вс.Крестовского. Конец 1860-х
Фотография В.Лапре. «Светопись, бывшая С.Левицкого». Петербург
Три персонажа: Захария, Савелий, Ахилла. На фотографии черными чернилами автограф Лескова: вверху - «Божедомы Лескова-Стебницкого с рисунка академика Гогина»; около каждого персонажа – «Захария, Савелий, Дьякон Ахилла»
8,8х5,8. На визитном бланке, внизу: «Светопись бывшая Левицкого. На Невском просп. против Казанского Собора № 28». На обороте фиолетовыми чернилами надпись А.Лескова: «С рисунка Всевол. Крестовского. См. «Русск. Стар.», № 12 за 1895 г. «К биогр. Н.С.Лескова» И.Шляпкина. А.Л.»
КП 50948/2178
 
 
Соборяне. 1872
 
№203. Вс.Крестовский. Эскиз обложки к «Соборянам»
15.           Эскиз обложки Вс.Крестовского
Коричневая бумага, карандаш
Три персонажа: Захария, Савелий, Ахилла. Вверху: «Соборяне»
19.5х13,1
От С.П.Шестерикова (Одесса), 1939. КП 9253/38
 
 
Очарованный странник. 1873
 
№204. Иллюстрация Ив.Овешкова к «Очарованному страннику». 1936
16.           Иллюстрация Ив.Овешкова. 1936
Картон, угольный карандаш, черная акварель
Иван Флягин на палубе
Изображение в рамке. Внутри рамки внизу подпись художника, слева: «14/V–1936»; справа: «Ив.Овешков»
17,4х28,5; 24,4х35,5
Дар неизвестного лица, 1983. КП 53240/6
 
Воспроизведено: Лесков Н.С. Избранные произведения. М.;Л.: Academia, 1937 .
 
Железная воля. 1876
 
17.           Серия иллюстраций Д.Дубинского. 1945
Бумага, тушь, перо, белила
В паспарту. На обороте печать Главлита 1945 г.
От Д.А.Дубинского, 1948. КП 18615–18620
 
            №205-1. Иллюстрация Д.Дубинского к «Железной воле». 1945

  1. Кибитка под дождем
9,1х12,9 в свету
 
№205-2.Иллюстрация Д.Дубинского к «Железной воле». 1945

2.      Улица провинциального города

9,1х12,9 в свету
 
№205-3.Иллюстрация Д.Дубинского к «Железной воле». 1945

  1. Гуго Карлович Пекторалис зашивает одежду
11,2х8,4 в свету
  1. Гуго Карлович Пекторалис с супругой
11,2х8,4 в свету
  1. Мужики забивают ворота, ведущие к Василию Сафронычу
11,2х8,5 в свету
 
№205-6.Иллюстрация Д.Дубинского к «Железной воле». 1945

  1. Гуго Карлович Пекторалис на поминках
9,0х12,9 в свету
 
Воспроизведено: Лесков Н.С. Железная воля. Б-ка краснофлотца. Военно-морское изд., 1946
 
18.           Серия иллюстраций по рисункам Н.Кузьмина. 1945
Ксилографии А.Павлова
От А.Н.Павлова, 1945. КП 13262/4-17

  1. Обложка: персонажи повести; в центре: «Н.С.Лесков. Железная воля. ОГИЗ. Гослитиздат. Москва. 1945»
Под изображением карандашом: «Iоттиск. Худ. Кузьмин. Гр. Павлов А. 45 г.»
15,2х11,3

  1. Заставка: Гуго Карлович Пекторалис
Под изображением карандашом: «Iоттиск. Железная воля Лескова рису... Кузьмина, гр. Павлова»
9,7х5,1

  1. Отец Флавиан
Под изображением карандашом: «Iоттиск гр. Павлов худ. Кузьмин. Железная воля Лескова. 45 г.»
14,6х9,9

  1. Подьячий Жига
Над изображением карандашом: «Iоттиск»; под изображением: «Худ. Кузьмин гр. Павлов Железная воля Лескова. 45»
14,5х9,7

  1. Василий Сафроныч
Под изображением карандашом: «Iоттиск Худ. Кузьмин гр. Павлов А. Железная воля Лескова. 45 г.»
14,7х9,7

  1. Коннозаводчик Дмитрий Ерофеевич
Под изображением карандашом: «худ. Кузьмин Iоттиск гр. Павлов. Железная воля Лескова»
15,0х9,6

  1. Василий Сафроныч
Под изображением карандашом: «Iоттиск гр. Павлов А. худ. Кузьмин Железная воля Лескова. 45»
7,5х5,8

  1. Заставка: Гуго Карлович Пекторалис
Под изображением карандашом: «Iоттиск. худ. Кузьмин Н.В. гр. Павлов А. Железная воля Лескова 45»
14,8х9,7

  1. Заставка: рассказчик и Гуго Карлович Пекторалис
Над изображением карандашом: «Iоттиск гр. Павлов»; под изображением: «Худ. Кузьмин гр. Павлов А. Железная воля Лескова»
10,8х6,1

  1. Заставка: на улице провинциального города
Над изображением карандашом: «Iотт.»; под изображением: «Худ. Кузьмин гр. Павлов Железная воля Лескова»
6,6х10,5

  1. Гуго Карлович Пекторалис со своей супругой
Под изображением карандашом: «Iоттиск. худ. Кузьмин Н.В. гр. Павлов А. Железная воля Лескова»
15,2х9,7

  1. Заставка: Гуго Карлович Пекторалис, дьякон Савва и отец Флавиан на  поминках
Под изображением карандашом: «Iоттиск. Железная воля Лескова худ. Кузьмин гр. Павлов А. 45 г.»
19,6х15,5

  1. Гуго Карлович Пекторалис с Сафронычем перед судейским столом
Под изображением карандашом: «худ. Кузьмин Iоттиск гр. Павлов А. Железная воля Лескова»
14,7х9,9

  1. Гуго Карлович Пекторалис ведет слепую лошадь
Над изображением карандашом: «Iоттиск гр. Павлов А.»; под изображением: «Худ. Кузьмин Железная воля Лескова»
6,4х10,5
 
Воспроизведено: см. раздел «Книги»: №№ 54, 55
 
 
Левша. 1881
 
№207. Иллюстрация Ив.Овешкова к «Левше». 1936
19.           Иллюстрация Ив.Овешкова. 1936
Картон, угольный карандаш, чпрная акварель
Левша и Платов
Изображение в рамке. Внутри рамки внизу подпись художника, слева: «26–27/V–1936»; справа: «Ив.Овешков»
17,4х28,5; 24,4х35,5
Дар неизвестного лица, 1983. КП 53240/5
 
Воспроизведено: Лесков Н.С. Избранные сочинения. М.;Л.: Academia, 1937
 
 
Зверь. 1883
 
20.           Обложка Б.Кустодиева. 1926
Печать
Медведь Сганарель и егерь. Вверху: «Н.Лесков. Зверь»; внизу: «Государственное издательство. 1926»
17,0х13,1
От А.Г.Миронова, 1940. КП 11539/203
 
Воспроизведено: см. раздел «Книги», № 44
 
 
№209. Иллюстрация Я.Купреянова к «Зверю». 1931
21.           Иллюстрация Я.Купреянова. 1931
Бумага, тушь, перо, белила
16,2х10,4 изображение по рамке; 21,6х15,5. Внизу и на обороте редакционные пометы. На обороте черными чернилами надпись художника (?): Я.Н.Купреянов. «Зверь». Лесков № 2» и издательские штампы
КП 51893/2
 
Тупейный художник. 1883
 
№210. Обложка Б.Кустодиева. 1926
22.           Обложка Б.М.Кустодиева. 1926
Бумага, гуашь, перо, тушь
Аркадий и граф Каменский
На изображении вверху: «Н.С.Лесков. Тупейный художник»; внизу: «Государственное издательство. 1926», выше тушью подпись художника: «Б.Кустодиев»
24,7х16,1
От Ю.Е.Кустодиевой, 1937. КП 4549
 
«Кустодиев не успел опубликовать свою обложку (меченная 1926 годом, она сохранилась в материалах Литературного музея)». Л.Аннинский. Лесковское ожерелье, с. 286
 
№211. Иллюстрация Я.Купреянова к «Тупейному художнику». 1931
23.           Иллюстрация Я.Купреянова. 1931
Бумага, тушь, перо, белила
Любовь Онисимовна на скотном дворе
16,2х10,4 изображение по рамке; 21,6х15,5. Внизу и на обороте редакционные пометы. На обороте черными чернилами надпись художника (?): «Я.Н.Купреянов. “Тупейный художник”». Лесков № 2» и издательские штампы
КП 51893/1
 
 
Скоморох Памфалон. 1887
 
№212. Иллюстрация Е.Самокиш-Судковской к «Скомороху Памфалону». 1900
24.           Иллюстрация Е.Самокиш-Судковской. 1900
Картон, черная акварель
Ермий и скоморох Памфалон
На изображении внизу слева акварелью: «Е.Самокиш Судковская»
27,2х19,3
От В.Г.Памфилова, 1940. КП 10697
 
Воспроизведено: «Нива», 1901, № 36
 
 
Человек на часах. 1887
 
25.           Обложка Г.Павлинова. 1926
Гравюра на дереве
Часовой у будки. Вверху: «Н.Лесков. Человек на часах»; внизу: «Государственное издательство»
18,0х13,6
От А.Г.Миронова, 1940. КП 11539/201
 
Воспроизведено: см. раздел «Книги», № 50, 69
 
Заячий ремиз. 1894
 
№214. Обложка Ю.Анненкова
26.           Обложка Ю.Анненкова. 1922
Бумага, тушь, белила
На изображении вверху: «Н.С.Лесков. Заячий ремиз»; внизу: «К-во “Круг”»
34,0х24,4
Из магазина МОГИЗ № 14,1939. КП 7469
 
Воспроизведено: см. раздел «Книги», 43
 
27.           То же
Печать
17,8х13,7
От А.Г.Миронова, 1940. КП 11539/202
 
28.           Серия иллюстраций Д.Митрохина к рассказам Лескова. 1931
Цветные литографии
На паспарту. В нижнем правом углу изображения монограмма: «Д.М.» (с камня)
11,5х8,0 изображение; 14,3х10,0 лист; 27,4х20,4 паспарту
От Н.Н.Харджиева, 1974. КП 48574/1-11

  1. Запечатленный ангел
Лука Кириллов, переходящий через реку
  1. Запечатленный ангел
Жандарм с иконой и староверы
  1. Левша
Платов увозит Левшу в Петербург
  1. Очарованный странник
Иван Северьянович Флягин бросает Грушу в реку
  1. Очарованный странник
Флягин пугает татар фейерверком
  1. Тупейный художник
Аркадий Ильич и Любовь Онисимовна выпадают из саней
  1. Штопальщик
В гостиничном номере у Козыря
  1. Путешествие с нигилистом
Кондуктор и «нигилист»
  1. Чертогон
В ресторане «Яр»
  1. Житие одной бабы
Степан и Настя среди крестьян
  1. Заячий ремиз
В гостях у родителей Оноприя
 
Воспроизведено: см. раздел «Книги», № 58

 
 
ТЕАТР

 
Пьеса Е.И.Замятина «Блоха» по рассказу Лескова «Левша»
 
29.  Эскизы декорацийБ.Кустодиева. 1924
Постановка МХАТ 2
Фанера, гуашь, масло
От Ю.Е.Кустодиевой, 1935
1.  Дворец
На изображении внизу справа: «1924. Б.Кустодиев». На обороте наклейки  юбилейной выставки  в Русском музее и выставки театрально-декорационного искусства 1917–1927 в Академии художеств. 1932
54,4х74,7 в свету. КП 43236
2.  Англия
На изображении внизу справа: «Б.Кустодиев. 1924»
54,6х74,5. КП 43217
 
Спектакль ”Блоха” МХАТ’а 2-го был поставлен в 1925: инсценировка Е.И.Замятина, реж. Алексей Дикий, Вл.Готовцев; худ. Б.Кустодиев; халдеи – В.Готовцев, С.Бирман, царь – В.Поров, Платов – А.Дикий, Левша – Л.Волков.
         «Декорации должен был делать Н.П.Крымов, человек,  оформлявший много спектаклей в МХТ», однако его великолепные эскизы были забракованы Диким, так как они  не отвечали задуманному лубочному стилю балаганной буффонады. Вести переговоры с Кустодиевым в Ленинград поехал Замятин, и спустя небольшой, почти рекордный срок художник прислал в Москву полутораметровый ящик, набитый сверху донизу эскизами. «Как будто он, Кустодиев <вспоминает Дикий> побывал в моем сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. <…>
         Никогда, – признается Дикий, – у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем ”Блоха”. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене встали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собой весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».
Л.Аннинский. Лесковское ожерелье. М., 1986, с. 241, 242-243.
 
30.  Эскизы костюмов и бутафории Б.Кустодиева. 1924
Постановка МХАТ 2
Бумага, карандаш, акварель
От Ю.Е.Кустодиевой, 1935
 
                        №218-1. Б.Кустодиев. Эскиз костюма Кисельвроде

  1. Кисельвроде
Внизу слева карандашом подпись художника: «Кисельвроде». Б.Кустодиев. 1924»; справа: «№ 2й»
33,2х25,5. КП 42504
 
№218-2. Б.Кустодиев. Эскиз костюмов камергерного генерала и дворцового дворника

  1. Камергерный генерал. Дворцовый дворник
Подписи карандашом: «Дворцовый дворник. Камергерный генерал» (вверху); внизу слева: «№ 3й»; справа: «№ 4й»; посередине подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924»
25,8х33,1. КП 3049
 
№218-3. Б.Кустодиев. Эскиз костюмов генералов

  1. Генералы
Подписи карандашом: «Генералы» (вверху справа); ниже справа подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924»; внизу каждое изображение пронумеровано: «№ 5, № 6, № 7». На обороте: «Юбилейная выставка. 1932. Автор  Кустодиев. Название «Генералы». Эскиз костюма к «Блохе»  Е.И.Замятина»
25,6х33,9. КП 3050
 
№218-4. Б.Кустодиев. Эскиз костюмов генералов

  1. Генералы
Подписи карандашом: «Генералы» (вверху справа) внизу каждое изображение пронумеровано: «№ 8, № 9, № 10»; внизу справа подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924»
25,0х33,7. КП 3051
 
№218-5 (выбрать из 2). Б.Кустодиев. Эскиз костюмов аглицкого алхимика и самолучшего аглицкого мастера

  1. Аглицкий алхимик. Самолучший аглицкий мастер
Подписи карандашом: слева: «химик – механик. Б.Кустодиев. 1924»; посередине: «№ 17»; справа: «Мастер»
25,5х32,8. КП 42502
 
№218-6 (выбрать из 3). Б.Кустодиев. Эскиз костюма казака

  1. Казак
Подписи карандашом: внизу слева: «Казак»; справа подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924. № 22». На обороте внизу слева карандашом: «Собств. Ю.Е.Кустодиевой» и номера: «Юб. выст. 1932.  № 2175»; «В-ка Р.М. – № 322»
33,7х25,2. КП 42498

  1. Егупыч
Подписи карандашом: вверху справа: «Егупыч»; внизу слева подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924»; справа: «№ 28»
34,1х25,6. КП 42501

  1. Силуян
Подписи карандашом: вверху справа: «Силуян»; внизу слева: «№ 29»; справа подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924»
34,4х24,2. КП 3054
 
№218-9. Б.Кустодиев. Эскиз костюмов аглицкого шкипера и полового

  1. Аглицкий шкипер и половой
Подписи карандашом вверху слева: «Аглицкий полушкипер»; справа «Аглицкий половой»; внизу: «Б»; ниже подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924»; в нижнем левом углу: «№ 34», в правом – «№ 35»
25,2х33,4. КП 42499
 
№218-10. Б.Кустодиев. Эскиз костюма ночного сторожа

  1. Ночной сторож
На груди бляха с надписью: «Ночной сторож». Справа карандашом: «На спине черный орел-герб. Дворцовый ночной сторож». На обороте: «В-ка Р.М. № 323»
20,5х19,0. КП 42503
 
№218-11 (выбрать из 2). Б.Кустодиев. Египетская «керамида»

  1. Египетская «керамида»
Под изображениями карандашом: «Египетская ”керамида”»; акварелью:  «Кнопка, бутылка». На обороте карандашом: «В-ка Р.М. № 348»
25,4х32,8. КП 42500/1
 
№218-12. Б.Кустодиев. Кунсткамера

  1. Кунсткамера
Под изображением карандашом слева: «№2 Кунсткамера»; справа подпись художника: «Б.Кустодиев. 1924». На обороте: «В-ка Р.М. № 349»
25,4х33,2. КП 42500/2
 
№218-13. Б.Кустодиев. Мелкоскоп. Непромокабль, Виски. Водка

  1. Мелкоскоп. Непромокабль. Виски. Водка
Над изображениями карандашом: «Мелкоскоп, Непромокабль». На обороте: «В-ка Р.М. 346»
25,6х33,9. КП 42500/3
 
№219. К.Кустодиев. Эскиз костюма царя
31.           Эскиз костюма царя  К.Кустодиева
Бумага, карандаш, тушь, перо
Внизу слева подпись художника: «Кирилл Кустодиев». На обороте карандашный набросок мужской фигуры в театральном костюме
17,1х9,3
От Д.С.Айзенштадта, 1941. КП 8366
______________________________________
 
В каталоге учтены сведения, зафиксированные в «Бюллетене ГЛМ» № 3 (А.Н.Островский. А.Н.Лесков. Рукописи, переписка, документы. М., 1938), дано более полное описание, внесены материалы, поступившие в музей после 1938.
Цитаты из книги А.Н.Лескова приведены по изданию: А.Лесков. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям, т. 1–2, М., 1984. Ссылки на него даются в сокращенном виде: римской цифрой номер тома и, через запятую, страницы.
Сведения о С.П.Шестерикове предоставлены сотр. рукописного отдела ГЛМ, гл. хранителем музея Научно-информационного и просветительского центра (НИПЦ) общества «Мемориал» С.Фадеевой.
 
 
Условные сокращения:
 
А.Л.: I, II, с указанием страницы - Андрей Лесков. Жизнь Николая Лескова, М.: Художественная литература, 1984. Т. I, II
 
ПСС. Т VII. СПб.: А.Ф.Маркс, 1897 – Полное собрание сочинений,  т. 1-12. СПб.: А.Ф.Маркс, 1897
 
 
* Опубликовано в сборнике: Н.С.Лесков в пространстве современной филологической мысли. М., ИМЛИ РАН. 2010 
 
 


<< Часть IV
 

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!