Альянс цивилизаций? Реакция Достоевского и Ницше на ислам
Вечер, посвященный 134-ой годовщине со дня смерти Ф.М. Достоевского

В музее-квартире Ф.М. Достоевского состоялся литературный вечер, посвященный 134-ой годовщине со дня смерти писателя.
 
10 февраля в музее-квартире Ф.М. Достоевского прошел круглый дискуссионный стол из цикла «Достоевский, цивилизация и культура».

Центральной темой обсуждения стал доклад ученого секретаря Международного общества Достоевского, испанского исследователя Жорди Морильяса «Альянс цивилизаций? Реакция Достоевского и Ницше на ислам».
Заведующая музеем-квартирой Галина Борисовна Пономарева представила гостей, которые приехали для участия в обсуждении заявленной темы доклада. Среди участников дискуссии: вице-президент Российского общества
Ф.М. Достоевского, доктор филологических наук Карен Ашотович Степанян; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. Ломоносова Павел Николаевич Костылев; заведующий музеем-квартирой Ф.М. Достоевского, кандидат филологических наук Галина Борисовна Пономарева; историк, писатель, публицист Сергей Темирбулатович Баймухаметов.

Доклад Жорди Морильяса впервые прозвучал на VМеждународном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте». Текст доклада за круглым столом зачитал Карен Степанян. Работа Морильяса вызвала неоднозначную реакцию, как у участников дискуссии, так и у зрителей.

Так, Павел Костылев отметил, что освещаемая тема очень актуальна сегодня и статья Морильяса – это реакция, вызванная событиями, связанными с исламским миром и мусульманами, проблемами, которые они несут с собой в современный мир. Повсеместное расширения ислама, увеличение роли ислама в жизни людей принимает характер тенденции, что не может не вызывать тревогу.

В исследованиях Ф. Ницше можно увидеть, что его взгляд на ислам довольно понятен. Ислам – это один из провоцирующих способов нападения Ницше на христианство. Фундаментального исследования ислама
в трудах Ницше не содержится.
Другая сторона – это взгляд Ф.М. Достоевского. В литературном наследии Достоевского нет прямого указания на труды, посвященные изучению ислама. Однако это не говорит о том, что Достоевского не интересовала и не волновала эта тема. Об этом говорит Морильяс в докладе: «Эту жестокость (жестокость ислама) Достоевский мог узнать не только по действиям турок против сербов и русских в XIX веке, но и увидеть в самом Коране, книге, которую он получил, когда находился в Твери». Об этом же рассказала и Галина Пономарева, расширив тему круглого стола «Альянс цивилизаций? Реакция Достоевского и Ницше на ислам» материалами из черновых записей к «Дневнику писателя». Из приведенных сведений можно увидеть, что отношение Достоевского к исламу как к религии было довольно сложным.

Сергей Баймухаметов, предложил участникам дискуссии и слушателям взглянуть на проблему изучения ислама и конфликта двух религий с исторической точки зрения.
Вопросы, затронутые Морильясом, безусловно, носят актуальный характер, они даже во многом сложнее, чем изложено в докладе, и требуют более углубленного изучения. Павел Костылев обозначил, что проблема противоречий двух цивилизаций, мусульманской и христианской, в основе своей имеет неверную интерпретацию текстов Корана. Возникает вопрос - каковы же истинные мотивы лежат в основе конфликтов этих двух миров? Религиозный ли фактор провоцирует их столкновение либо это влияние социально-экономических явлений.
 
Галина Шашкина
 
 
 
 
 
 
 
 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!