«В чём моя вера...»
Духовные искания русских писателей
Г. Л. Медынцева

Экспозиция Литературного музея «В чем моя вера... Духовные искания русских писателей» (2001–2009)* является первой попыткой воссоздать музейными средствами общую картину духовных поисков русской литературы от древности до наших дней.
Она занимала пять залов Нарышкинских палат Высоко-Петровского монастыря, где первый и последний, посвященные соответственно древнерусской культуре и XX в., служили прологом и эпилогом, зал XVIII в. – завязкой всей проблематики, два центральных зала – больше половины всей площади – были отведены XIX в.

В первом зале были намечены основные темы, а большинство его материалов (Библия, Евангелие, иконы, виды монастырей, религиозный лубок, библейские сюжеты в светском искусстве), повторяющиеся из зала в зал в разных сочетаниях и пропорциях, составляли стержень экспозиции.

Одна из её первостепенных задач – проследить трансформацию тем, сюжетов и образов древнерусской духовной культуры в светской литературе и искусстве XVIII-XX вв.

Изображение Лествицы духовной, с которого начинается знакомство с экспозицией, появляется еще раз в разделе Гоголя, как символ его духовного подвижничества. Произведения писателей XIX в., сами названия которых несут в себе главные идеи выставки, в своей совокупности соотносятся с Лествицей: «Демон», «Бесы», «Преступление и наказание», «Мертвые души», «Исповедь», «Молитва», «Смерть», «Воскресение», «Живые мощи», «Христос», «Апокалипсис».

Темы праведников и грешников, мучеников и злодеев в летописях, житиях святых и на иконах трансформируются в культуре XIX-XX вв. в темы духовного подвига старцев Оптиной пустыни, мученической судьбы русских писателей и их героев, «преступления и наказания» героя времени, бесов и мучеников русской истории, цареубийства.
Образы пророков Исаии и Моисея (первый и второй залы) перекликаются с одноименными стихотворениями Пушкина, Лермонтова и Некрасова, подчеркивая пророческий дух русской литературы.

Через всю экспозицию проходит тема родословной – родословие русских царей в «Степенной книге», родословная в стихотворении Пушкина, в «Дворянском гнезде» Тургенева, в «Семейной хронике» С.Т.Аксакова, и в качестве итога – «Родословие Иисуса Христа» в лубке XIX в., освящающее высшим авторитетом идею связи и преемственности поколений.

Сквозным является и мотив пути: «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого в первом зале и офорт Рембрандта «Возвращение блудного сына» в четвертом, путешествия по Святым местам, по России и Западной Европе. Вместе с образом родословной образ пути воплощает в себе и главный вопрос экспозиции – о духовном родословии и духовном пути как всей русской литературы, так и личности отдельного писателя.

Е. Матюшенко
2-й зал. XVIII век. — Эпоха Просвещения

Второй зал, посвященный наиболее значимым процессам и явлениям в духовной жизни XVIII века, в определенном смысле является ключевым. XVIII век представлен и как историческая веха, начало принципиально нового этапа в русской культуре, и как источник вопросов для последующих эпох.
XVIII век — век Просвещения. Важнейшими ценностными категориями становятся Человек, Разум, Знание, Истина, Закон, Справедливость, Добродетель. Просвещение затрагивает и светскую, и церковную сферу. Открытая Западу Россия знакомится как с сочинениями философов–материалистов, так и с западноевропейским богословием и религиозной поэзией. Архитектура и изобразительное искусство ориентируются на западноевропейские образцы. Как яркую черту эпохи следует отметить и распространение масонства — явления сложного и неоднозначного.
Новая культура не означает утрату образованной частью русского общества христианских ценностей. Доминирующая направленность русской литературы XVIII века — искоренение пороков, воспитание добродетели. Научное познание ведет к прославлению Творца, а философия рассматривается как важнейший инструмент нравственного воспитания человека в его отношении к Богу и миру. Религиозная поэзия, нравственная проповедь и размышление над богословскими вопросами становятся в России отныне делом не только духовенства, но и писателей-мирян.

Художественный образ экспозиции раздела строится на семи ярких живописных акцентах по стенам зала. Центральное место занимает картина неизвестного художника, изображающая спящего на кресте Младенца Христа с атрибутами Страстей, соединяющая в себе тему Рождества и Голгофы. С этим полотном сопоставлены шесть портретов — Петра I, митрополита Платона, Ломоносова, Державина, Новикова и Радищева, обозначая вопрос о предстоянии личности человека личности Христа.
Живописный ряд дополнен большим гравированным листом «Древо Закона» и тремя гравюрами на евангельские темы И.Берсеньева, носящими во многом знаковый характер.

В зале 4 витрины. В центре первой из них, отведенной 1-й трети XVIII века, — тема петровских преобразований.

Во второй, посвященной церковному пласту культуры, среди прочих экспонатов представлены сочинения святителя Тихона Задонского и митрополита Платона.

Третья, выполненная художником в форме складня, посвящена русской литературе второй половины века. В центральной части — русская религиозная поэзия (Ломоносов, Херасков, Сумароков, Капнист, Ключарев, Дмитриев, Державин) и исповедь Фонвизина —“Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях”. Одна из боковых частей отдана теме масонства, другая —теме обличения социальной несправедливости. Четвертая витрина, выполненная в форме сундука, посвящена осмыслению русскими писателями — Фонвизиным и Карамзиным — западноевропейской культуры и содержит материалы, которые условно можно назвать “западноевропейским багажом”.


XVIII век открывается петровскими реформами, изменившими государственный и церковный строй и сам уклад жизни русского человека. Это важнейшая веха в отечественной истории после Крещения Руси.
Значение петровских преобразований не только в том, что Петр ввел Россию в общеевропейское культурное пространство, сделал возможным широкое проникновение в русскую жизнь западных идей, положил начало новой культуре и новой литературе. С Петром входят в русскую жизнь некие интенции, создается определенное духовное поле. Именно благодаря этому западные идеи (и среди них идеи рационализма, индивидуализма, атеизма, социализма, революции) приживутся на русской почве. Важно и другое — петровская революция, и в первую очередь личность и деятельность самого Петра, с небывалой силой актуализировала для всей последующей русской культуры вопросы о Христе и Антихристе, Богочеловеке и Человекобоге, Царствии Небесном и Царстве Земном, вопросы именно христианские.

Россия XVIII века относится к Петру в целом достаточно ясно — либо апологетически, либо как к Антихристу. Мы обошли стороной тему Петра в русской литературе XVIII века, показав ее лишь в западноевропейской графике. Гравюра Ф.Оттенса «Петр I вручает Древней Руси Истину, Религию и Искусства», изображение Петра-строителя на гравюре А.Цатты, Петра-плотника на гравюре М.Хааса, укорачивания кафтанов на гравюре Я.-К.Филипса вместе «Духовным Регламентом», составленным Феофаном Прокоповичем, и берсеньевским листом «Дьявол искушает Спасителя» по картине Тициана обозначает круг вопросов, которые будут осмысляться XIX и XX веком. Вспомним хотя бы Пушкина и Мережковского, размышления о петровских преобразованиях у славянофилов.

Вопрос о личности важен и для Древней Руси. Однако древнерусский «герой времени» — это прежде всего личность, созидающая Божий мир (Сергий Радонежский) или отстаивающая его, так, как она его понимает (протопоп Аввакум). В то время как Петр — личность, меняющая миропорядок, меняющая с сознанием своего права менять. Представляется неслучайным, что эпоха Аввакума стыкуется с эпохой Петра, как и эпоха религиозно-философского осмысления Человека и Миропорядка в начале XX века с катастрофой 1917 года. Здесь видится смена определенных этапов духовного развития нации. Желание понять их логику послужило одним из стимулов к созданию экспозиции.
Символом нового этапа русской культуры становится новая столица — Санкт-Петербург, город святого Петра, четвертый, или наоборот, второй Рим. Мифологема града присутствует в древнерусской культуре — достаточно вспомнить легенду о граде Китеже, теорию «Москва – третий Рим», Новый Иерусалим. Однако, материализовавшись в Петербурге, войдя в соприкосновение с личностью Петра, она получает как бы второе дыхание и становится особо значимой в культуре XIX и XX века.
Образ Града напрямую связан с вопросом о Граде Небесном и Граде Земном, с вопросом о Царствии Небесном и Царстве от мира сего, поставленным в Евангелии. Данной проблематике посвящены размышления Чаадаева, Достоевского, Вл.Соловьева, о.С.Булгакова.
В разделе XVIII века тема Града достаточно сильно акцентирована. Это и изображения Петербурга, Москвы и Рима, и самого строительства Петербурга, и восстановления Иерусалима на листе из гравированной Библии, и тема «вольных каменщиков» — масонов, и новиковское издание русского перевода «О Граде Божием» блаженного Августина.
С категориями Царствия Небесного и Царства Земного связана и категория Закона. Гравюра И.Берсеньева «Моисей со скрижалями Завета», заставляющая вспомнить одно из первых произведений русской литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, сопоставляется в экспозиции и с «Древом закона» и с «Декларацией прав человека и гражданина», представленной на гравюре по рисунку Фрагонара-сына как бы на трех каменных плитах.

Моисей со скрижалями Завета и с евангельским текстом о двух наибольших заповедях — любви к Богу и к ближнему — может считаться эмблемой русской литературы XVIII века. В экспозиции совмещаются статья Новикова «О достоинстве человека в отношениях к Богу и миру» и фотография одной из каменных изб, построенных им для своих крестьян, оды «Бог» и «Властителям и судиям» Державина, «Ода на рабство» Капниста и переложение им 13-го псалма.


XVIII век представляет достаточно целостную картину в аспекте соотношения религиозного сознания и сострадания к обездоленным, в то время как в XIX и XX веках это соотношение весьма сложно. Трактат Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» рядом с «Путешествием из Петербурга в Москву» заставляет вспомнить о причинах расхождения Грановского и Герцена. Однако сложность не сводится лишь к проблеме атеизма, одна из граней этой сложности акцентирована в разделе «XIX век» сопоставлением «Бесов» Достоевского и некрасовского «Пророка». Данный аспект темы связан не только с проблемой революция и христианство, но и с проблемой революция и христианская образность. Вспомним хотя бы «Двенадцать» Блока.
Новый тип русской культуры во многом определяется сильным влиянием на нее культуры западноевропейской. В экспозиции это подчеркнуто изображениями на религиозную тематику, которые противопоставлены иконам из первого зала, — русскими гравюрами по западноевропейским оригиналам, и живописным полотном неизвестного художника (возможно, западноукраинского) «Младенец Христос с атрибутами Страстей».
С 1830-х годов проблема Россия-Запад станет одной из важнейших в русской мысли. Притом осмысляется она часто как вопрос о разной духовности. Здесь уместно вспомнить славянофилов и Достоевского. Заметим, что вопрос был весьма актуален и в XVII веке, однако в сознании века XIX он связывался во многом с петровскими реформами. Однако не следует упрощать ситуацию. Осознавая всю ее сложность, авторы раздела “XIX век” акцентировали место Рима в творческой биографии Гоголя и Александра Иванова.
Рассуждая о России XVIII века, часто говорят о секуляризации культуры. Вместе с тем характер соотношения церковной и мирской сфер культуры эпохи намного сложней и интересней. Представляется, что применительно к XVIII веку важнее говорить о религиозном просвещении мирян, об активизации их христианского самосознания. Таким образом исследование культуры XVIII века помогает поставить и вопрос о духовном (в узком смысле этого слова) вкладе русской светской литературы, и вопрос о соотношении в светской литературе духовности христианской и иной духовности. Именно в этом контексте следует воспринимать название нашей выставки — «В чем моя вера…».
Каталог
Петровские преобразования
Дьявол искушает Спасителя.Гравюра И.А. Берсеньева. 1786. По оригиналу Тициана. Отпечаток 1886. КП 50953/659

Пётр I. Неизвестный художник. XVIII. Холст, масло. КП 6606
Пётр Великий вручает Древней Руси Истину, Религию и Искусства. Гравюра Ф.Оттенса. 1825. КП 50953/471
Пётр Iв Саардаме. Гравюра М. Хааса по оригиналу Шуберта. 2-я половина XVIII. Б 21913
Основание С.-Петербурга. Раскрашенная гравюра А. Цата по оригинала П.-А. Новели. 1797. КП 9831/14
Особый способ запрета на ношение длиннополых кафтанов, введённый царём Петром I. Гравюра Дж.-К.Филипса по собственному рисунку. 1742. КП 40196
Феофан Прокопович. Первое учение отроком. СПб, 1723. 181054
Регламент Духовный. М., 1722. 246078
Феофан Прокопович. Рассуждения о книге Соломоновой нарицаемой Песни Песней. М., 1774. 8867
А.Д. Кантемир. Симфония, или согласие на книгу псалмов. 1727. 170410
Фонтенель Б. Разговоры о множестве миров. Перевод А.Кантемира. СПб, 1740. 8474
Ифика иерополитика или философия нравоучительная. Киев, 1712. Открыто: О заповеди. Иллюстрация (раскрашенная гравюра). 35915
Церковная культура

Младенец Христос, спящий на Кресте, с атрибутами страстей. Неизвестный художник. Холст, масло. 2-я половина XVIII. КП 9866/4
Св. Иоанн Евангелист. Гравюра Берсеньева. 1786. По оригиналу Доминико Зампиери. Отпечаток 1886. КП 50953/665
![Платон (Левшин), митрополит Московский. Неизвестный художник. [Конец XVIII – начало XIX]. Холст, масло](/plugins/content/mavikthumbnails/thumbnails/112x150-images-stories-VirtEx3-Matyushenko-IMG_5751.jpg)
Платон (Левшин), митрополит Московский.Неизвестный художник. Холст, масло [Конец XVIII – начало XIX]. КП 33
Платон (Левшин), митрополит Московский. Поучительные слова и другие сочинения. Т. 10. М., 1782. 14244
Платон (Левшин), митрополит Московский. Православное учение веры. М., 1765. 48814
Святитель Тихон Задонский. Фотография с «Выставки портретов XVI-XVIIIв.». Фотография Лушева. 1870. КП 11022/133
Тихон Задонский. Плоть и Дух. СПб, 1796. 46359
Тихон Задонский. Письма келейныя. СПб, 1784. 6221
Августин блаженный, епископ Ипонский. Избр. соч., ч. 1. М., 1786. Изд. Н. Новикова с посвящением митрополиту Платону. Открыто: О Граде Божием. Книга 1-я. 109900
Библия. СПб, 1751. 87268
Вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Гравюра А.Х. Пэйна по оригиналу Х.Бибби. 2-я четверть XIX. КП 50954/2455
С.-Петербург. Монастырь святого Александра Невского. Гравюра А. Зубова. 1716-1717. КП 50953/167
Иллюстрация на библейский сюжет: Книга Неемии. Неемия просит у Артаксеркса разрешение на восстановление Иерусалима. Неемия перед Артаксерксом, восстановление стен Иерусалима. Гравюра. XVIII. Повторение гравюры начала XVII. КП 53372
Ш.Ролен.Неподражаемое витийство Священного Писания. М., 1780. Изд. Новикова. Конволют: Козельский Ф. Дневная записка. СПб. 1771. 103625
«Западно-европейский багаж»

Древо Закона. Неизвестный художник. Гравюра. 2-я половина XVIII. КП 50953 /783
Рим. Панорама. Гравюра И.Х.Хаффнера. [1-я половина XVIII]. КП 53555/ 919
Декларация прав человека и гражданина. Гравюра Копиа по оригиналу А.-Э. Фрагонара-сына. 1802. КП 10225/17
Медаль в память жертв Французской революции. Надписи: “FLTERAVENITVICTIMA”, “XVI. OCT. MDCCXCIII”. КП 8129
[Швейцария]. Бытовая сцена у входа в храм.[Unterwalden]. Неизвестный художник. Бумага, акварель. 2-я половина XVIII. КП 53555/879
Мильтон. Потерянный рай. М., 1785. 48745
Геллерт Х.Ф. Песни духовныя. М., 1782. Изд. Н.Новикова. 70919
Руссо Ж.Ж. Исповедь. Ч. 2. Т.3. Париж, 1789. На франц.яз. 77428
Гельвеций.О разуме. Париж, 1793. На франц.яз. 152827
Вольтер. Философские речи о человеке. СПб, 1788. 176986

Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Часть 1. М., 1797. 80252
Письма Дениса Ивановича Фонвизина к родным своим из чужих краёв. «Отечественные записки», № 115, ноябрь, 1829. (Отдельный оттиск). 41741
Фонвизин Д.И. Избранные сочинения. СПб, 1858. 95314
Литература

Моисей со скрижалями Завета. Гравюра И. Берсеньева. Копия с гравюры Нантеля и Эделинка. Начало 1780-х. КП 50953/656

Портрет Г.Р.Державина. А.А. Васильевский. 1815. Холст, масло. КП 38825
![Портрет М. В. Ломоносова. Неизвестный художник [2-я половина XVIII]. Холст, масло](/plugins/content/mavikthumbnails/thumbnails/112x150-images-stories-VirtEx3-Matyushenko-IMG_5768.jpg)
Портрет М.В. Ломоносова.Неизвестный художник. [2-я половина XVIIIв.]. Холст, масло. КП 4821

Портрет Н.И. Новикова. Копия 1-й половины XIX. С портрета работы Д.Г. Левицкого. 1797. Холст, масло. КП 7062
![Портрет А.Н. Радищева. Неизвестный художник. Холст,масло. [Между 1797 и 1802]](/plugins/content/mavikthumbnails/thumbnails/112x150-images-stories-VirtEx3-Matyushenko-IMG_5774.jpg)
Портрет А.Н. Радищева. Неизвестный художник. Холст, масло. [Между 1797 и 1802]. КП 28692
Масонство
С.И. Гамалея. Художник Ч. Бумага, акварель. 1819. КП 89/1
Гамалея С.И. Письма С.И.Г. Кн. 1. М., 1832. Ч. 1-3. М., 1836-1839. 70919
Болотов А.Т.Чувствование христианина. М., 1781. 49026
Лопухин И.В. Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждений и гибели. СПб, 1798. 54048
Утренний свет. Ежемесячное издание. Ч. 1. СПб, 1777. Открыто: [Новиков Н.И.] О достоинстве человека в отношениях к Богу и миру. 013313
Книга Цвет Добродетелей и терние пороков. М., Университетская Тип., у Н.Новикова. 1785.65127
Одна из каменных изб, построенных Н.И. Новиковым для крестьян в селе Авдотьине. Фотография. 1930-е. КП 9904/4
Штарк И.А. Апология или защищение ордена вольных каменщиков. М., 1784. 54050
Екатерина II. Тайна противо-нелепаго общества. СПб, 1780. 90376
Религиозная тематика
Херасков М.М. Поэма «Владимир».Песнь VI. Иллюстрация неизвестного художника. Гравюра. КП 50953/736

Державин Г.Р. Сочинения. Ч. 1. СПб, 1808. Открыто: Бог. 157113
Ломоносов М.В. Собрание разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова.1751. Открыто: Вечернее размышление о Божием Величестве, при случае великого северного сияния. 49665
Творения М.Хераскова. Ч. III. М., 1797. Открыто: Вселенная. 46403
Дмитриев И.И. Сочинения и переводы И.Д.Ч. 1-2. 1803. Открыто: Гимн Богу.
153914
Разные стихотворения Александра Сумарокова.1769. Открыто: Стихира Пресвятой Деве. 8643
Приношение Религии. Сост. М. Вышеславцев. Кн. 1-2. М., 1798. 1801. Открыто: Книга 2. Ключарев Ф.П. Воплощение Мессии. 48756
Покойного статского советника и профессора Михайла Васильевича Ломоносова собрание разных сочинений в стихах и прозе. Кн. 1. М., 1778. Открыто: Ода 8. выбранная из Иова. 199474
Фонвизин Д.И. Сочинения. Изд. 3-е. 1852. Открыто: Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях. 51595
Капнист В.В. Лирические сочинения. СПб, 1806. Ч.1. Открыто: Обличение безбожного. Псалом 13». 177318
Социальная тематика
Русские. Гравюра Фиттлера по оригиналу Бёрни. 1789. КП 47511
КапнистВ.В. Лирические сочинения. СПб, 1806. Ч. 1. Открыто: Ода на рабство(1783). 16647
Державин Г.Р. Лира Державина. М., 1817. Открыто: Властителям и судиям. 173844

Радищев А.М. Путешествие из Петербурга в Москву. Спб, 1790. 114316
Радищев А.Н. Собрание оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева.Ч. II и III, 1809. Открыто: О человеке, о его смертности и бессмертии. 4955
Г. Медынцева
3-й зал. В горниле сомнений

Основное содержание зала XIX века – конфликт между христианской верой и утверждением всемогущества и вседозволенности человеческой личности.
Новая идеология показана в её эволюции от романтического культа автономной и самодовлеющей личности до ницшеанства, от байронического бунта героев Пушкина и Лермонтова до полного и беспощадного отрицания героев Тургенева и Достоевского.

Образ Христа на литографии с картины А.Иванова и расположенные по обе стороны графические портреты Петра I и Наполеона выглядят в таком контексте символами противоборствующих начал: Царь небесный – цари земные, Богочеловек – человекобог, Христос и Антихрист. Имя Петра, находившееся в центре споров о судьбах России, ассоциировалось с проблемой Россия – Запад; к Наполеону, как к великому прообразу, восходят мыслящие и бунтующие герои-индивидуалисты.
Соответственно двум центральным вопросам литературы XIX века – судьба России и проблема героя – акцентируются две взаимосвязанные темы: бесы и мученики русской истории – демонизм и богоборчество. Первая задана «Историей государства Российского» Карамзина и посвященным его памяти пушкинским «Борисом Годуновым», а завершается – в качестве итога кровавой русской истории – «Бесами» Достоевского, предсказавшими и цареубийство 1 марта 1881 года, и дальнейшую судьбу России.

Личность и судьба Лермонтова, внутренне отождествлявшего себя с Наполеоном и Байроном, с Демоном и Печориным, фокусирует в себе основные мотивы и образы индивидуалистического бунта и духовные метания героя времени. Списки, публикации стихов и иллюстрации к ним представляют поэта в разных ипостасях: презираемого толпой пророка, жаждущего бури мятежника, возносящего молитву «странника в свете безродного», мечтающего «забыться и заснуть» одинокого путника.
Баллады Жуковского, фантастическая проза 1830-1840-х годов меняют общую тональность, перенося зрителя из области демонической в стихию бесовщины.
Вся эта мрачная тематика пронизывается, как живительным лучом, темами молитвы, раскаяния и мученичества (поэзия Баратынского, Веневитинова, Вяземского, Козлова, Кольцова; судьба Чаадаева, Грибоедова, Достоевского, декабристов и петрашевцев).
Общая картина духовных поисков русской литературы XIX века построена на противопоставлениях и контрастах. При входе в зал вас издалека встречает изображение Храма Христа Спасителя, а рядом в витрине – акварельный портрет митрополита Филарета работы В.Гау.

Возвышающийся в центре макет Оптиной пустыни, символизирующий «Град небесный» или град Китеж, стягивает к себе религиозную тематику писателей и философов, биографически связанных с монастырем и оптинскими старцами: Гоголя, Достоевского, Вл.Соловьева, Л.Толстого, славянофилов, К.Леонтьева, В.Розанова, а также деятелей церкви.

Пространство зала, мифологическое и историческое одновременно, разделено на две контрастные половины.
По правую сторону – «град земной», олицетворяемый Петербургом, «антихристовым царством», по традиционным религиозным представлениям. На фоне графических видов Петербурга резко выступает темное живописное полотно, запечатлевшее знаменитое наводнение 1824 года, описанное Пушкиным в «Медном всаднике». Оно выполнено в народной, лубочной традиции и явно ориентировано на представление о Всемирном потопе, выражающем гнев Божий, высший суд над греховным миром.

По другую сторону от Оптиной пустыни – иные темы: воплощение мечты о потерянном рае – сияющий образ дворянского гнезда, усадьбы, хранительницы православных устоев; символ дома, связи поколений и «жизни бесконечной» (Аксаковы, Тургенев, Гончаров).
Совмещение в одном ряду портретов или пейзажей с библейскими образами переводит светский сюжет в религиозно-символический план, а также вызвает определенные ассоциации и аналогии.
Пейзажи и виды, выполняющие несколько функций, выступают в качестве ёмких символов и создают многозначный образ пространства – мифологического, исторического, географического и биографического одновременно.
Виды Петербурга, Москвы, усадеб и пейзажи читаются и как географическое пространство, слагаясь в обобщенную картину дворянской России, как конкретные места, имеющие биографический смысл, но главное – как пространство мифологическое, образы града земного и потерянного рая.
Пейзаж воспринимается как образ Творения Божия, стихия бурная или умиротворенная, как символ бунта или смирения, как символ рая.
Фундаментом грандиозного здания литературы XIX века служат идеи четырех ее провидцев, чьи лица словно иконописные лики взирают на нас с замечательных офортов В.Матэ и М.Рундальцова: Пушкина, творчеством которого заданы главные темы зала – Петра, Наполеона, демона, героя времени, пророка, молитвы, родословной (культурной и семейной); Гоголя, с его попытками возродить «мертвые души»; Толстого, воскрешающего своих героев к новой жизни, с его размышлениями о смерти и воздаянии и попытками создать новую религию; и наконец, Достоевского, синтезирующего в своем творчестве и подчинившего христианской идее все «проклятые вопросы» века.
Представленные здесь писатели вольно или невольно выполняли провиденциальную миссию: Жуковский, воспитатель наследника – будущего Царя-Освободителя Александра II, автор слов российского гимна («Молитва русского народа») и переводчик «Дон-Кихота», живым воплощением которого он сам являлся; «мученик христианства» Гоголь; «посол от русской интеллигенции» Тургенев, перебросивший мост между русской и европейской культурой; просветитель и проповедник Л.Толстой; пророчествующий о грядущих катаклизмах Достоевский.

Материалы угловых монографических витрин под каждым из четырех портретов призваны служить смысловыми узлами общего замысла. С этой целью выбраны те произведения, через которые наиболее отчетливо могут быть выявлены главные темы и идеи экспозиции. Другими словами, та или иная общая тема выражена через творчество определенного писателя. Через Пушкина – темы пророка, молитвы, родословной; через Гоголя – темы греха и воздаяния («Мертвые души», «Ревизор»); через Достоевского – тема «положительно прекрасной» личности, ориентированной на Христа (роман «Идиот»). Все эти и другие важные темы развиваются в витринах по периметру зала в творчестве всех остальных писателей.
К Толстому сходятся нити четырех тем, идущих от Гоголя, Пушкина, Тургенева, Гончарова, Аксаковых, Достоевского: от «Мёртвых душ» к «Воскресению»; от «Моей родословной», «Семейной хроники», «Дворянского гнезда», «Обломова» к «Анне Карениной», фокусирующей в себе «мысль семейную»; от «Преступления и наказания» к идее возмездия в той же «Анне Карениной»; от тургеневского рассказа «Смерть» к «Смерти Ивана Ильича».
Виды Ясной Поляны, особенно аллея и могила Толстого, перекликаются с видами тургеневского родового гнезда – домом, церковью и школой в Спасском-Лутовинове, а всё вместе – с настенными изображениями (над витринами, посвященными Жуковскому, Аксаковым, Гончарову, Тургеневу), символизирующими весь жизненный цикл. Между гравюрами Галактионова «Дерево» (ассоциируется с Древом жизни) и «Уголок кладбища» – ослепительная солнечная аллея, будто райская дорога, в Ахтырке, имении Трубецких, откуда были слышны звоны Троице-Сергиевой Лавры, изображение которой расположено напротив, на одном из окружающих макет Оптиной пустыни стёкол с видами русских монастырей.

От каждой из угловых витрин протягиваются как бы воздушные пути к витринам вокруг макета Оптиной пустыни. Одна полностью отведена самому монастырю и трудам старцев, три остальные – великим посетителям Оптиной – Гоголю, Достоевскому и Л.Толстому; соединяющие их еще четыре – Хомякову, братьям Киреевским, Аксаковым, Бухареву («Апокалипсис»), К.Леонтьеву.

Выставка наглядно демонстрирует, что у истоков духовной проблематики литературы XIXв. стоит Пушкин, творчество которого прямо или косвенно пронизывает весь зал. Это не только книги и рукописи, но и зрительный ряд: портреты Петра, Наполеона, Байрона, Александра I, литографированное изображение Медного всадника с аллегорическим портретом Александра в центре листа, петербургское наводнение, бронзовый бюст Александра рядом с портретом Пушкина и видом Александровской колонны на Дворцовой площади; морской пейзаж в Крыму, усадебные пейзажи – всё ассоциируется с Пушкиным.
С пушкинской темы – “Бориса Годунова” и “Медного всадника” – начинается зал; она же его замыкает – при входе в следующий зал – пушкинской речью Достоевского и статуэткой поэта по одну сторону и стихами под портретом Филарета по другую сторону от входа. Тем самым пушкинская тема объединяет разделенное пополам пространство зала.
Царь небесный – цари земные

Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Литография Кружкина с картины А.Иванова. [Середина XIXв.]. КП 53555/742
Петр I.Гравюра чёрной манерой Р.Роле по оригиналу Н.Фросте. Около 1840. На листе –посвящение гравёра Вел. кн. Александру Николаевичу. КП 54837
Бонапарт в битве при Арколе 27 брюмера 5 года.Гравюра Ж. Лонги по оригиналу А.-Ж. Гро. 1798. КП 50923/23
Александр I.Бюст. Бронза. КП [3236] (…35)
Образы града земного
С.-Петербург. План с проектом застройки Васильевского острова.Раскрашенная гравюра. 1716. КП 50953/672
Наводнение в Петербурге в 1824. Неизвестный художник. Холст, масло. КП 19916
С.-Петербург. Александровская колонна. Раскрашенная литография Сотира по собств. рис. [1840-е]. КП 35845
С.-Петербург. Исаакиевская площадь с памятником Николаю I. Раскраш. литография с тоном Башелье по рис. с натуры Шарлеманя. Печ. в литогр. завед. Лемерсье, изд. Дациаро. КП 50954/1239

Бесы и мученики русской истории

Н.М.Карамзин. История государства Российского. Кн. 1. СПб, 1842. 72870
А.С. Пушкин. Борис Годунов. На авантитуле посвящение: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин».СПб, 1869. 13070
Аллегорическая картина с портретом Александра I и Медным всадником. Литография. 2-я четверть XIX. КП 50923/1874

П.Я.Чаадаев. ПСС.Париж-Лейпциг, 1862. 17087
П.Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего.Казань, 1906. 30485
А.С. Грибоедов. Горе от ума.М, 1854. 5129
Могила Грибоедова. Литография Лемерсье, Ф.Сорье по фотографии А.Окуловски. 1859. КП 50954/2907
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. [Силин]. Бумага, тушь, перо. КП 19017
С.-Петербург. Петропавловская крепость. Раскрашенная литография с тоном с оригинала Ф.Перро. Издание Дациаро. 1840-е. КП 31241

С.Я.Знаменский и И.Д.Якушкин. М.Знаменский. Бумага, чёрная акварель. КП 1709 Р 5088
Петербург. Михайловский дворец. Тонолитография. Начало XIX. Из собрания А.Г. Достоевской. КП 35714/107

Большая улица Петровского завода.[И.Репин?]. Бумага, акварель. КП 6551 Р 6106

Н.Д.Фонвизина. Неизвестный художник. 2-я треть XIX. Масло на металле. КП 10784/2

Новый Завет.СПб, 1823. Подарен Фонвизиной Достоевскому в тобольской тюрьме. Муляж (подлинник, принадлежавший московскому музею Достоевского, ныне хранится в РГБ). РНВ 2364 (ф 81-к)
Н.А.Спешнев.Неизвестный художник. Бумага, гуашь. Начало 1840-х. КП 644

Ф.М.Достоевский. Записки из Мёртвого дома.СПб, 1881. 2310 РП
Полярная звезда на 1855 год.Лондон, 1858. 214501

Н.А.Некрасов. Пророк. Посвящено Н.Г.Чернышевскому. Полн. собр. соч. Т. 2. СПб, 1886. 104107
Н.Г.Чернышевский. Что делать?Лейпциг, 1898
А.С. Пушкин. Бесы. Сочинения. Т.2. СПб, 188015882
Ф.М.Достоевский. Бесы. СПб, 1873, ч. 2. 140810
Календарь «Народной воли». 1883. КУ 12665/1876
Листок «Народной воли» с портретами революционеров-демократов. Б 28688/2
Монтаж фотографий народовольцев. Б 28688/1 КУ 4322/1
Покушение на Александра II 1 марта 1881. Гравюра с рисунка А.Бальдингера. КП 50923/2265
Демоны, богоборцы, герои времени

Дж.-Г.Байрон. Монограммист «О.К.». 1825. Бумага, сепия. КП 9134/1
А.С.Пушкин. Демон. Список. Середина XIX. Роф 7472 Ф. 255 оп.1 д.4
М.Ю.Лермонтов. Демон. Список. 1846. Роф 6456 Ф. 118 оп. 1 д.2
М.Врубель. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон». 1891. Бумага на картоне, акварель. КП (4452)3980
А.С.Пушкин. Евгений Онегин. СПб, 1864. 34740
М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. СПб, 1843. Б-2282(3)

Вавилонская башня. Гравюра [XVIII] с картины П. Брейгеля 1563. КП 24965
Фауст и Мефистофель. Иллюстрация к «Фаусту» Гёте. II часть. Гравюра Дерфингера по рисунку И.Б.Сондерланда. КП 10924/279
И.С.Тургенев. Гамлет и Дон-Кихот. Речь, произнесённая 10 января 1860 на публичном чтении в пользу Общества вспомоществования нуждающимся литераторам и учёным. Сочинения И.С.Тургенева. Изд. бр. Салаевых, ч. 4, М., 1874. №83237
И.С.Тургенев. Отцы и дети. М, 1862. 145212
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. СПб, 1867. 223745
А.Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Собр. соч. т. 1. Лейпциг. 44831
Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. Лейпциг, 1910. 38496
Чертовщина в поэзии и фантастических повестях 1830-х

В.А. Жуковский. Баллады и повести.Спб, 1831. На фронтисписе и титульном листе гравюры Ческого по рис. Зеленцова и Клары с оригинала Р.Заурвейда. 153972 РП
В.А.Жуковский. Стихотворения.С илл. на загл. листе.Гравюра Н.Уткина. КП 50954/569
А.С. Пушкин. Повести. Спб, 1834. 205797
Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести. СПб, 1831. 230231
Н.В. Гоголь.Ночь перед Рождеством. Илл. В.Д.Замирайло. Картон, тушь, перо.
Н.В. Гоголь. ПСС, т. 1, М. 1864. 84811
Н.В.Гоголь. Нос. Полн. собр. соч.Т. 3.М, 1864. 84813
Н.В.Гоголь. Арабески. СПб, 1835. 94606
К.Сомов. Иллюстрация к повести Гоголя «Портрет». 1901. Бумага, гуашь, акварель, итальянский карандаш. КП 9938/6
В.Одоевский. Пёстрые сказки. СПб, 1833. № 90716
А.Погорельский. Соч. СПб, 1853, т. 2. № 51549
Духовная тематика в поэзии пушкинской поры

В.А.Жуковский. Сельское кладбище. Литография К.Эргота. [1839]. КП 9138/48 Гр 1737
А.В.Кольцов. Проявление Бога. 7 декабря 1840. Факсимиле автографа. Р.н.в.5075/п. 3 ф 254-к
И.И.Козлов. Прости мне, Боже, прегрешенья. Список 2-й половины XIX. Роф 2044 Ф1. оп.1д.513
Д.В.Веневитинов. Моя молитва. Список из «Альбома М. Сущёвой». 1830-е–1850-е. Оф 4171. Ф 18 оп 1 д 33
Сочинения Е.А.Баратынского. Казань, 1884. № 1819
П.А. Вяземский. В дороге и дома. М, 1862. № 8694
Пророки и посланники русской литературы
Пушкин

А.С. Пушкин. Офорт М. Рундальцова. 1902. Две ремарки: слева –О.А.Кипренский, справа –П.А.Ефремов. КП 50954/2148

Сочинения А.С. Пушкина. Т. 1. Изд-е П.В. Анненкова. СПб, 1855. На прокладном листе дарственная надпись: «Автору образцовой Биографии Пушкина и добросовестному издателю сочинений великого нашего Поэта – Павлу Васильевичу Анненкову – от его литературных друзей и знакомых в память обеда 17 февраля 1855 года. Иван Тургенев, Иван Панаев, Василий Боткин, Ник. Некрасов, Александр Дружинин, Мих. Михайлов, Михаил Авдеев, Алексей Писемский, А.Майков, Г.Геннади». КП50858/6075 № 119136
А.С. Пушкин. Молитва. Список. 1848. Роф 7473 Ф 275
А.С.Пушкин. Пророк. Список. Середина ХIХ в. Роф 7472 Ф 225 оп.1 94
М.Врубель. Пророк. Бум, черн., перо. КП 35287
А.С.Пушкин. Моя родословная. Факсимиле автографа т.1. Спб, 1911. б/н
Крым-Таракташ. Рейслер.Бумага, акварель. КП 28691
Крым. Керчь. Неизв. худ. 1-я треть XIXв. Бумага, сепия. КП 21746
Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Гравюра с портрета Ф.Будкина. 1834. Б 46893
М.Ю.Лермонтов. Молитва. Список. Середина XIXв. Роф 4232 Ф. 275
М.Ю.Лермонтов. Пророк. Список. Середина XIXв. Роф 155/2 Ф. 32 оп.1 д.21
М.Ю.Лермонтов. Мцыри.Илл. Н.Дубовского. Бумага, чёрная акварель. КП 11437/2
Кавказский пейзаж. Неизв. худ. 1-я пол. XIXв. Картон, смеш. техника. КП 51656
Парус. Рис. М.Ю.Лермонтова. Бумага, акварель. 1-я треть XIXв. НВ 4857
М.Ю.Лермонтов. Выхожу один я на дорогу. ПСС, т.1. СПб, А.Ф.Маркс, 1891. 217718

Гоголь

Н.В.Гоголь. Офорт В.Матэ. Конец XIX. КП 9722/25
Н.В.Гоголь. Мёртвые души.Т. 1. М., 1864. № 84811
Н.В.Гоголь. Мертвые души.Т.2. М., 1855. № 1930
Щёголь на дрожках. Раскрашенная литография с тоном по оригиналу А.Орловского. 1-я половина XIX. КП 14143 Гр 2995
Рим, мост Святого Ангела.Гравюра Р.Сандса по оригиналу М.Иртона. 1-я половина XIX. КП 9452/3319
А.А.Иванов. Явление Христа народу. Гравюра Ф.А. Брокгауза. Б 27263/1
Н.В.Гоголь. Ревизор. Театральный разъезд.М., 1886. № 2001


Лествица в рай. Лубок
Письмо Гоголя к Белинскому. Список. 2-я половина XIX. Роф 10618 Ф 47 оп 1 д 20
Н.В.Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. СПб, 1847. № 405
Ап.Григорьев. Н.В.Гоголь и его «Переписка с друзьями». Собр. соч. Вып. 8-й. М. 1916. 2289
А.М.Бухарев. Три письма к Н.В.Гоголю. СПб, 1860. № 10918
Н.В Гоголь Размышления о Божественной литургии. Изд. 4-е. М., 1910. 154941
Московский сборник. Т. 1. М., 1852. На фронтисписе – портрет Гоголя (автолитография Э.Дмитриева-Мамонова, 1852). На обороте фронтисписа дарственная надпись: «Петру Ивановичу Бартеневу от издателя. 18[8]9. Дек. 14. Москва».Сочинения: К.С.Аксакова, И.С.Аксакова, И.Д.Беляева, И.В.Киреевского, П.В.Киреевского, А.И.Кошелева, С.М.Соловьева, А.С.Хомякова. Сборник открывается редакционной статьей-некрологом «Несколько слов о Гоголе».42575
С.Т. Аксаков. История моего знакомства с Н.В.Гоголем. М., 1890. 36363
Душа Гоголя. Избранные места из писем Н.В.Гоголя и его статей. Изд. «Посредника». М., 1902. 37114
Епископ Парфений. Писатель-христианин Николай Васильевич Гоголь. Тула, 1909. 200542
Жуковский


В.А.Жуковский. Статуэтка. Гипс тонированный. По бюсту работы Лауница. КП 14229
Библия. Кн. 1. Киев, 1779. 80045 РДР
В.А. Жуковский. Библия. Список 2-й половины XIX. Роф 7474 Ф 254
В.А.Жуковский, А.Ф.Львов. Молитва русского народа (гимн). Факсимиле автографов. Ноты, слова. 74306

В.А.Жуковский. Гравюра Фр.Вендрамини по рис. О.Кипренского. КП 50954/52 Гр 1758
В.А.Жуковский. Стихотворения. Т. 1. СПБ, 1849. На фронтисписе слева – иллюстрация (гравюра), справа – посвящение: Его Императорскому Высочеству государю наследнику цесаревичу Великому Князю Александру Николаевичу.2386
Наследник Цесаревич Александр Николаевич и В.А.Жуковский в Тобольске. Фототипия с карт. масл. краск. худ. Знаменского. Альбом выставки в память Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского. Исполнено и издано худож. фототипией К.А.Фишер. М., 1902. 27596.
Сервантес. Дон Кихот. В переводе В.Жуковского. М., 1803. 293143
В.А.Жуковский. Странствующий жид. СПб, 1885. 103909 225857
Достоевский

Ф.М. Достоевский. ОфортМ.Рундальцова. 1904.(По фотографии М.Панова. 1880). КП 39680
Ф.М. Достоевский. Идиот. Т. 2. СПб, 1874. 140841
Тициан. Динарий Кесаря. Фоторепродукция из собр. А.Г.Достоевской. 1870-е. КП 40941/4 Ф 8644
Рембрандт. Воскрешение Лазаря. Офорт. 2-я треть XVII. КП 9142/10 Б 48628/7
Голова Христа для неоконченной картины «Христос во дворе Пилата»,вылепленная из гипса И.Н. Крамским. Фотография. Б 25843

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя за 1876 год. СПб, 1879. 140822
Письмо Ф.М. Достоевского к А.Ф. Благонравову. 19 декабря 1880. Роф 4380 Ф 81к
У нас русский, отрицающий народность (а таких много), есть непременно атеист или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймет ни русского народа, ни русской народности[...]
Здесь за то, что я проповедую Бога и народность, из всех сил стараются стереть меня с лица земли. За ту главу “Карамазовых” (о галлюсинации), которою Вы, врач, так довольны, меня пробовали уже было обозвать ретроградом и изувером, дописавшимся до “чёртиков”[...]
Старая Русса. Церковь Св. Георгия. Фототипия. 1882. Из собрания А.Г.Достоевской. Под изображением коричневыми чернилами её надпись: «Церковь Св. Георгия в г. Старой Руссе, где Ф.М.Достоевский был прихожанином в течение многих лет». КП 35714/203 Ф 8554
Ф.М.Достоевский. Фотография М.Панова. 1880. Пересъёмка Везенберга. КУ 7937 7692/3
Ф.М. Достоевский. Пушкин. Очерк. СПб, 1899. 12502
А.С.Пушкин. Статуэтка. Бисквит. КП 46421


Ф.М. Достоевский.Фотография Н.Лоренковича. 1878.Из собрания А.Г.Достоевской.КП 35714/6
П.Боклевский. Христос. Сепия. КП9217/367/14
Книга записей для приезжающих в Оптину пустынь. Рукопись.Запись: «1878 г. Июня 25, 26, и 27 дня. Федор Михайлович Достоевский, литератор, и Владимир Сергеевич Соловьев, профессор философии христианской».Муляж (РГБ). РНВ 2362 Ф. 81-к.
Оптина пустынь. Цветная фототипия. Почтовая карточка. Конец ХIХ. Издание Книжной лавки Оптиной пустыни. На изображении вверху: «Оптина пустынь. Общий вид монастыря».КУ 3900/415
Оптина пустынь. Цветная фототипия. Почтовая карточка. Конец ХIХ. На изображении вверху слева: «Привет от Козельской Оптиной Пустыни».КУ 3900/416
Старец Амвросий Оптинский.Фотография. КУ 3900/645

Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 11-й. Сергиев Посад, 1909. 145174

Арх.Григорий. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия.М., 1893. 98664
Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы.Т.2 СПБ,1881. 207806

Вл. Соловьев. Фотография М Панова. КП 3009 Ф 2864
Вл. Соловьев. Три речи в память Достоевского(1881-1883) М.,1884. 141023
Н.В.Теократические и иерократические воззрения Владимира Соловьева и Федора Достоевского пред судом канонического права Православной церкви. Вырезка из журнала «Чтения в Обществе любителей духовного Просвещения». 1891, июль. 141036

Сто четыре Священные истории Ветхого и Нового завета, выбранные для употребления юношества из Священного Писания…И.Гютнером и И.Флеком. Перевод с лат. В.Богородского Ч. 1-2 СПб, 1819. Из собрания А.Г.Достоевской. 142163
В.Розанов. Легенда о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Опыт критического комментария. СПб,1894. 141020 19
Тургенев


И.С.Тургенев. Фотография М.Панова. 1880. КУ 4970
Вид Бадена с дороги на Гернсбах. Гравюра по оригиналу К. Фроммеля. 1-я половина ХIХ. КП 23909/5
И.С.Тургенев. Смерть. ПСС. Т.1. Спб. 1898. 28242
И.С.Тургенев. Призраки. Соч. ч. 5. М., 1869.172158
И.С.Тургенев. Живые мощи. СПб, 1908. 206020
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Христос. Лейпциг, б/г. 37866
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Молитва. СПб, 1909. 3855
И.С.Тургенев. Клара Милич [После смерти]. Сочинения И.С.Тургенева, т. I, М., 1880. 5995
Умирающий Тургенев. Статуэтка. И. Ковальциг. Чёрная мастика. КП 12970
Л.Толстой

Л.Н. Толстой. Офорт В.Матэ. 1910. По фотографии 1896. Б 33539/?
Л.Н. Толстой. Фотография Везенберга. 1870. Собственность Е.Д.Михайловой
Л.Н. Толстой. Анна Каренина. Т. 3. М., 1878. 31084

Л.Н.Толстой. Воскресение. 1899. Цензурированное издание с рукописными вставками. Роф. 4135
Л.Н.Толстой. Воскресение. Изд-е «Посредника». Собственность Е.Д.Михайловой
Л.Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича. М., «Посредник», 1909. 79328.
Л.Н.Толстой и С.А. Толстая в годовщину свадьбы. 1895. Фотография С.А.Толстой. КП 50949/10 Б 298
Толстой в Ясной Поляне. 6 oткрыток 2-й половины XIX. Из серии фотографий Г.Черткова. Собственность Е.Д.Михайловой

Л.Н.Толстой. Фотография. Ясная Поляна. 1909. Собственность. Е.Д.Михайловой
Л.Н.Толстой. Фотография В.Черткова. Ясная Поляна. 1909. Собственность.Е.Михайловой
Л.Н.Толстой и Д.П.Маковецкий, его друг и доктор. Фотооткрытка. Собственность. Е.Д.Михайловой

Л.Н.Толстой. В чем моя вера? Список 1895-1903 с парижского изд. 1895. Роф. 4403 .256
Л.Н.Толстой. Исповедь. Изд. «Посредника», М., 1911. 194361
Л.Н.Толстой. Царство Божие – внутри вас. М., 1908. 76547
Л.Н.Толстой. Соединение и перевод четырех евангелий. Т.1. Женева, 1892. 218982
Л.Н.Толстой. Ответ Синоду. Изд. «Посредника», М., 1917. 16950

Толстой у сестры Марии Николаевны в Шамордине. В.Россинский. Цветная репродукция из альбома «Последние дни Л.Н.Толстого». 1911. Кп 9936/7
В.В. Розанов. Л.Н. Толстой и русская церковь. СПб, 1912. 13361
О религии Льва Толстого, Сб. 1-й и 2-й. М., 1912. 180731; 6907
Град небесный
Храм Христа Спасителя. Раскрашенная литография. 3-я четверть XIX. КП 47587

Митрополит Филарет.В.Гау. Подписной. Бумага, акварель. 1854. КП 3518 Р 6126
А.С. Пушкин. 26 мая 1828 (Дар напрасный, дар случайный…).Сочинения. Т.2. СПб, 1880. 15882
Ответ митрополита Филарета: «Дар мгновенный, дар прекрасный…». Список середины XIX. 1л. Роф 4277 Ф 26
А.С. Пушкин. Московскому митрополиту Филарету. Стихотворения. М., 1887. 5786
Вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Гравюра А.Х. Пэйна по оригиналу Х.Бибби. 2-я четверть XIX. КП 50954/2455
Высочайшее посещение имп. Александром Николаевичем Свято-Троицкой лавры. М., 1856. КП 47572
Оптина пустынь

Макет Козельской Оптиной пустыни. А.Тавризов
Вид Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1831. Гравюра. КП 9453/219

Историческое описание Козельской Оптиной пустыни…Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. 105751
Монах. А. Афанасьев. 1888. Картон, тушь, перо. КП 9201/6
Последние дни оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1860. 145112
Сказание о жизни и подвигах… иеросхимонаха Макария. М., 1861. 145168
Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. М., 1876. 144861
К.Леонтьев. Отец Климентий Зедергольм. Казань, 1908. 36416
Хомяков


А.С.Хомяков. Гравюра И.П.Пожалостина по фотографии А.Бергнера. 1879. КП 50954/81
Климент Зедергольм. О богословских сочинениях Хомякова. Рукопись с пометами К.Н.Леонтьева. 1874. РНВ 1528 Ф. 196 д.337
А.С. Хомяков. Полн. собр. соч. Т. 2. Прага, 1867. 55525
Письма дьякона Палмера к А.С.Хомякову (1845-1853). М., 1895. 60145
К.Леонтьев

К. Леонтьев. Наши новые христиане. Ф.М.Достоевский и гр. Лев Толстой. М., 1882. 2327
К.Леонтьев. О романах гр. Л.Н.Толстого. М., 1911. Б/н. в пер. ведомости
Письмо архимандрита Ювеналия к К.Н.Леонтьеву 12 апреля 1883. Автограф. Роф. 5073 Ф. 196 оп.1 д.290
О.Иосиф. Н.В.Гоголь, И.В.Киреевский, Ф.М.Достоевский и К.Леонтьев пред «старцами» Оптиной пустыни. М.,1897. 193257
Славянофилы


И.С.Аксаков. Сочинения. Т.4. М., 1886. 3420
К.С.Аксаков. Сочинения. Т.1 1915. 221994
И.В. Киреевский. О характере просвещения Европы…Автограф. Лл. 1, 2 Роф. 2057/2
И.В. Киреевский. Полн. собр. соч. в 2-х тт. Т.1, М., 1911. 45347
Бухарев


А.М.Бухарев. Исследования Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916. 36702 Ф. 1 оп. 1 д. 512
Фрагменты крестца Св. Стефана Архидиакона за Яузой (двух лучей креста). Металл, позолота. ХIIIв. НВ 6833/1,2
Русские монастыри
Москва. Симонов монастырь. Литография с тоном Бишбуа. Издание Дациаро. 1840-е. КП 50954/1763
Вид Зачатьевского монастыря в Москве. Литография А. Руднева. 1866. КП 47581 34613/79
Вид Новоспасского монастыря в Москве. Литография. 1860. КП 47578
Новый Иерусалим. Храм Воскресения. Литография.1912. КП 18808/2
Валаамский монастырь.Литография с рис. П.Ф.Бореля. КП 50956/418
Хотьковский Покровский монастырь.Цв. литография А.Руднева. 1861. КП 34613/7950
Вид Златоустенского монастыря.Литография А.Руднева. 1866. КП 47582
Вид Иркутского Вознесенского первоклассного монастыря.Гравюра И.В.Ческого. 1841. По рис. Васильева. КП 34613/8015 Б 28049
Ростов Великий. Рождественский женский монастырь.Фототипия К.Фишера. Начало 1900-х. КП 12986/71
Ростов Великий. Авраамиевский монастырь. Фототипия К.Фишера. Начало 1900-х. КП 12986/47
Соловецкий монастырь. Святое озеро. Фототипия. 1900-е. НВ 10027
Елабуга.Женский монастырь. Фототипия. НВ 9909
Ярославль. Толгский мужской монастырь. Фототипия. 1910-е. НВ 10063
Николо-Бабаевский монастырь. Фототипия. НВ 6949
Благовещенский мужской монастырь в Н.Новгороде. Фототипия. НВ 9441
В поисках потерянного рая. Усадебная жизнь

Дерево. С.Галактионов. 1823. Автолитография. КП 50923/2601
Уголок кладбища. С.Галактионов. 1823. Автолитография. КП 50923/260
Окрестности Москвы. Ахтырка, имение Трубецких. Неизвестный художник. Бумага, акварель. КП 199241
Аксаковы

Ф.П. Толстой. Усадьба. Силуэт на шёлке. КП 19231. Р 6106
Ф.П. Толстой. Уборка сена. Силуэт на шёлке. КП 19230. Р 6107
С.Т. Аксаков. Семейная хроника и воспоминания. М., 1862. 3547 7592/3
Собр. соч. С.Т. Аксакова. Т. 1. СПб., б/г. 72409
Альбом для фотографий. В кожаном переплёте. НВ 8219. Открыт на фотографиях К.С. и И.С. Аксаковых
К.С.Аксаков. Фотография. КП 21013/1
И.С.Аксаков. Фотография М.Панова. М., 1880. Пересъёмка Везенберга. КУ 12665/1261
Тургенев и Гончаров

И.С. Тургенев. Гравюра по фотографии К. Бергамского. 1874. КП 48234 Гр 2631
И.С. Тургенев. Дворянское гнездо. М., 1859. 234509 РП
Дом в Спасском-Лутовинове. Гравюра на дереве. КУ 12665/671
Церковь и школа в Спасском-Лутовинове. Гравюра на дереве. КУ 12665/672
П.М.Боклевский. Лиза. Иллюстрация к «Дворянскому гнезду». 1880-е. Бумага, акварель. КП 9217/343
И.А.Гончаров. Фотография. Б.н
И.А.Гончаров. Обломов. Т. 1. СПб, 1862. 204096 РП
4-й зал. Обретённый рай

Этот зал – не столько продолжение XIX века, сколько дополнение к нему. В нем специально выделены библейские мотивы и сюжеты, что в предыдущем зале было лишь одной из задач.
Если третий зал можно озаглавить «Бунт» – богоборческий, духовный, антицерковный, политический – и христианская тематика показана в её противопоставлении другим темам, то четвертый зал в целом лишен драматических коллизий. Общую атмосферу – радостную и умиротворяющую – не омрачают даже печальные и трагические мотивы отдельных произведений и судеб.
В предыдущую эпоху живым воплощением героя времени являлся Лермонтов, в конце XIXвека героями становятся писатели противоположного, донкихотского склада, такие как Надсон и Гаршин. Основа их личности – добровольная жертвенность и мученичество; недаром сама внешность Гаршина вызывала у современников благоговейный восторг и религиозные ассоциации и они усматривали в нем сходство с Христом.
Здесь как бы разрешаются непримиримые конфликты: эстетически зал производит впечатление обретённого рая, земли обетованной. Западноевропейская и русская традиция в интерпретации христианских сюжетов мирно уживаются в светской культуре и в народном искусстве.

Три статуэтки – Л.Толстого, Достоевского и Чехова и два больших графических портрета – Тургенева и А.К.Толстого фиксируют расстановку литературных сил: встречу уходящей эпохи в лице её патриархов и новой, представленной в витринах портретами и книгами Гаршина, Короленко, Чехова.

Одна из важных сквозных тем – просветительская роль литературы. Издания «Посредника» стилистически гармонируют с религиозным лубком XIXв. Само название издательства отражает в данном случае связь не только между читателем и писателями, но и между отдельными писателями, отнюдь не единомышленниками, такими, например, как Тургенев и Достоевский.

Почти все витрины насыщены книжками «Посредника»: в них экспонируются статьи и рассказы Л.Толстого, Лескова, Гаршина, Гюго, выдержки из Гоголя, стихи русских поэтов, собранные Горбуновым-Посадовым, и собственные его стихи, рядом с народными и просветительскими изданиями рассказов Достоевского и Григоровича. Знаменитый офорт Крамского 1873 с оригиналов Перова в центре витрины «Тургенев, Достоевский, Погодин, Даль и крестьяне» вносит еще одну примирительную ноту в общий сюжет зала.
Своеобразным итогом и переходом к следующему залу служат материалы, демонстрирующие рождение религиозной философии из духа русской литературы (Вл.Соловьёв, Мережковский, С.Булгаков, Бердяев. А.Белый, Л.Шестов, Гершензон). В самих заголовках критических работ о русских писателях XIXв. сконцентрированы несколько ключевых проблем экспозиции: «Гоголь и чёрт», «М.Ю.Лермонтов – поэт сверхчеловечества», «Достоевский и Ницше», «Человекобог и человекозверь», «Венец терновый», «Пророк русской революции».

В предыдущем зале преобладало петербургское пространство, здесь – ассоциирующиеся с национальной идеей виды Москвы и московских храмов, а также изображения Святых мест. Русский пейзаж – ржаное поле, цветущая аллея в парке, утопающий в зелени Саввино-Сторожевский монастырь, берег Москвы-реки с храмом Христа Спасителя органично сочетаются с народным искусством, создавая ностальгический образ утраченной России. Возникает ощущение, что духовная тематика – единственная почва, на которой примиряются противоречия и утихают страсти, что искусство и поэзия – необходимые посредники между человеком и Богом, а огонь творчества, «вечный и вездесущий», по словам Фета, «ни времени не знает, ни пространства».
Святые места и библейские сюжеты в искусстве

Библия. М., 1914. 60894
Назарет. Лист из альбома «Палестина. Виды, рисованные с натуры академиками Г. и Н. Чернецовыми в 1842 и 1843-м годах. Тетрадь 2». Литография с тоном. Печатано в литогр. М. Тюлева. Середина XIX. КП 53076/1081
Иерусалим. Гравюра (на припеч. листе) Д.Лебедева по оригиналу Чернецова. Середина XIX. КП 53076/672

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. Фоторепродукция фрагмента картины. 1860-е–1870-е. КУ 12425
Г.Гольбейн. Мадонна бургомистра Мейера. Гравюра. Середина XIX. КП 47102
Иоанн Креститель. Гравюра Н.Уткина по оригиналу Менгса. 1802. Б 33567

Богоматерь «Всех Скорбящих Радость». Дерево, левкас, темпера (доска). Собственность художника А.А.Тавризова
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872.Фототипия 1900-х.Издание И.Кнебель. Б 48163
В.Д.Поленов. На Генисаретском озере. 1888. Фототипия 1900-х. Издание И.Кнебель. Б 48161
Ф. Бруни. Моление о чаше. Гравюра А.Д.Захарова, оканчивал Н.И.Уткин. 1810-е. Б 33603
В.М.Васнецов. Страшный суд. 1893. Фототипия 1900-х. Издание И.Кнебель. Б 48162
Г.Ярцев. Саввино-Сторожевский монастырь. 1889. Х.м. КП 38758
Ф.И.Ясновский. Рожь. Холст, масло. КП 41466
А.С. Степанов. Сиреневая аллея. 1890-е. Холст, масло. КП 41370
А.П. Боголюбов. Вид Москвы с Бабьего городка. Холст, масло. 1870-е. КП 41529
Москва. Панорама с колокольни Иван Великий. Литография с тоном. Около 1860. КП 39022

Московские храмы и монастыри. 12 фотогравюр:
Высоко-Петровский монастырь. Внутренний вид. 1888. Б 51723
Приют цесаревны Марии у Горбатого моста. 1884. Б 28535
Странноприимный дом кн. Куракиных близ Красных ворот. 1883. Б 28534
Солодовниковская богадельня на Щипке. 1884. Б 28531
Единоверческий Всесвятский монастырь за Проломной заставой. 1883. Б 28521
Старообрядческая Рождественская часовня на Рогожском кладбище. 1883. Б 28525
Римско-католическая церковь Св. Ап. Петра и Павла в Милютинском пер. 1883. Б 28515
Армянская церковь в Армянском пер. 1883. Б 28518
Англиканская церковь в Брюсовском пер. 1884. Б 28517
Церковь в селе Свиблове (Московского уезда). 1888. Б 51726
Церковь в селе Останкине (Московского уезда). 1888. Б 51797
Церковь Рождества Богородицы в Столешниках на Петровке. 1881. Б 51760

Вид Саровской пустыни. Литография К.Эргота по рис. А.Струкова. 2-я четв. XIXв. КП 9725/2293
Т.Г.Шевченко. Вид Выдубецкого монастыря в Киеве. Гр. Бум., сепия, перо, чернила, граф. кар. 1844. КП 185
М.Толстой. Сказание о чудотворной Иверской иконе…М., 1858. 24198
Парфений /инок/. Сказание о странствии и путешествии…М., 1856. 145218
А.Муравьев. Путешествие по святым местам русским. Киев, СПб, 1844. 48850
Рецензия И.С.Тургенева на книгу А.Муравьева «Путешествие по святым местам русским». Русский Вестник. СПб, 1889. №№9-10. 015336 Ж-19
Духовная тематика и библейские мотивы
в русской поэзии 2-й половины XIX в.

Ф.И.Тютчев. ПСС. СПб, 1913. 34503
Ф.И.Тютчев.О вещая душа моя... 1855. Копия автографа. 1 л. Рнв 3577. Ф 254-к
А.А.Фет. Фотография 1880-х. КУ 12867/4
А.А.Фет. Не тем, Господь, могуч, непостижим… Вечерние огни. Вып. I.М., 1883. 7002
Ф.Глинка. Иов. Свободное подражание священной книге Иова. СПб, 1826. 209135
А.К.Толстой. Иоанн Дамаскин. ПСС. Т.1. СПб, 1884. 204117
А.Н.Майков. Из Апокалипсиса. Русский вестник. 1868, т.74, № 3-4. 061589
Л.А.Мей. Библейские стихотворения. М.,1912. 209159
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Офорт. 1636. Б 48634
А.Дюрер. Предание Христа. Гравюра. 1508. КП 33268
Рембрандт. Распятие. Офорт. 2-я треть XVII. Отпечаток XVIII. КП 53555/1167
Русские пoэты и их лирические стихотворения, написанные в духе псалмов. СПб, 1872. 86101
Н.А.Некрасов. Фотография С.Левицкого. СПб, 1870-е. КП 50948/196
Н.А.Некрасов. Муза. –Стихотворения.М., 1856. 230177
Н.А.Некрасов. Молебен. –Последние песни.СПб, 1877 49577
Патриархи русской литературы


И.С.Тургенев. Офорт В.В.Матэ. Около 1903. С фотографии М.Панова 1880. КП 50955/276
А.К.Толстой. Офорт М.В. Рундальцова. 1911. КП 50955/200

Л.Н.Толстой.И.Гинцбург. Гипс. КП 44654
Ф.М.Достоевский. Л.Баранов.1960-е. Гипс. Собственность Ю.В.Решетникова

Н.С.Лесков. Офорт В.Матэ. По фотографии Н.А.Чеснокова. 1888-1889. КП 50955/269 Гр 4811
Н.С.Лесков. Повести и рассказы. Кн.1. СПб, б/г. 2941
Н.С.Лесков. ПСС. Т.1. Пб, 1897. 91322
Н.С.Лесков. Христос в гостях у мужика. М., 1886. 83995
Н.С.Лесков. Сказание о Фёдоре-христианине и друге его Абраме-жидовине. М., 1887. 83982
Н.С.Лесков. Пустоплясы. М., 1893. 83980
Н.С.Лесков. Сошествие во ад. Отд. оттиск. «Петербургская газета», 1894, №140. 83986
Н.С.Лесков. Мелочи архиерейской жизни. СПб, 1902. 83970
М.Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. СПб, 1883. 52989
М.Е.Салтыков-Щедрин. Рождественская сказка. – 23 сказки.СПб, 1886. 246726
А.Мельников-Печерский. Фотография. КУ 12665/1211
А.Мельников. В лесах. Ч.4 М., 1875. 6620719
А.Мельников. На горах. Ч.3. СПб-М., 1881. 206455 19
Властители дум конца XIX в.

В.М.Гаршин. Гелиогравюра с портрета И.Е. Репина. 1884. Издание И.Кнебель. КП 12727
Красный цветок. Литературный сборник в память Всеволода Михайловича Гаршина. СПб, 1889. 10812
Сборник состоит из двух разделов: воспоминаний о Гаршине и произведений его современников – Я.Полонского, А.Майкова, Гр. Голенищева-Кутузова, К.Фофанова, Н.Минского, Д.Мережковского, И.Ясинского, Ив.Щеглова, А.Эртеля, К.Баранцевича, Н.Лейкина и др.
С.Я.Надсон. Офорт [В.В.Матэ, 1902] по фотографии К.А. Шапиро [1884-1886]. КП 52499
С.Я.Надсон.Я не Тому молюсь, кого едва дерзает / Назвать душа моя, смущаясь и дивясь… Стихотворения.СПб, 1885. 36169

В.Г.Короленко. Фотография. 1896. С автографом М.Дмитриева. Б 497
Вл.Короленко. Судный день. М., 1919. 193317
Вл.Короленко. Дети подземелья. Б.м. Изд. Коломенкиной. Б.г. 99883
Вл.Короленко. Сказание о Флоре, Агриппе… Ростов-на-Дону, 1905. 31948
А.П.Чехов. Cкульптор Н.Андреев. Макет памятника. КП 40893
А.П.Чехов. Офорт В.В.Матэ.1899. С фотографии Д.Здобнова. КП 50956/492 (Б 33543/1)
А.П.Чехов. Сочинения. Т.8. СПб., А.Ф.Маркс, б/г. 183627
А.П.Чехов. На святках. Сочинения.Т.7. Спб, А.Ф.Маркс, б/г. 186263
А.П.Чехов. Студент. ПСС.Т.10, СПб, А.Ф.Маркс, 1903. 208884 19
А.П.Чехов. Архиерей. ПСС, т.12, СПб, А.Ф.Маркс, 1903. 296452
А.П.Чехов. Палата №6. М.,1893. 75397
А.П.Чехов. Чёрный монах. Повести и рассказы.М., 1894. Б-343(1)
А.П.Чехов. Святой ночью. Илл. В.Комарова «Возвратный путь». Бумага, тушь, белила. Конец 1890-х
Издательство «Посредник» и дешевые издания для народа


Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.П.Погодин, В.И.Даль и два крестьянина. Офорт И.Н.Крамского с оригиналов В.Перова. Кп 9148/1 Гр 4949

Л.Н.Толстой. Фотография В.Г.Черткова. 1910. C автографом: «Леночке Горбуновой, друг ее отца, Лев Толстой 1910, 14 октября».Собственность Е.Д.Михайловой, внучки Горбунова-Посадова

Л.Н.Толстой и И.И.Горбунов-Посадов. Фотография. 28 августа 1909. Собственность Е.Д.Михайловой
И.И.Горбунов-Посадов и В.Г.Чертков. Фотография А.Мея. Москва. [1907]. Собственность Е.Д.Михайловой
И.И.Горбунов в форме разносчика изданий «Посредника». Фотография. Петербург. 1887. Собственность Е.Д.Михайловой
Л.Н.Толстой. О разуме, вере, молитве. М., 1906. 82210
Л.Н.Толстой. Не могу молчать. Изд-во «Посредник» [М.,1917]. 79425
Н.В.Гоголь. Жизнь. Изд-во «Посредник», М., 1909. 91342
В.Гюго. Праведный старец. «Посредник», №176. Собственность Е.Д.Михайловой
В.Гаршин. Сказание о гордом Аггее. М., «Посредник», 1911. 75549
В.Гаршин. Сигнал. М., «Посредник», 1910. 82422
С.Н.Дурылин. Детские годы В.М.Гаршина. Библиотека И.Горбунова-Посадова для детей и юношества. М., 1910. На титульном листе дарственная надпись: «Дорогому Владимиру Григорьевичу Черткову от искренно любящего автора. 909 г. 20.XII».На первой странице посвящение И.И.Горбунову-Посадову. Инв. № 154803
Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) – публицист, прозаик, поэт, историк литературы и театра; биограф Гаршина.
И.Горбунов-Посадов. В Христову ночь… М., 1905. 205724
Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на елке. СПб, б/г. 140849 19
Д.Григорович. Светлое Христово Воскресенье. СПб, 1899. 223958
Слезы людские. М., 1906. 10107
Религиозный лубок

Сотворение света.Лубок. КП 47645
Древо родословия Иисуса Христа. Лубок. КП 48035

Распятие со Страстями.Лубок. КП 48087
Молитва покаяния.Лубок. КП 48255
Рождение философии из духа русской литературы

П.Я.Чаадаев.Фототипия с портрета Ф.А.Моллера. Издание И.Кнебель. НВ 5292
В.С.Соловьев.Фототипия с п-та Н.А.Ярошенко. 1895. КУ 12665/1497

М.Врубель. Ангел со свечой.Бумага, акварель. КП 6781
П.Чаадаев. Сочинения и письма.Под ред. М.Гершензона. Т.1. М., «Путь», 1913. 5717
В.С.Соловьев. Программа публичного чтения «О конце всемирной истории». Карандашом автограф П.П.Перцова: «ПОВЕСТЬ О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ»
Зал городской думы. 26-го февраля 1900 г.
Понятие истории вообще. – Идея всемирной истории. – Невозможность понимать её смысл без определенного представления о том, к чему она идет и чем кончится. – Бессмысленность понятия о бесконечном, или неопределенном прогрессе. – Цель исторического процесса, или конец всемирной истории есть главное определяющее понятие для философии истории. – Это понятие находится только в положительных религиях и единственное вполне осмысленное основание для философии истории есть библейско-христианское откровение, – в особенности содержащееся в двух священных книгах: пророка Даниила и в апокалипсисе Иоанна Богослова. – Опыт живого изображения будущего конца согласно истинным понятиям исторической философии. – Заключительные замечания. Начало в 8 часов вечера. Печать. Рнв 1806 Ф246
Н.Бердяев. А.С.Хомяков. М., 1912. 186962
Д.Мережковский. Вечные спутники. СПб, 1908. 73030
Д.Мережковский. М.Ю.Лермонтов поэт сверхчеловечества.Б/м., 1909. 96140
Д.Мережковский. Гоголь и чорт.М., 1906. 2133
Д.Мережковский. Пророк русской революции.Б/м., 1906. 87844
Л.Шестов. Достоевский и Нитше. СПб, 1903. 185224
Андрей Белый. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. М., 1911. 185100
С.Булгаков. Человекобог и человекозверь.М., 1913. 6855
С.Булгаков. Венец терновый. 2847
С.Булгаков. Чехов как мыслитель. М., 1910. 391
*Руководитель проекта: директор музея Н.Шахалова (1924-2006).
Куратор: зам. директора по научной работе Е.Михайлова
Авторы концепции: Е.Матюшенко, Г.Медынцева, П.Фокин
Художник: А.Тавризов
Экспозиционная группа: Е.Варенцова, Н.Топурия, Е.Матюшенко, Г.Медынцева, Е.Огнянова, П.Фокин, М.Шапошников
Фондовая группа: Е.Варенцова, А.Бобосов, А.Бабенко, З.Гитович, В.Куделина, Е.Матюшенко, Л.Морозова, Т.Соболь, Т.Шипова
Хранитель экспозиции: С.Фадеева
Фотографии П.Фокина и А.Гусева
|