Научная программа с участием специалистов Немецкого литературного архива Марбаха в рамках „Литературных сезонов“ 2014 года и сотрудничества между Гослитмузеем и Немецким литературным архивом Марбаха (Deutsches Literaturarchiv Marbach)
19, 21, 23 июня 2014г.



Государственный литературный музей представляет научную программу с участием специалистов Немецкого литературного архива в Марбахе (Deutsches Literaturarchiv Marbach) в рамках фестиваля «Литературные сезоны» и сотрудничества между ГЛМ и Немецким литературным архивом

19 июня, четверг, Музей-заповедник „Царицыно“, 16:00
Ул. Дольская д. 1, Большой дворец, выставка «Литературный музей: воспоминание о будущем»

Лекция Томаса Шмидта «Инсценированная аутентичность. Возможности оформления домов-музеев на примерах музеев Шиллера, Хебеля и Гёльдерлина»

Аутентичное литературное место обладает самой большой силой воздействия на культурно-историческую память в актуальном политическом контексте. Дома-музеи и места, где происходит действие литературных текстов, являются лучшими публичными пространствами для постоянного и убедительного присутствия «культурной техники» – литературы.
Однако у каждого из этих мест – различные условия и предпосылки для преобразования их в дома-музеи: например, в одном случае сохранена вся мебель прежнего жителя, в другом – есть только перестроенное здание...
Томас Шмидт уже семь лет работает в Немецком литературном архиве Марбаха и курирует литературные музеи и архивы земли Баден-Вюртемберг (более ста литературных музеев), он принимает активное участие в оформлении различных аутентичных литературных пространств. В своей лекции Томас Шмидт расскажет на практических примерах (Дом, в котором родился Фридрих Шиллер; Дом-музей Эрнста Юнгера; Башня Гёльдерлина; Дом-музей Хебеля) о современных возможностях оформления музеев и дополнит свой рассказ теоретическими размышлениями о проблеме аутентичности.

21 июня, суббота, отдел ГЛМ „Музей Серебряного века“, 15:00
Проспект мира, 30

Круглый стол „Роль музеефикации архивов издательств“ с вводной лекцией
Яна Бюргера „Издательские архивы Зуркамп и Инзель – Архив издателя Зигфрида Унзельда“


В архивах издательств хранятся тома переписки, внутренние рецензии, рукописи, фотоматериалы, которые могут оказаться немаловажным источником сведений об истории литературы и книжной культуры, представление которых в музейном пространстве видит своей основной задачей Государственный литературный музей.
В рамках круглого стола предполагается обсуждение возможностей взаимодействия между музеями и издательствами, способов музеефикации издательских архивов и репрезентации материалов, связанных с историей журналов и издательств.
Какие материалы принимать на хранение? Как работать с этим комплексом материалов? Как использовать их в экспозиции? Эти и другие вопросы предполагается обсудить на круглом столе.
К участию приглашены руководители ведущих издательств, «толстых» журналов и архивов, представители литературных музеев и экспертного сообщества.
Ведущие круглого стола – Дмитрий Петрович Бак, директор Государственного литературного музея и Ян Бюргер, сотрудник Немецкого литературного архива в Марбахе-на-Неккаре, руководитель «Архива Зигфрида Унзельда» («Siegfried Unseld Archiv»).

«...Зигфрид Унзельд (Siegfried Unseld) возглавил издательство «Зуркамп» („Suhrkamp“) на второй год его существования 62 года назад и за короткое время превратил его в одну из самых значительных культурных институций Германии. Именно в "Зуркампе" были открыты такие писатели, как Макс Фриш (Max Frisch) и Мартин Вальзер (Martin Walser), Петер Хандке (Peter Handke) и Адольф Мушг (Adolf Muschg). Все крупнейшие газеты Германии посвящают памяти Унзельда обширные статьи.
На страницах «Франкфуртер альгемайне зонтагсцайтунг» за 27 октября 2002 года (26 октября 2002 года Зигфрид Унзельд ушел из жизни) Адольф Мушг называет главной заслугой Унзельда то, что он посредством своей издательской деятельности ускорил послевоенную культурную, духовную модернизацию ФРГ. Как отмечает Мушг, характер литературы, публикуемой в «Зуркампе», был одним из факторов, по-новому определивших образ жизни и образ мысли целого народа.
Унзельду обязаны своим появлением в Германии главные сочинения «Франкфуртской школы» – Теодора Адорно (Theodor W. Adorno), Макса Хоркхаймера (Max Horkheimer), Герберта Маркузе (Herbert Marcuse). Начав свою жизнь в мире книг с исследования творчества Германа Гессе (Hermann Hesse), а затем издания его сочинений, Унзельд с годами невероятно расширил репертуар издательства, открывая всё новые книжные серии и начиная новые успешные проекты...» (из репортажа Deutsche Welle)
В 2009 году Немецкому литературному архиву в Марбахе в ходе длительных переговоров, несмотря на сильную конкуренцию, например, со стороны Университета имени Гёте во Франкфурте-на-Майне, удалось приобрести уникальный архив Зигфрида Унзельда (архив „Зуркамп“). В своей совокупности – это беспрецедентное собрание литературных, гуманитарных и политических источников, в первую очередь, второй половины ХХ века.

23 июня, понедельник, отдел ГЛМ «Дом-музей А.П. Чехова», 18-00

Лекция Томаса Шмидта «Апостолы коньков, экстремальные пловцы, зимние туристы. Как литература поставила на ноги спорт и какой ценой это далось культуре»
В докладе предполагается осветить причины соперничества между художественной литературой и спортом на примерах от Байрона до Пушкина, исходя из перспективы Германии и Европы в период «Осевого времени» (термин „Achsenzeit“ Карла Ясперса) 1800 года, когда обе культурные практики открывали себя заново.
Поэтам требовались тогда как органичные, так и менее испробованные формы движения, как например, прогулки, походы, катание на коньках и плавание – которые через литературную тематизацию обрели выход в культуру. С другой стороны, художественная литература должна была изгнать из своего культурного поля внимания «движущееся тело» – с её эксклюзивным правом на понимание деятельности человека в целом.

Информация об участниках:

Томас Шмидт (Thomas Schmidt)

Томас Шмидт, руководитель отдела литературных музеев, архивов и домов-музеев земли Баден-Вюртемберг Немецкого литературного архива в Марбахе; в настоящее время работает над книгой «Жестокое стечение обстоятельств. К соперничеству между литературой и физическими упражнениями. От Винкельманна до периода Формэрц» („Harte Fügung. Zur Konkurrenz zwischen Literatur und Leibesübung. Von Winckelmann bis zum Vormärz“).
Учился на факультетах германистики и философии в университетах Йены и Гёттингена. В 1998 году защитил в Гёттингенском университете докторскую диссертацию на тему «Календарь и последствия. Роман Уве Йонсона „Годовщины“. Очерк по проблеме коллективной памяти». С 1998 по 2006 годы работал в статусе научного сотрудника и доцента в университетах Йены и Гёттингина. С 2008 года преподает на факультете германистики («Немецкий семинар») Фрайбурского университета. Томас Шмидт – автор многочисленных публикаций по истории литературы и культурологии XVIII – XX веков.


Ян Бюргер (Jan Bürger)

Ян Бюргер – филолог и писатель, руководитель «Архива Зигфрида Унзельда» ("Siegfried Unseld Archiv"). Родился в 1968 году, в 2000 году защитил докторскую диссертацию по творчеству прозаика и драматурга Ханса Хенни Янна (Hans Henny Jahnn) в Гамбурге, является одним из основателей журнала "Literaturen". В Немецком литературном архиве Марбаха работает с 2002 года, возлавляет „Зигфрид Унзельд – Архив“, а также является куратором литературных программ в Марбахе.

Историческая справка:

Официально зарегистрированное Немецкое общество Шиллера (Deutsche Schillergesellschaft) является соучредителем Национального музея им. Шиллера, Немецкого литературного архива (Deutsches Literaturarchiv) и Музея современной литературы (Literaturmuseum der Moderne). Культурно-исторические институты города Марбаха-на-Неккаре преследуют цель собирать, систематизировать и исследовать тексты и документы современной немецкой литературы. Музей был открыт в 1903 году; первоначально это был музей и архив Шиллера и поэтов Швабии. С середины 1950-х годов деятельность музея охватывает всю немецкую литературу от классики до современности. Тогда же был основан Немецкий литературный архив, который с 1972 года размещается в специально построенном здании. Благодаря дополнительным пристройкам в 1979/1980 и 1990/1994 годах архив удалось расширить. Запасники архива, собранные в нем материалы и тексты доступны на стандартных условиях пользования архивами для любой научной или литературной работы в помещениях самого Немецкого литературного архива. В 2006 году в Марбахе открылся Музей современной литературы (Literaturmuseum der Moderne), построенный знаменитым архитектором Дэвидом Чипперфильдом. В настоящее время Марбах является крупнейшим литературным центром Германии.

http://www.dla-marbach.de/startseite/index.html

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!