Г. Медынцева

«Всё мною собранное… »
Из коллекции А.Г.Достоевской
(10 июля - 18 августа 2013 г., Петровка, 28 – Нарышкинские палаты)

Фрагмент начала выставки с увеличенной фотографией А.Г.Достоевской

Выставка Литературного музея «Всё мною собранное… » приурочена к знаменательному событию – 15-му симпозиуму Международного Общества Достоевского, впервые за много лет организованного в России. Он проходил 8–14 июля 2013 в Москве, при участии Литературного музея, в помещении Дома Русского Зарубежья им. А.И.Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, 2).

Не менее знаменательное событие – эта выставка, впервые показавшая в сгущённом, концентрированном виде коллекцию жены писателя А.Г.Достоевской. Не будь этого симпозиума, не было бы и подобной выставки. При всём беспрецедентном богатстве коллекции – и в этом глубочайший парадокс – её невозможно представить широкой публике вне художественного контекста, хотя исторический и в целом культурный контекст в ней, несомненно, присутствует. Бесценные в документальном отношении материалы, за немногим исключением, лишены эстетической ценности – А.Г. не была коллекционером в собственном смысле, да и материальных возможностей для этого она была лишена. Не говоря о подаренных ей авторами портретах писателя, к художественно значимым вещам в лучшем случае можно отнести приобретённые ею крупноформатные фотографии любимых мест Достоевского за границей и фотооткрытки с его любимых картин из Дрезденской галереи. Материалы коллекции, в силу своей специфики, рассчитаны на демонстрацию в витринах: это рукописи, документы, книги, фотографии. Они собраны так тщательно, скрупулёзно и в таком количестве, что способны воссоздать любой сюжет из жизни Достоевского. Ни одна выставка писателя не обходится без этих материалов, составляющих биографическую канву, придающих ей мемориальность, достоверность и колорит времени. Однако художественного мира писателя они отобразить не могут и потому интересны в первую очередь специалистам, для которых являются неисчерпаемым источником сведений о жизни и творчестве Достоевского и предметом профессионального восторга.

      Акварели Е.Ключевской из серии Москва Достоевского

Наша выставка, потребовавшая много времени и сил десятка сотрудников, художников, оформителей и, разумеется, материальных расходов, простояла всего месяц. Но даже если бы она закрылась на следующий день после вернисажа, на котором присутствовало больше 100 участников симпозиума, все эти усилия оправдались бы сполна. Надо было видеть, с какой жадностью приникали учёные к витринам, фотографируя их содержимое, слышать их восхищённые возгласы и впечатления, которыми они делились между собой. Такой результат значительно перевешивает количество посетителей не только за месяц, но и за три, сколько бы их ни пришло. Выставка, обращённая буквально к каждому из присутствовавших тогда, оставит в их душах нестираемый след. Её авторы знают это по себе, и не по экспонатам своего музея – здесь мы не судьи – а по жадному восторгу, испытанному нами при виде автографов Достоевского из собрания РГБ в Доме Пашкова. Такое не забывается и остаётся с человеком  навсегда. Так что игра стоила свеч.

Собрание А.Г.Достоевской – явление исключительное, как исключительна героическая самоотверженность и неутомимость этой необыкновенной женщины – идеальной жены, помощницы и секретарши писателя, издательницы, редактора и корректора его сочинений, собирательницы всего, что связано с ним и с его памятью, создательницы ещё в 1891 первого музея Достоевского при московском Историческом музее, утверждённого в мае 1906 как «Музей памяти Ф.М.Достоевского».

На выставке экспонировался поздний снимок Анны Григорьевны в «комнате Достоевского» при Историческом музее в окружении тех самых экспонатов, которые сейчас хранятся в Литературном музее. Рядом – фотография Исторического музея и иллюстрированный каталог «Музей памяти Ф.М.Достоевского в Императорском Российском Историческом музее имени Александра IIIв Москве. 1846–1903. С портретами и видами. Сост. А.Достоевская. СПб, 1906».

Фрагмент раздела Из истории музея памяти Достоевского с 3 портретами Достоевского (фотографией 1860-х и 2 офортами В.Боброва) и фотографией А.Г.Достоевского в Музее памяти Достоевского

Её коллекцию, насчитывавшую около 5 тысяч материалов, можно с полным правом назвать материализованной летописью жизни и творчества Достоевского, зафиксировавшей в рукописях, книгах, изображениях, вещах и документах малейшие подробности биографии писателя.

Почти на каждой мемориальной вещи – печать любовного внимания и забот Анны Григорьевны: в трогательных и подробных надписях и комментариях на фотографиях, конвертах, книгах, выведенных стройным, почти каллиграфическим почерком, который ни с каким другим не спутаешь; в заказанных ею тёмных переплетах изданий сочинений Достоевского на русском и иностранных языках, прижизненных и позднейших; в составленных ею самой фотомонтажах, в альбомах с газетными вырезками, в обращенных к ней дарственных надписях…

После закрытия в 1929 Музея памяти Достоевского его материалы разошлись по разным хранениям: рукописи оказались в РГБ, книги и документы –в Исторической библиотеке, а личные вещи, мебель и изобразительные материалы пополнили коллекцию музея писателя на Божедомке (ныне ул. Достоевского), открытого 11 ноября 1928 по инициативе В.С.Нечаевой. В 1940 он был присоединён к Литературному музею.

Фонд Достоевского в ГЛМ, в основу которого положена коллекция А.Г., а также материалы, поступившие от потомков писателя (больше всего – из собрания А.М.Достоевского), продолжал постоянно пополняться усилиями сотрудников музея-квартиры Достоевского. Теперь это одно из богатейших писательских собраний музея. Однако коллекция А.Г. по-прежнему составляет ядро и гордость этого собрания, чему зримое доказательство – настоящая выставка.

На выставке «Всё мною собранное… » выделено несколько тем: из истории Музея памяти Достоевского; издательская деятельность А.Г.Достоевской; каторга и ссылка; заграничные путешествия; Достоевский-журналист и издатель; поездка в Оптину пустынь; смерть и похороны; театральные постановки и иллюстрации.

Фрагмент выставки с Почётным дипломом Достоевского, выданном ему Обществом любителей российской словесности во время Пушкинских торжеств; объявлением об издании «Дневника писателя», театральными афишами 
     Рукопись инсценировки повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». 1890 Фрагмент витрины с программами театральных постановок по Достоевскому        

Экспонировались портреты Достоевского; его письма; документы и книги с автографами, прижизненные издания произведений Достоевского и тома собраний сочинений, изданных А.Г.Достоевской; фотографии с видами европейских городов, приобретённые А.Г.; посмертная маска Достоевского и свидетельство о смерти и погребении. Посмертная маска помещена в витрину, стоявшую в Музее памяти Достоевского.

Посмертная маска Достоевского работы Бернштама. 1881. Гипс Достоевский в гробу. Фотография К.Шапиро. 1881; Достоевский на смертном одре. А.Земцов. 1881. Бумага, карандаш, белила

Ярчайшее свидетельство славы и признания Достоевского как властителя дум поколения – надпись на одной из траурных лент: «Каторжнику-пророку Ф.М.Достоевскому от учеников его»...

Среди портретов Достоевского пробный оттиск замечательного офорта В.Боброва (по фотографии Н.Лоренковича 1878-го) с его дарственной надписью:«Глубокоуважаемой Анне Григорьевне Достоевской от автора первый пробный оттиск. Виктор Бобров. 12 февраля 1881 г.»

На ксилографии с портрета Достоевского работы В.Перова (1872) – автограф художника: «Госпоже А.Достоевской от В.Перова. 21.IX.1881».

Маленький офорт Л.Дмитриева-Кавказского, на обороте которого надпись Анны Григорьевны «Офорт художника Дмитриева-Кавказского, 1880 г. Подарен самим художником Ф.М.Достоевскому осенью 1880 г.», отпечатан в качестве «ремарки» к портрету Пушкина.

Исключительную ценность представляют собой документы из знаменитой «чёрной папки» А.Г.Достоевской.

После многолетних поисков папка «Документы о прохождении службы и официальные бумаги Ф.М.Достоевского» была обнаружена в 1976 в Исторической библиотеке Г.В.Коган, заведующей Музеем-квартирой Ф.М.Достоевского в 1955–1979.

В числе материалов из «чёрной папки» – рукопись Статейного списка о государственных и политических преступниках, находящихся в Омской крепости в каторжной работе 2-го разряда (1850), подписанного комендантом крепости полковником де Граве и скопированного А.Г.Достоевской в Архиве Министерства Внутренних дел.

Сама «чёрная папка» и почётный диплом, которым был удостоен Достоевский Императорской Академией наук, экспонируются на постоянной экспозиции «Немое красноречие вещей».

Из тетради, также обнаруженной Г.В.Коган, под заглавием «Официальные документы, относящиеся до отношения Ф.М.Достоевского к Обществу для пособия нуждающимся литераторам и учёным», представлена повестка Литфонда, «приглашающая господ писателей, участвующих в спектакле “Ревизор”», на репетицию любительского спектакля (Достоевский играл в нём роль почтмейстера Шпекина). На обороте Г.В.Коган удалось прочестьсделанный очень бледными чернилами черновой набросок Достоевского к роману «Униженные и оскорбленные».

Витрина с прижизненными изданиями произведений Достоевского

Диван Достоевского из подмосковного Люблина хранит память о лете 1866, когда писатель заканчивал там роман «Преступление и наказание». Впоследствии он находился в Даровом у Ивановых (в семье сестры Достоевского Веры Михайловны) и передан в Музей-квартиру Ф.М.Достоевского в Москве в 1928 племянницей писателя М.А.Ивановой.

За время четырехлетнего пребывания за границей (18671871) Анна Григорьевна собрала множество фотографий и открыток, составивших хронику их заграничной жизни: визитные фотоснимки, открытки с видами городов, которые они посетили, любимых мест Достоевского; фоторепродукции его любимых картин из Дрезденской галереи; фотографии домов и отелей в Женеве и Дрездене, где они останавливались, где родились их дочери Соня и Люба... Почти все фотографии подробно прокомментированы Анной Григорьевной.

На обороте открытки с изображением зала Людовика XIV такая её надпись: «В этой комнате Ф.М. отдыхал после игры в рулетку, и я его находила измученного и взволнованного впечатлениями игры. А.Д.»

Фрагмент центрального раздела выставки с фотографиями, приобретёнными А.Г.Достоевской за границей

Материалы публицистической деятельности Достоевского включают, в частности, список анонимных статей Достоевского из журналов «Время» и «Эпоха», составленный Н.Н.Страховым в 1880, и хранившиеся в «черной папке» писарские копии Обвинительного акта петербургского окружного суда по делу нарушения редактором газеты «Гражданин» Ф.М.Достоевским цензурных правил и Разрешения Главного управления по делам печати на выход «Дневника писателя» без предварительной цензуры.

Религиозно-философская тема получила конкретное наполнение в материалах творческой истории «Братьев Карамазовых», связанных с совместной поездкой Достоевского и Вл.Соловьева в Оптину пустынь для беседы со старцем Амвросием. В витрине – фотография старца, открытки с видами Оптиной пустыни, а также фотография в гробу младшего сына Достоевских Алёши, смерть которого в 1878 послужила причиной поездки. Рядом первое издание романа с дарственной надписью Достоевского брату Андрею Михайловичу. Не меньшую ценность представляет уникальный 12-й том с «Братьями Карамазовыми» из 7-го издания полного собрания сочинений Достоевского (1906) с пометами и комментариями Анны Григорьевны.         Внизу, на страницах 302–306, – её примечание: Так [как Алёша Карамазов] смотрел Федор Михайлович на Владимира Сергеевича Соловьева, который душевным складом своим напоминал ему Ивана Николаевича Шидловского, имевшего столь благотворное влияние на Федора Михайловича во дни его юности. Однажды, в шутку, Ф.М. сказал при мне Владимиру Соловьеву»: «мне всегда кажется, что в Вас переселилась душа Шидловского». А когда он умер? – спросил Соловьев. – Да в таком-то году. – Ну, а я родился в таком-то, на 20 лет раньше. В таком случае, Вы полагаете, что в первые 20 лет во мне не было никакой души». Все мы посмеялись этой мысли.

Фотографии двух молодых друзей Достоевского друга юности и друга последних лет жизни, которые сошлись на страницах одного романа, позволяют сравнить их прекрасные лица и убедиться в правоте Достоевского (или, напротив, усомниться в ней). Имя Шидловского, много лет занимавшегося историей церкви (он предположительно послужил прототипом Ордынова в повести «Хозяйка»), дано писателем Ивану Карамазову. Полемика вокруг взглядов Соловьёва отразилась в романе «Братья Карамазовы» в главе «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича». Одновременно внешность В.Соловьёва напоминала Достоевскому изображение Христа на картине Карраччи, чему наглядное свидетельство фоторепродукция из собрания Достоевских с этой картины. Именно во время совместной поездки в Оптину пустынь в 1878 Достоевский рассказал Соловьёву о задуманном цикле романов, из которых были написаны только «Братья Карамазовы».

Заметки А.Г. в выпущенном ею 7-м издании 12-томного Полного собрания сочинений Достоевского (СПб, 19041906) имеются также в томах47, 10. Том 5-й («Преступлениеи наказание») был раскрыт на страницах 214215 с таким примечанием: Феодор Михайлович всегда был недоволен, когда люди, которых он любил, говорили ему “прощайте” и всегда отвечал: «зачем “прощайте”, лучше “до свиданья”»

Иллюстрации к произведениям Достоевского известных художников XXв. – И.Грабаря, М.Добужинского, Ю.Пименова, А.Корсаковой, Н.Розановой-Верещагиной, И.Глазунова, Ф.Мулляра (подаренные музею художником незадолго до смерти и выставленные нами впервые), не принадлежат к собранию Анны Григорьевны. Однако они не просто служат фоном для бесценных фамильных реликвий, но в своей совокупности являют образ мира Достоевского.

Иллюстрации Ю.Пименова к «Братьям Карамазовым»

Выставка «Всё мною собранное… » неразрывно связана с постоянной экспозицией «Немое красноречие вещей» (писательские мемории в собрании Литературного музея от Г.Державина до А.Толстого), располагающейся в пяти анфиладных залах второго этажа Нарышкинских палат монастыря (Петровка, 28). Среди множества писательских коллекций представлены и материалы фамильного собрания Достоевских, вписанные в общий контекст русской литературной жизни.

Бюст Достоевского работы Л.Бернштама. 1881. Белый гипс


Над выставкой работали 
Руководитель проекта: директор музея Д.П.Бак
Куратор выставки: главный хранитель А.Невский
Координатор:Д.Каверина
Авторы художественного проекта: А.Колейчук, В.Таллеров
Авторы выставки: Е.Варенцова, Г.Медынцева, Т.Соболь
Фондовая группа: Т.Соболь,  Е.Варенцова, А.Бобосов, И.Алпатова
Художники-оформители: Л.Николаева,  О.Федина, Н.Романова, А.Романов, И.Романов
Мультимедийноеобеспечение: В.Высоколов
Информационное обеспечение:Н.Бонди
В работе над выставкой принимали участие сотрудники отдела XIXв.
Фотографии Б.Пясецкого
 

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!