Из истории музея

 

Журнал "Мир музея", выпуск №7 (287) за июль 2011 года

 


Авторучка фирмы "Parker" с монограммой "WM". Принадлежала В.В. Маяковскому. Перстень с сердоликом, принадлежавший М.И. Цветаевой. Портфель Г.Р. Державина. Перстень, подаренный Д.В. Веневитинову княгиней З.А. Волконской

 

Музейная империя

Государственный Литературный музей образован в 1934 году. На сегодняшний день это единственный в России комплексный музей истории литературы, содержащий в своей коллекции документы, рукописи, изобразительные материалы, фотографии, мемории, предметы декоративно-прикладного искусства, книги и звукозаписи (свыше 700 тысяч единиц хранения), связанные с жизнью и творчеством русских писателей за несколько столетий — от средних веков до наших дней. В коллекции музея — материалы, связанные с жизнью и творчеством таких представителей отечественной культуры, как Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков‑Щедрин, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин, А. П. Чехов, В. Я. Брюсов, А. А. Блок, А. Белый, М. И. Цветаева, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков, А. Т. Твардовский, К. С. Симонов, А. И. Солженицын, В. П. Некрасов.

Марина Гомозкова
Директор Государственного Литературного музея

 

В 2009 году Государственный Литературный музей отметил свое 75 летие. Юбилей — это всегда некий этап в жизни, дата, заставляющая оглянуться на пройденный период, задуматься о том, что сделано и что еще предстоит совершить. Семьдесят пять лет, может быть, и не очень большой срок для музея, но все таки очень значимый, а если вспомнить историю Государственного Литературного музея, то и значительный. Когда в 1934 году по инициативе и усилиями Владимира Дмитриевича Бонч Бруевича был открыт Литературный музей, он в первую очередь был местом собирания предметов и документов, относящихся к истории литературы, его экспозиционная деятельность носила скромный характер. Из мемориальных экспозиций действовала только вошедшая в состав Литературного музея созданная ранее, еще в конце 20 х годов ХХ века, мемориальная квартира Ф. М. Достоевского.

 Тридцатые годы отмечены рядом знаковых выставок по истории русской литературы XVIII века. В ноябре 1938 года музей открывает одну из самых значимых выставок — «Слово о полку Игореве», посвященную 750 летию создания великой древнерусской поэмы. Это была совместная работа Литературного музея и Государственной Третьяковской галереи. Выставка вызвала большой интерес, отклики о ней были напечатаны во всех центральных газетах, перепечатанные многими региональными изданиями.

Музей-квартира А.Н. Толстого. Кабинет писателя


 В эти годы музей еще только вырабатывал навыки экспозиционной работы, но уже в возрасте пяти лет принял непосредственное участие в создании Государственного лермонтовского музея заповедника «Тарханы».
В начале 1940 х происходит централизация архивного фонда СССР, в результате которой в 1941 году Литературный музей передал значительную часть своего рукописного собрания (три миллиона единиц хранения) для организации Центрального государственного архива литературы и искусства.
Потом была война.
Во второй половине ХХ века Литературный музей начал динамично развиваться, создавая одну за другой литературные экспозиции. В 1954 году открыл двери мемориальный Дом музей А. П. Чехова на Садовой Кудринской, в 1964 году состоялось открытие мемориальной квартиры А. В. Луначарского, в 1976 году — дома музея А. И. Герцена, в 1980 году в состав Литературного музея входит дом музей М. М. Пришвина в деревне Дунино, в 1981 году открывается Дом музей М. Ю. Лермонтова, в 1982 году начинает работать «Дом И. С. Остроухова» в Трубниковском переулке, в 1984 году — «Дом С. Т. Аксакова» на Сивцевом Вражке, еще через два года, в 1986 году, — мемориальная квартира А. Н. Толстого на Спиридоновке. В год празднования столетия Б. Л. Пастернака, в 1990 году, в подмосковном Переделкине становится доступной для посетителей дача великого поэта, там же, в Переделкине, спустя несколько лет, в 1996 году, открывается Дом музей К. И. Чуковского. В 1999 году на проспекте Мира в Москве «оживет» дом одного из лидеров русского символизма В. Я. Брюсова, в нем откроется первый в России «Музей литературы Серебряного века». На сегодняшний день в ведении Государственного Литературного музея 20 объектов недвижимого имущества, в том числе 12 домов музеев и 4 мемориальные квартиры. 15 объектов являются памятниками истории и культуры. Настоящая музейная империя!

Дом-музей М.М. Пришвина. Дунино


Даже простое содержание этих домов требует больших затрат и усилий, но к проблемам хозяйственного плана в последние годы все чаще прибавляются вопросы имущественного характера: в Советском Союзе все принадлежало государству и потому вопросы собственности не были столь запутаны и болезненны. Особенно остро стоит вопрос о нашем использовании Нарышкинских палат Высокопетровского монастыря (ул. Петровка, 28), которые по Указу Президента РФ еще в 1994 году должны были перейти в ведение Московской патриархии Русской православной церкви. По тому же Указу музею должно быть предоставлено равнозначное помещение.
По музейным законам это должно быть отдельно стоящее здание. Сложность состоит в том, что это здание по своей структуре должно соответствовать требованиям музейной жизни. В нем должны быть залы для полноценной экспозиции по истории русской литературы, выставочные залы для временных выставок (и необходимые для этого временные фондохранилища — запасники), актовый зал для проведения литературных и музыкально драматических вечеров, лекториев, занятий с детьми, кроме того, в здании должна размещаться администрация, бухгалтерия и другие службы, обеспечивающие жизнедеятельность учреждения. Такой архитектурно пространственный комплекс не так то просто найти. Отсутствие главного здания и постоянное ожидание переезда осложняет долгосрочное планирование развития музея.

 

Музей-квартира Ф.М. Достоевского. Гостиная

 

Дом-музей А.П. Чехова. Кабинет писателя


Совсем недавно Литературному музею (взамен высвобождаемых помещений в здании Нарышкинских палат Высоко Петровского монастыря) передан особняк Морозовых в Шелапутинском переулке в Москве. Дом интересный, сохранивший историческую планировку строений первой половины XIX века, с расписными потолками и резным декором. В то же время восстановление первоначального облика дома потребует больших усилий строителей и реставраторов. Не меньших усилий потребует и создание экспозиции: дом находится в тихом уголке старой Москвы, и нужно придумать такое его наполнение, чтобы посетители не только нашли его в сплетении переулков, но запомнили его, полюбили и приходили в него вновь и вновь.
В жизни музея есть большие достижения. Так, в 2006 году после капитального ремонта Аксаковского дома музей, наконец, обрел полноценное фондовое хранилище, в котором на сегодняшний день размещены изобразительные материалы, а также мебель и предметы декоративно прикладного искусства. Жаль, конечно, что под эти нужды пришлось использовать роскошный особняк в историческом центре Москвы, в котором намного уместнее было бы развернуть историко литературную экспозицию, как это и было ранее, — многие москвичи и сегодня с любовью вспоминают работавшую в этом здании в 1980 – 1990 х годах экспозицию «Альманах литературы 1840 – 1880 гг.». Было бы гораздо лучше, если бы для фондов было отведено специализированное здание, более скромной и одновременно более функциональной архитектуры. Но мы не можем не радоваться тому, что впервые за многие годы существования музея его главные коллекции содержатся в условиях, соответствующих самым современным требованиям музейного хранения. Нельзя без внутреннего удовлетворения видеть, как размещена сегодня наша живописная коллекция, оригинальная и печатная графика, собрание мебели.
В то же время не перестает болеть душа о проблемах, связанных с хранением богатейшего рукописного фонда и неповторимой коллекции негативов. Не меньше сложностей с организацией хранения и обработки уникального фонда звукозаписей: голоса писателей — от Льва Толстого до Александра Солженицына — пожалуй, самые необыкновенные экспонаты и требуют специального технического оборудования.
В 1939 году в состав Государственного Литературного музея вошла квартира советского поэта Демьяна Бедного — одного из самых знаменитых библиофилов своего времени. Более 20 000 томов редкой книги из его собрания составили основу книжного фонда Литературного музея. С тех пор наше книжное собрание выросло в несколько десятков раз и с трудом размещается в просторном особняке на Рождественском бульваре.

 

Музей литературы "Серебряного века"


Говоря о Государственном Литературном музее, нельзя не сказать о его главном достоянии — коллективе высокопрофессиональных, творческих, любящих свое дело специалистов. Их трудом и энтузиазмом создавалась культура России. (Напомню — Литературный музей является головным и выполняет функцию научно методического центра: научные сотрудники музея принимали участие в создании и открытии большого числа литературных музеев по всей стране.) Особый вклад в формирование коллектива Государственного Литературного музея внесла Наталия Владимировна Шахалова (1924 – 2006), которая возглавляла его в течение 35 лет, заступив на должность директора в 1972 году. Наталия Владимировна тщательным образом подбирала сотрудников и установила совершенно особенный тип отношений руководителя и подчиненного, при котором служебные и личные отношения находятся в гармоничном взаимодействии, отчего возникает особое ощущение трудового коллектива как большой семьи. Часто приходится слышать от коллег из других музеев, да и просто от посетителей: «Как же у вас хорошо, как у вас легко дышится». И мы очень дорожим этим и стараемся поддерживать и сохранять эту атмосферу.
Именно благодаря такому микроклимату в коллективе возможно осуществление многочисленных выставочных и творческих проектов. Только за последние пять шесть лет нами были подготовлены и открыты масштабные историко литературные выставки, каждая из которых могла бы стать полноценной экспозицией самостоятельного музея. Вот лишь некоторые из них: «Москва Михаила Булгакова» (2006), «Опавшие листья Василия Розанова. К 150 летию со дня рождения» (2006), «И всюду жив Щедрин... К 180 летию со дня рождения» (2006), «Неистовый Корней. К 125 летию К. И. Чуковского» (2007), «Иди! К 85 летию А. А. Зиновьева» (2007), «Русский скиталец. К 190 летию И. С. Тургенева» (2008), «Лики Гоголя. К 200 летию со дня рождения» (2009), «Переправа. К 100 летию А. Т. Твардовского» (2010), «Чаша жизни. К 140 летию И. А. Бунина» (2010). Большой интерес неизменно вызывают выставки из фондовых коллекций Литературного музея: заметным явлением культурной жизни столицы стали выставки «Писатель рисующий» (2004), «Золотой век русской фотографии», «И Родченко, и Наппельбаум...» (2006), «Шум времени. Из фондов звукозаписи» (2009), «Диалог / Dialogue. Русско французские литературные связи в XX веке» (2010).

Музей-квартира А.Н. Толстого. Конторка писателя


Надо было видеть, с каким эмоциональным подъемом работали сотрудники фондовых отделов, экспозиционеры, художники, разрабатывая концепцию, структуру, отбирая материал и обсуждая художественный проект новой экспозиции «Немое красноречие вещей», открытой в год 75 летия музея. Сколько было споров, душевного огня, страсти и желания создать достойную юбилея выставку. Было решено представить многообразие и богатство фондов Государственного Литературного музея через истории взаимоотношений людей, вещей, художественных и общественных идей. Каждая витрина — это небольшой сюжет, каждый зал — развернутое повествование. Эту экспозицию можно смотреть много раз и всякий раз открывать для себя новое. Нам удалось не просто выставить часть вещей, вынуть их из запасников и сложить в красивые композиции, но заставить их заговорить, вступить в диалог друг с другом и со зрителем. Сегодня экспозиция на Петровке, 28, — одна из самых ярких в нашем музее.
В самом конце 2009 года Министерством культуры РФ принято решение о передаче Государственному Литературному музею дома Гориной в городе Кисловодске, в котором прожил несколько первых лет своей жизни Александр Исаевич Солженицын. В доме предполагается открыть культурно просветительский центр. К сожалению, сегодня сохранилась лишь небольшая часть того дома, который помнит Александра Исаевича. Дом требует серьезной реставрации. Перед музеем стоит непростая задача — на этом маленьком пространстве организовать и мемориальную часть, и культурный центр, но музей обладает огромным творческим потенциалом, богатым профессиональным опытом, и для него нет невыполнимых задач.

Мемориальная квартира Демьяна Бедного. Книжные фонды


Кисловодск — город–курорт, город, куда приезжают отдыхать и лечиться люди со всех концов России, и открытие в Кисловодске «Дома Солженицына», в котором россияне смогут знакомиться с личностью великого соотечественника и открыть для себя культурные ценности наших дней, будет иметь безусловный культурно просветительный резонанс.
Музей живет насыщенной и динамичной жизнью. Ежемесячно на экспозициях музея проходит от 20 до 40 меро¬прия¬тий самого разного характера — научные заседания, конференции, вернисажи, презентации книг, литературные вечера, концерты, детские праздники и олимпиады, гостиные. Научные сотрудники выступают на многочисленных конференциях как в России, так и за рубежом. Их труды публикуются в престижных научных изданиях, выходят написанные ими книги, они частые гости на телевидении и радио. Признание научной общественности получил ежегодный альманах Государственного Литературного музея «Звено», регулярно выходящий с 2006 года. И все это вопреки экономическим трудностям и достаточно напряженному бюджетному финансированию культуры — многое компенсируется энтузиазмом и подвижнической деятельностью его сотрудников.
В заключение хочется сказать — мир не без добрых людей! Так, в 2010 году музей получил «дар бесценный» — четыре уникальные коллекции, в состав которых входят материалы, связанные с творческим наследием и биографией М. А. Булгакова, Андрея Белого, Л. З. Копелева, В. П. Некрасова. Этот дар преподнес музею Банк ВТБ. Большую помощь в издательской и популяризаторской деятельности оказывает компания Chevron. Мы говорим искренние слова благодарности всем нашим спонсорам и друзьям музея.
 




История

 

Государственный Литературный музей возник в 1934 году в результате слияния Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики Наркомпроса РСФСР и Литературного музея при Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина. Инициатором его создания и первым директором был Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873 – 1955). Видный партийный и государственный деятель, член РСДРП с 1895 года, сотрудник газет «Искра», «Правда» и «Вперед», в 1917 – 1920 годах – управляющий делами Совета Народных Комиссаров, Бонч-Бруевич много и всерьез занимался музейной работой. Еще в эмиграции он организовал библиотеку, архив и музей РСДРП в Женеве. Вернувшись в Россию в 1905 году, стал одним из учредителей первого музея Л.Н. Толстого в Петербурге, участвовал в создании Толстовской выставки 1911 года в Историческом музее. Уже в советское время руководил ученым советом Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве.

В апреле 1931 года Бонч-Бруевич предложил руководству Наркомпроса создать Комиссию по устройству Центрального Литературного музея – «музея, равного которому не будет не только в СССР, но и во всем свете». Предполагалось, что в нем будет храниться «все то, что имеется в Москве в различных музеях» по литературной тематике, что там будут «собраны рассеянные и раскиданные рукописи беллетристических произведений и биографических сведений». В 1933 году такой музей был создан, однако лишь приказ № 546 от 16 июля 1934 года, подписанный наркомом просвещения А.С. Бубновым, окончательно оформил его структуру и определил место в системе государственных учреждений.

В результате широкомасштабной собирательской деятельности уже к концу 1930-х годов Государственный Литературный музей обладал уникальной коллекцией материалов по истории отечественной и зарубежной литературы. В нее входили около 3 миллионов архивных документов, 100 тысяч произведений изобразительного искусства, 130 тысяч томов книг. В музее находились фонды большинства классиков отечественной литературы и многих современных писателей. <...>

Подробнее...
 


sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!