- Пресса о музее (2014 г.)

Книжно-кулинарная ярмарка "Пища для ума"
(25 мая 2014 г.)

NEWSTUBE:
http://www.newstube.ru/media/lyubimye-blyuda-tolstogo-i-chexova-prigotovili-na-yarmarke


MENU.RU:
http://menu.ru/people/news/908141


Радио "Милицейская волна":
http://www.radiomv.ru/news/radio/zhizn_olovyannogo_soldatika.html

Вечерняя Москва:
http://www.vm.ru/news/2014/05/25/vkusnij-uikend-v-tsaritsino-rasskazali-chto-eli-tolstoj-chehov-i-turgenev-250148.html


Москва 24:
http://www.m24.ru/videos/51706

 



Открытие меморильного дома-музея М.Ю. Лермонтова
Малая Молчановка, д. 2
(18 мая 2014 г. )


Интерфакс:
http://www.interfax.ru/realty/realtyinf.asp?id=376778&sec=1461

Вечерняя Москва:
http://vm.ru/news/2014/05/18/v-moskve-otrestavrirovali-dom-muzej-lermontova-249071.html

Москва 24:
http://www.m24.ru/articles/45050

Новая политика:
http://www.novopol.ru/-na-maloy-molchanovke-v-moskve-posle-restavratsii-otkr-text163532.html

ТВ Культура:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/111886

Общественное телевидение России:
http://www.otr-online.ru/news/news_27898.html

Газета "Метро":
http://www.metronews.ru/novosti/iz-muzeja-posmotrjat-na-pjatigorsk/Tponer---rRrtiMCp8MTVI/

Российская газета:
http://www.rg.ru/2014/05/16/lermontov.html 
 



Литературная газета

26 марта 2014 г.

Прикосновение к подлиннику

В октябре 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта России Михаила Юрьевича Лермонтова. В преддверии юбилея завершена начатая в 2011 году реставрация Дома-музея на Малой Молчановке – единственного сохранившегося в Москве здания, которое помнит поэта. В этом доме он жил с 1829 по 1832 год, когда учился в Московском университетском благородном пансионе и в Императорском Московском университете.

Дом-музей, отдел Государственного литературного музея, пока безлюден и пуст, и в зеркале паркета отражаются лишь высокие окна. Экспонаты ещё не вернулись на свои привычные места, и только в большой гостиной в одиночестве томятся старинные клавикорды. Когда-то здесь звучало фортепиано, пела скрипка: юный Михаил Юрьевич любил музицировать и с удовольствием исполнял для своих гостей арии из опер. А стены малой гостиной помнят страстные литературные споры и задушевные беседы поэта и его друзей...

По звонкой сосновой лестнице поднимаюсь в мезонин. В небольшом кабинете поэта бродит только эхо, но скоро интерьер оживёт. Скромную обстановку студенческой «кельи» вновь украсят изображения герба древнего рода Лермонтовых (отрок живо интересовался фамильной генеалогией): на щите с золотым полем – чёрное стропило как символ силы рода, щит увенчан дворянским шлемом с дворянской короной, внизу девиз: SORS MEA JESUS – «Судьба моя – Иисус».

Подбор гравюр в кабинете тоже неслучаен: «Вид Кавказа» будил воображение свободолюбивого юноши, нежный лик «Мадонны с младенцем» с картины Рафаэля напоминал ему о матери, которую он рано потерял…

Гравюра с видом колокольни Ивана Великого займёт своё прежнее место над бюро с рукописями Лермонтова. К 18 годам он написал около 250 лирических стихотворений, 17 поэм, 3 драмы, и многое вышло из-под его пера в уединении этого кабинета.

Возвратятся на эти стены и портреты его кумиров – Пушкина и лорда Байрона. На полки книжных шкафов снова встанут в ряд сочинения Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Шекспира, Гёте, Руссо, Байрона – безмолвных учителей и собеседников юного гения, который предощущал и своё избранничество, и свой трагический жребий.

Больше 30 лет Валентина Брониславовна Ленцова преданно служит Дому Поэта. У неё обезоруживающая улыбка и мягкий голос, но Ленцова становится непримиримой воительницей, когда речь идёт об интересах музея. На её изящном рабочем столе – ноутбук, одна из немногих в этих стенах примет информационного века. Благодаря новым технологиям связь с мемориальными домами-музеями поэта в Тарханах, Пятигорске, Тамани – уже не проблема.

– Наш дом имеет свою удивительную историю: представьте, он ровесник поэта! – говорит Валентина Брониславовна, открывая большую папку – историко-архивное обследование центра города Москвы. В нём – вся история строения. На первых страницах – план квартала и сохранившийся чертёж дома № 2 по ул. Малая Молчановка. Он был построен после разрушительного пожара 1812 г. в марте 1814-го. Его владелец, купец 1-й гильдии Пётр Михайлович Чернов, в 1815 г. сдал дом писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Писатель арендовал дом дважды: во второй раз Аксаковы жили здесь с 1827 по июнь 1829-го. А ровно через два месяца здесь поселилась Елизавета Алексеевна Арсеньева с любимым внуком: отсюда ведь рукой подать до Московского университетского благородного пансиона на Тверской. Неподалёку, на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, находился и храм Ржевской иконы Божией Матери, прихожанами которого они были. Великим постом Михаил Юрьевич исповедовался в этом храме, о чём была оставлена запись в церковных книгах.

Даже во время реконструкции музейная жизнь не замирала: как отказать посетителям, приехавшим сюда издалека! – Прошлым летом туристы из Италии очень хотели побывать в доме любимого поэта, – увлечённо рассказывала В.Б. Ленцова. – Экспозиция закрыта, ремонт в разгаре, но они умоляли: покажите нам хоть что-то! Я провела их на чердак и показала массивные верхние венцы сруба и стропила, на которых держится крыша: это подлинные, ни разу не менявшиеся элементы строения начала XIX века. Итальянцы благоговейно прикасались к дереву и спрашивали меня: неужели это дерево помнит Лермонтова? Чтобы ощутить эпоху, достаточно прикосновения к подлиннику… С тех пор пока шла реставрация, мы даже иногда водили людей сюда, в чердачное помещение, и представьте, равнодушных не было!

Впрочем, экскурсии, которые проводит Валентина Брониславовна, никого не могут оставить равнодушными. Она рассказывает о Лермонтове с такой сердечной теплотой, как будто доверяет вам глубоко личную историю, и, заворожённо внимая её по-старомосковски неторопливой речи, вы сопереживаете юному Михаилу Юрьевичу вместе с ней… Неслучайно же многотомная книга отзывов музея читается как увлекательный роман.

– Коллектив у нас маленький, но очень хороший, – говорила Валентина Брониславовна с гордостью.

Сотрудники музея Ольга Белозерская и Александр Спивак – настоящие единомышленники В.Б. Ленцовой. Она искренне восхищается их профессионализмом и разносторонностью: Ольга по образованию – искусствовед. Александр – историк, журналист. Оба проводят экскурсии, в том числе на иностранных языках, вдохновенно читают лекции, организуют передвижные выставки.

В прошлом году их маленький коллектив решил отметить день рождения Михаила Юрьевича – 15 октября – необычным образом: подняться на колокольню Ивана Великого в Кремле и по очереди вслух читать сочинение юного поэта «Панорама Москвы», посвящённое древней столице, которую он любил «как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!» В эти минуты они переживали незабываемые ощущения, любуясь Москвой XXI века – городом, в архитектуре которого причудливо смешались времена и стили.


Онлайн-издание "Музеи Москвы"
12 марта 2014 г.

Музей Герцена — филиал литературного музея

Дом-музей Герцена — филиал Государственного литературного музея, устроенный в доме, где в 1843-1846 годах проживал один из наиболее видных российских мыслителей XIX века — Александр Иванович Герцен. Безусловно, у всех, кого вдохновляет российская культура XIX века, посещение музея оставит лишь положительные впечатления. Атмосферой эпохи Гоголя и Толстого, Глинки и Мусоргского, Герцена и Чернышевского проникся даже я, чье отношение к романтике XIX более чем сдержанное.

Прочитать статью целиком и просмотреть иллюстрации Вы можете по ссылке: http://moscow-museums.ru/muzey-gertsena-filial-literaturnogo/



18 марта 2014 г.

И хочется остаться на этом светлом… К 80-летию Владимира Яковлева

Анна Толстова о выставке Владимира Яковлева

На протяжении вот уже нескольких десятилетий Владимир Яковлев продолжает оставаться одним из самых ярких и запоминающихся мастеров отечественного искусства второй половины XX столетия. Его творчество по-прежнему притягивает к себе внимание исследователей и вызывает немалый интерес у коллекционеров и широкой зрительской аудитории. Каждая выставка произведений этого замечательного художника запоминается как значительное событие культурной жизни столицы.

В год 80-летия со дня рождения Владимира Яковлева Государственный литературный музей отдает «юбилейную» дань его памяти, представляя ретроспекцию творческого наследия мастера.

Организаторам выставки удалось собрать воедино лучшие произведения художника из московских частных собраний, собрания его семьи, а также из фондов Музея «Другое искусство» (коллекция Л.П. Талочкина). Представленные в экспозиции живописные и графические работы, создававшиеся Владимиром Яковлевым на протяжении нескольких десятилетий, демонстрируют творческую эволюцию мастера, безупречное качество и особую энергетику его искусства.

Включение в состав экспозиции ряда «знаковых» для художника работ («больничный» автопортрет, портреты сестры, поэта Геннадия Айги, коллекционера Леонида Талочкина и др.), а также не известных ранее произведений из собраний, сложившихся еще в 1950–1960-х годах, делает выставку не только интересной и разнообразной, но и в достаточной степени познавательной и просветительской, демонстрирующей лучшие образцы и своеобразные доминанты его искусства.

Всего в экспозиции будет представлено около 90 живописных и графическх произведений Владимира Яковлева из частных собраний: С. Александрова, М. Алшибая, Э. Багдасаряна, А. Бугаевского, М. Ершова, Л. Иовлевой, Г. Казанкова, Н. Котрелева, М. Курцера, Д. Матвеева, Н. Опалеваой, А. Резникова, Д. Трацевского, О. Яковлевой и фондов Музея «Другое искусство» (РГГУ, коллекция Леонида Талочкина).

Полноправным экспонатом выставки станет документальный фильма «Художник Владимир Яковлев» (режиссер Н. Котрелев, Режиссер-оператор Вл. Ошеров, 2011). К открытию выставки подготовлен каталог.



21 февраля

Ясновидящая слепота
Анна Толстова о выставке Владимира Яковлева

Забавно, что выставки Владимира Яковлева (1934-1998) в Доме Остроухова и Анатолия Зверева (1931-1986) в "Новом Манеже" (о последней Weekend писал в номере от 24.01.2014) почти совпали во времени, обоих нередко и неслучайно объединяют в одной экспозиции. Оба прекрасно знали друг друга, в годы хрущевского потепления входили в один, космополитический, жаждущий контактов с внезапно приоткрывшимся большим миром круг. Вернее, ближний круг Яковлева был несколько иным: художники Михаил Гробман и Олег Прокофьев, композитор Андрей Волконский, поэт Геннадий Айги. Этой-то дружбой и иллюстрациями к стихотворениям Айги, как и собственной поэзией Яковлева, формально оправдано, что 80-летие со дня рождения художника отмечают в Литературном музее. Кроме нескольких иллюстраций к стихам Айги и портрета поэта обещано чуть менее сотни работ из музея "Другое искусство" при РГГУ (коллекция Леонида Талочкина) и многочисленных частных собраний.

Анатолий Зверев и Владимир Яковлев — два героя одного большого и с эпохи романтизма едва ли не главного художественного мифа, который, обобщая и упрощая, можно назвать мифом о безумном гении. Зверевский миф до сих пор пережевывает несметная толпа почитателей; косвенное подтверждение тому — давка на выставке в "Новом Манеже", где было слишком хорошо заметно, что подлинного безумия в Звереве ни на грош, что он последовательно перемерил несколько масок, скажем, неосупрематиста, запоздалого ученика Малевича, прежде чем пришел к своей окончательной манере с ее — бурелом штрихов и взрывы краски — трезво просчитанной спонтанностью. Зверев с Яковлевым вышли на московскую подпольную сцену во второй половине 1950-х, когда, можно сказать, возник запрос на спонтанность — она стала означать нечто большее, чем оттепельную свободу ослабить ремень, расстегнуть верхнюю пуговицу мундира и дать немного лирики навыпуск. Эта спонтанность в каком-то смысле обозначала все то в мировом авангарде, что по известным причинам пришлось пропустить отечественной культуре: сюрреализм, игру бессознательного и поток сознания, абстрактный экспрессионизм (зверевский покровитель и пропагандист Георгий Костаки подавал своего подопечного как лирического абстракциониста французско-американского толка) и живопись как жест, art brut и право безумия. Право художника на безумие и право безумия на творчество. Так вот, если безумия в артистичном симулянте Звереве ни на грош, то в Яковлеве, с детства бывшем на психиатрическом учете, а в последние пятнадцать лет жизни практически не выходившем из сумасшедшего дома, оно самое что ни на есть подлинное. Может быть, это не так очевидно из мягкой и тихой, как и его помешательство, гуашевой живописи, изумительно тонкой в нюансах серого, где как будто не кипят никакие страсти, а только свет и умиротворение. И ни тени ван-гоговского темперамента, что могло бы возбудить любопытство публики. Культ Яковлева как был, так и остается уделом немногих ценителей.

Ближний круг Владимира Яковлева состоял из частью безродных, частью весьма родовитых космополитов, прихотью таланта или волей судеб оказавшихся в положении "поверх барьеров", то есть перешагнувших железный занавес. Кто-то шагнул символически, как Геннадий Айги, заговоривший по-русски и по-чувашски на языке французского поэтического модернизма (вместе с чешским поэтом и критиком Индржихом Халупецким, теоретиком "Группы 42" и специалистом по дада и сюрреализму, он в середине 1970-х напишет о Яковлеве монографию). Кто-то и в самом деле прошел насквозь, как изобретатель еврейского искусства художник-сионист Михаил Гробман, в итоге отбывший в Израиль. Некоторым, рожденным в эмиграции, удавалось пройти дважды — туда и обратно. Например, Андрею Волконскому, благословленному в гроб сходящим Рахманиновым, ученику Дину Липатти и пионеру советской early music (на его квартире состоялась первая московская выставка Яковлева). Или Олегу Прокофьеву, сыну композитора и мужу легендарной англичанки Камиллы Грей, чья шестидесятническая по духу книга "Великий эксперимент" возродила угасший было во всем мире интерес к русскому авангарду. Словом, Яковлева окружало изысканное общество, поощрявшее его талант, способное оценить спонтанность иной природы и уважать право на безумие. Так что он — едва ли не единственный из душевнобольных художников своего поколения — оказался не в гетто аутсайдеров, а в гетто "другого искусства", где "другое" имело исключительно политические коннотации, хотя редко какой из тоталитарных режимов не поддастся соблазну признать это "другое" дегенеративным в психиатрическом понимании.

В начале 1970-х многие из этого изысканного общества эмигрировали, стало меньше тех, кто мог поддерживать Яковлева в его диалоге с мастерами русского авангарда, с Малевичем и Хлебниковым, с информель, с Шенбергом, наконец, о котором он, вероятно, узнал от Волконского и от музыки которого, силясь ее проиллюстрировать, впал в депрессию. Разумеется, представлять Владимира Яковлева этаким чистым и не замутненным никакой школой и традицией образцом art brut неверно. Отчасти имелась даже семейная традиция — он был внуком Михаила Яковлева, умеренного экспрессиониста, удравшего из СССР в 1923-м, работавшего во Франции и Бельгии, вернувшегося в 1937-м и вскоре благополучно скончавшегося, что спасло родственников от возможных неприятностей — правда, значение дедовского "западного" искусства сводилось скорее к фамильным преданиям. Отчасти имелась и школа — домашняя академия Василия Ситникова, из которой вышло множество московских метафизиков, живописцев белого света.

Светом или обещанием света полна всякая работа Владимира Яковлева — каждый портрет, пейзаж или натюрморт, а жанровый репертуар художника с годами, по мере ухода от абстракции, сделался бесхитростен, как у ребенка. Добрую половину его oeuvre составляют цветы, удивительные создания, земные звезды, наделенные даром светоносности, словно живой душой. В результате нервного стресса Яковлев еще в отрочестве начал терять зрение — искусствоведы подчас соглашаются с психиатрами, что тема света, столь острая в его искусстве, была как философской, так и психофизиологической. Название выставки — цитата из одного яковлевского стихотворения: "А каждое утро приходит что-то / светлое. / И хочется остаться / на этом светлом / как как будто что / дома и вновь ушло / в призрачное". Он всеми силами стремился остаться на этом светлом, хотя и тот, и смерть, и сыра земля в его живописи и поэзии тоже светлы. И только иногда — с другой, темной стороны — придет черная-черная кошка и вопьется окровавленными алыми зубами в белую птичку. Тьма безумия, накрывшая его в конце жизни, пришла вместе с окончательной слепотой.



21 февраля

Выставка «Дни бегут» Александра Вертинского

Приглашаем участников проекта «Сноб» на открытие выставки и концерт, посвященные 125-летию выдающегося русского эстрадного артиста

«Будь проклята моя профессия! Лучше возить говно в бочках, чем быть на моем месте», — говорил Александр Вертинский про свою творческую деятельность. Он был сочинителем, ресторанным певцом, белым эмигрантом, отщепенцем и, главное, артистом с большой буквы.

В 1920 году Вертинский вместе с белыми офицерами был выслан из страны на пароходе «Великий князь Александр Михайлович». Вернулся в Советский Союз спустя четверть века, в разгар Великой Отечественной войны. Несмотря на то что он был артистом с именем, ему редко удавалось выступить с концертом в Москве или Ленинграде, его не приглашали на радио, почти не издавали, не было рецензий в газетах. «До сих пор за границей моих пластинок выпускают около миллиона в год, а здесь из-под полы все еще продают меня на базарах “по блату” вместе с вульгарным кабацким певцом Лещенко», — жаловался он. Все это не помешало Вертинскому найти своего слушателя и оказать значительное влияние на развитие авторской песни.

На выставке можно будет не только познакомиться с творчеством Вертинского, но и увидеть, как его переосмыслили современные художники и музыканты. В том числе будут представлены картины «Кокаинетка» и «Над розовым морем вставала луна» Алексея Шеболдаева, «Сероглазка» Павла Борисова, «Шарманщик» Сергея Магалецкого, «Разговор» Елены Будиной, «Портрет» Сергей Зимина и триптих «Лиловый негр» Александра Астрихинского.



26 февраля

«Музейные гастроли» в Царицыно

Музей-заповедник «Царицыно», в ноябре 2013 года получивший нового директора в лице Натальи Самойленко, по ее словам, находится в стадии перезагрузки. В этой связи в Царицыно запускается проект «Музейные гастроли», в рамках которого планируется цикл выставок, фестивалей и других межмузейных проектов. «То, что мы делаем, — комментирует Наталья Самойленко, — на мой взгляд, очень важно. Потому что, работая вместе, мы можем друг у друга учиться».

Самые разные институции презентуют себя в царицынских залах. Первым будет отмечающий в этом году свое 80-летие Государственный литературный музей с фестивалем «Литературные сезоны». В ходе него пройдет масштабная выставка «Литературный музей: воспоминание о будущем», которая откроется 24 апреля и раскинется аж на 11 залов Царицыно до середины июля. «Мы ушли от банального хронологического представления истории русской литературы. У нас каждый зал будет посвящен определенной теме: писателю-путешественнику, писателю-фотографу и так далее», — рассказывает о ней директор Литературного музея Дмитрий Бак. В фестиваль также войдут мастер-классы, авторские экскурсии, круглые столы и лекции, адресованные самому широкому кругу любителей литературы.


M24.RU, 25 февраля, 13:45
Московские музеи отправятся на гастроли в "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно" совместно с Государственным литературным музеем запускает совместный проект "Музейные гастроли". Первым мероприятием станет фестиваль "Литературные сезоны", который пройдет с 25 апреля по 6 июня.

Фестиваль приурочен к 80-летию Литературного музея. Для москвичей и гостей столицы организуют лекции писателей и авторские экскурсии.

Программа также включает акции, приуроченные к "Библионочи" (25 апреля), московский финал конкурса юных чтецов "Живая классика" (25 апреля), чтение фронтовых стихотворений (9 мая), поэтический фестиваль воздушных инсталляций "Небо в рифму" (11 мая), ярмарку независимых книжных издательств, кафе и ресторанов Москвы (24-25 мая), передвижную выставку по книгам Анни Шмидт, игровые мастер-классы ко Дню защиты детей (1 июня), флешмоб ко дню рождения Пушкина (6 июня).

По словам генерального директора музея-заповедника "Царицыно" Натальи Самойленко, идея организовать "Музейные гастроли" пришла спонтанно.

"Музею "Царицыно" в этом году исполняется 30 лет, и сейчас мы проходим процесс перезагрузки, будем работать по-новому. Работаем над новым фирменным стилем, который презентуем в апреле. Что касается "Гастролей", то в Москве много музеев с великолепными коллекциями, но их часто негде показывать, а у нас есть большая площадка", - рассказала журналистам Самойленко.

В результате решили воплотить в жизнь практику межмузейных проектов. В статусе гастролеров дебютирует Литературный музей, который не имеет возможности организовать масштабную сквозную экспозицию в связи с отсутствием вместительной выставочной площади.

Ежегодно в "Царицыно" будет "гастролировать" один музей – каждый раз новый. Кто подхватит эстафетную палочку после Литмузея, станет известно в 2015-м.

"Музейные гастроли" выходят за пределы привычных представлений о выставках. Это целая программа, включающая образовательные акции, встречи с известными людьми", - добавила Самойленко.

Как отметил директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, сотрудничество с "Царицыно" позволит представить максимальное количество экспонатов. Сейчас экспонируется лишь малая часть – 1,35 процентов фондов. А всего в Литмузее около миллиона экспонатов.

"Наш совместный с "Царицыно" проект называется "Литературные сезоны", программа состоит из двух частей: выставки "Литературный музей: воспоминание о будущем" и событийного блока", - подчеркнул Бак.

Экспонаты выставки разместят в 11 залах музея-заповедника. В каждом – своя тематическая составляющая. Посетители познакомятся с жизнью и творчеством писателей-путешественников, писателей-фотографов. Истории Литературного музея посвящен отдельный зал.

Дополнят экспозицию записи голосов писателей Серебряного века.

Событийный блок состоит из научных мастер-классов, семинаров с участием коллег-музейщиков, авторские экскурсии с современными писателями (одну из экскурсий проведет Дмитрий Быков), чтение стихов студентами МХАТовцами, встречи с ведущими учителями столичных школ.

Отдельного внимания заслуживает Московский финал конкурса юных чтецов "Живая классика", который также пройдет в рамках "Литературных сезонов". Участники – шестиклассники 11 и 12 лет из 780 школ Москвы. Дети наизусть прочтут отрывки из любимой прозы. В конце июня состоится финал международного конкурса чтецов, в котором посоревнуются дети из 25 стран. 



25 февраля, 12:57

Гендиректор: "Музейные гастроли" в "Царицыне" станут площадкой обмена опытом между музеями

МОСКВА, 25 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Проект "Музейные гастроли" в "Царицыне" позволит раскрыть потенциал российских музеев и станет площадкой для диалога и обмена опытом между специалистами. Об этом генеральный директор Государственного музея-заповедника "Царицыно" Наталья Самойленко рассказала на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС.

"Царицыно" находится в стадии перезагрузки, и мы решили идти по пути межмузейных проектов, - пояснила она. - "Музейные гастроли" - это не просто одна выставка. В его рамках тот или иной музей сможет представить себя в "Царицыне" путем проведения межмузейных экспозиций и фестивалей".

Первым станет фестиваль "Литературные сезоны", приуроченный к 80-летию Государственного литературного музея. При этом в "Царицыне" уже планируют новые "гастроли" других собраний.

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак отметил, что фестиваль включает обширную событийную программу и масштабную выставку "Литературный музей: Воспоминание о будущем". "Смотр откроется 24 апреля, продлится до середины июля и развернется 11 залах "Царицына", - продолжил он. - Каждый зал будет посвящен определенной теме - писателю-путешественнику, писателю- фотографу и так далее. Мы надеемся, что он станет событием, подобным "Декабрьским вечерам", и будет интересным не только профессионалам, но и всем ценителям литературы".

В рамках событийной программы пройдут мастер-классы, авторские экскурсии, лекции, адресованные как специалистам-экспертам, так и широкому кругу посетителей.

Директор международной ассоциации центров современной культуры "Живая классика" Марина Смирнова отметила, что в рамках проекта 25 апреля состоится финал конкурса юных чтецов "Живая классика". Он объединит шестиклассников 25 стран, которые будут декламировать отрывки из своих любимых прозаических произведений.

Также 25 апреля пройдет международная акция "Библионочь". А 9 мая состоится поэтический вечер, на котором известные поэты будут читать стихотворения о войне. Прозвучат стихи Твардовского, Симонова, Когана, Самойлова и других. Поэтической фестиваль воздушных инсталляций пройдет 11 мая, а 24-25 мая - ярмарка независимых книжных издательств, кафе и ресторанов Москвы. На ярмарке пройдут презентации книг, встречи с писателями, мастер-классы современных литераторов.

Кроме того, 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, состоится флешмоб. Запланированы также и поэтические чтения студентов Школы-студии МХАТ, лекции по литературе известных литераторов, театральных режиссеров, круглый стол и многое другое.

В фестивале примут участие российские и зарубежные партнеры Государственного литературного музея, в том числе Немецкий литературный музей и Архив Шиллера в Марбахе, Государственная библиотека иностранной литературы, Российский государственный гуманитарный университет и другие.



25 февраля, 12:31

В Царицыно на гастроли приедет Литературный музей

Государственный литературный музей и музей-заповедник «Царицыно» анонсировали совместный проект «Музейные гастроли». Мероприятие будет проходить с 24 апреля по 3 августа на территории «Царицыно»; по словам организаторов, «Музейные гастроли» — не просто выставка, а полноценное представление организации на новой площадке. Наталья Самойленко, директор музея-заповедника, также рассказала, что в ближайшее время будет запущено ещё несколько межмузейных проектов.

Фонды Литературного музея включают около миллиона экспонатов, которые хранятся преимущественно в закрытых помещениях, и посетителям доступны для ознакомления лишь 1,5% из них. Музей-заповедник «Царицыно» готов предоставить площадку для размещения дополнительных экспозиций; Дмитрий Бак, директор Литературного музея, отмечает, что подобные проекты могут быть запущены и в сотрудничестве с другими организациями.

В рамках фестиваля также пройдут московский финал конкурса юных чтецов «Живая классика» (он запланирован на 6 июня) и фестиваль «Библионочь», который состоится 25 апреля. 9 мая, в День победы, в «Царицыно» состоится поэтический вечер, на котором стихи о войне авторства Твардовского, Симонова, Самойлова, Когана и других поэтов будут читать современные литераторы.



25 февраля, 12:37

«Царицыно» хочет стать центром музейной жизни

По словам генерального директора «Царицыно» Наталья Самойленко, музей-заповедник находится в периоде активной перезагрузки.

Москва, 25 февраля. Музей-заповедник "Царицыно" утверждает новый проект "Музейные гастроли", цель которого - создание межмузейных выставок и фестивалей на площадке "Царицыно". Первым мероприятием в рамках проекта станет фестиваль "Литературные сезоны", приуроченный к 80-летию Государственного литературного музея. Об этом с пресс-конференции сообщает корреспондент «МИР 24».

По мнению организаторов, "Музейные гастроли" отличаются от обычных выставок. Они отмечают, что "Царицыно" - это необычный музей, который находится в процессе становления. «Это место, где соединились различные мечты и где не все просто с коллекцией. "Царицыно" возник на 50 лет позже Литературного музея, а царицынскому музею в этом году исполняется 30 лет, к тому же он возникал как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. А потом произошло то, что произошло. И на мечту XVIII века наслоилась мечта века XXI, и мы получили такой удивительный садово-парковый ансамбль, где соединяются разные мечтания, где уникальная архитектура и довольно странно сочетающиеся с этим коллекции. Поэтому "Царицыно" сейчас находится в периоде "перезагрузки". И коллектив Царицыно сейчас начнет работать по-новому»,- рассказывает генеральный директор ГМЗ "Царицыно" Наталья Самойленко.

По словам Самойленко, существует много музеев с интересными коллекциями, которые негде показывать. «Но есть прекрасная площадка, которая находится в процессе становления. И поэтому помимо обычной выставочный деятельности, которая у нас не прекращается, мы пойдем по пути межмузейных проектов. И музейные гастроли - это не просто выставка. А литературный музей представит себя на площадке "Царицыно". Это не просто выставка, это гораздо больше. И это первый проект»,- говорит она.

«Но на этом наши проекты не закончатся. Помимо Литературного музея, с которого мы начинаем программу, есть еще ряд музеев, которые смогут себя по-новому представить. Проблема в том, что музеи в нашей стране привыкли жить как-то обособленно. И даже внутри музеев очень часто отделы очень плохо взаимодействует между собой. И то, что мы делаем, на мой взгляд, очень важно. Потому что, работая вместе, мы можем друг у друга учиться»,- отметила Самойленко.

Генеральный директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак уверен, что это будет очень многообещающий альянс. «Мы видели церемонию открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. И на чем основывалась программа - это то, с чем Россия ассоциируется в первую очередь - это литература. Наша экспозиция будет расположена в 11 залах Царицынского музея. И мы ушли от банального хронологического представления истории русской литературы. У нас каждый зал будет посвящен своей тематической доминанте. В одном зале будет представлен путешествующий писатель, в другом - фотографирующий писатель, в третьем - говорящий писатель»,- говорит он.

По словам Бака, в Царицыно будет представлено много мультимедийных проектов. «У нас есть голоса писателей Серебряного века, их также можно будет услышать на нашей выставке. Событийная программа у нам очень насыщена. Мы хотим своеобразного фейерверка. У нас будут и мастер-классы с участием иностранных коллег, авторские экскурсии современных писателей, которые на свой лад расскажут то, как они видят современную литературу, у нас будет чтение стихов в нескольких форматах. Студенты школы-студии МХАТ подготовят выступление по современной поэзии, в день защиты детей будут читать стихи дети известных поэтов, будут чтения стихов 9 мая, когда современные русские поэты будут читать фронтовые стихи»,- отметил Бак.

По словам Натальи Самойленко, «Царицыно»- это необычный музей. «Этот музей не является просто картинной галереей, не является собранием художественных артефактов. Он является еще и музеем места. Это музей, где справляется все. Конечно, стержнем музея является XVIII век. Но мне кажется, что наиболее интересные программы Царицыно могут развиваться как программы диалога между разными веками. Царицыно всегда существовало разной жизнью. Оно никогда не существовало как царская резиденция. Царицыно существовало как парк романтический прогулок, как дачное место, где жили известные писатели, как романтические руины. Царицыно - это синтетических музей, где и литературе должно быть место»,- добавила она.

Напомним, что "Музейные гастроли" стартуют 24 апреля.

Представляем вашему вниманию анонс событий юбилейного фестиваля Государственного литературного музея в музее-заповеднике "Царицыно".

25 апреля. Московский финал конкурса юных чтецов "Живая классика".
25 апреля - "Библионочь" - международная ежегодная слетевшая акция.
9 мая - "Современные поэты читают стихи о войне".
11 мая - "Небо в рифму" - по этический фестиваль воздушных инсталляций.
24-25 мая - "Пища для ума" - ярмарка независимых книжных издательств, кафе и ресторанов Москвы.
1 июня - в рамках праздника музея-заповедника "Царицыно" ко Дню защиты детей
6 июня - Флеш-моб ко Дню рождения А.С. Пушкина 



25 февраля, 12:02

Литературный музей приедет на гастроли в "Царицыно" в апреле

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Первый межмузейный проект Государственного литературного музея и музея-заповедника "Царицыно", который называется "Музейные гастроли", пройдет на территории "Царицыно" с 24 апреля по 3 августа, рассказали на пресс-конференции в Москве во вторник организаторы мероприятия.

Директор музея-заповедника "Царицыно" Наталья Самойленко объяснила "хулиганское название" проекта, а именно - чем музейные гастроли отличаются от просто выставки. "Это не просто выставка. В этом проекте большой музей приезжает погостить в Царицыно, он представит себя на нашей площадке. Это гораздо больше, чем просто выставка", - сказала она.

Самойленко отметила, что на литературных гастролях эта история не закончится. По ее словам, в конце этого года "Царицыно" представит еще несколько межмузейных проектов.

Первым мероприятием в рамках "Музейных гастролей" станет фестиваль "Литературные сезоны", приуроченный к 80-летию Литературного музея. Он включает обширную событийную программу и масштабную выставку "Литературный музей: Воспоминание о будущем".

"В фонде Литературного музея около миллиона экспонатов. Сейчас зрителям представлено меньше полутора процентов от всех фондов. Экспонаты хранятся по всем правилам, но в тесноте. У нас нет помещений. Этим и обусловлен наш проект "Литературные сезоны". Мы надеемся, что он будет долгоиграющим и после "Царицыно" будет проходить на других площадках", - рассказал в свою очередь директор Литературного музея Дмитрий Бак.

Также в рамках фестиваля пройдут международная ежегодная акция "Библионочь" (25 апреля) и московский финал конкурса юных чтецов "Живая классика" (6 июня). А в День победы состоится поэтический вечер, на котором современные поэты будут читать стихи Симонова, Самойлова, Когана, Твардовского о войне.

В конце мая - 24-25 числа - развернется ярмарка независимых книжных издательств, кафе и ресторанов Москвы под названием "Пища для ума". Также запланированы лекции по литературе, которые прочитают известные современные писатели, театральные режиссеры, учителя литературы лучших московских школ.

Есть в программе мероприятия и для профессионалов музейного и книжного дела. Например, заседание юбилейного 30-го семинара директоров литературных музеев России. Там будет презентована "Литературная карта России: энциклопедия литературных музеев". Пройдут также мастер-классы ведущих сотрудников Литературного музея - Архива Шиллера в городе Марбах (Германия) и круглый стол "Что такое современный литературный музей?"



26 февраля, 16:22

Литературный музей – впервые на гастролях

Крупнейший в России музей истории русской литературы – Государственный литературный музей в Москве – отмечает 80-летие. Главное событие юбилейного года – новый проект под названием "Литературные сезоны". Он включает в себя выставку и фестиваль, место для которых предоставляет обширный музей-заповедник "Царицыно"

Первый "Литературный сезон" стартует в апреле, но уже сейчас Литературный музей "собирается в поход". Юбиляр намерен разместить свою выездную экспозицию в одиннадцати залах Большого Царицынского дворца, а потом занять и прилегающие парковые площади. Ведь фестивальная часть "Сезона" предполагает, например, публичное чтение стихов на пленэре и запуск воздушных змеев. Примечательно, что весь этот красивый план возник не от хорошей жизни. У Литературного музея 12 филиалов в Москве: это дома-музеи таких великих русских классиков, как Лермонтов и Достоевский, Чехов и Пастернак. Но при этом нет главного здания, где можно было бы устроить сквозную экспозицию. В такой ситуации музей-заповедник "Царицыно" протянул коллегам руку помощи, придумав проект под названием "Музейные гастроли". Рассказывает директор заповедника Наталья Самойленко:

"Возникла интересная коллизия: есть музей, где есть великолепные коллекции, но эти коллекции негде показывать, и есть прекрасная площадка, которая находится в процессе становления. Поэтому мы решили идти по пути межмузейных проектов. "Музейные гастроли" можно трактовать как то, что большой музей приезжает погостить в Царицыно".

Сегодня в фондах Государственного литературного музея России хранится около миллиона предметов. Здесь и личные вещи поэтов и писателей, и фонотека с их записями собственных произведений, но прежде всего, конечно, рукописи. Причем рукописи датируются, как подчеркивает директор Литературного музея Дмитрий Бак, начиная с XV века, когда святой отшельник Нил Сорский создавал свои духовные писания:

"От Нила Сорского до эпохи Андрея Вознесенского, Александра Солженицына – вот таков наш масштаб. Мы самый большой музей в России, а может быть, и в мире – почти наверняка это так, – который может дать историю не только русской литературы, но историю развития книжной культуры и чтения".

Выставку для первого "Литературного сезона" музей назвал так: "Воспоминание о будущем". Главным образом потому, что на ней как бы выстроено идеальное представление о Литературном музее, которое было высказано в пору его формирования в начале 30-х годов. Дмитрий Бак объясняет первоначальную идею:

"Она состояла в очень простой вещи. Это должен быть музей, в котором существуют под одной крышей и музей, и архив, институт, издательство, библиотека, – то есть место, где русская литература изучается, пропагандируется и где создается история русской литературы". В настоящее время Литературный музей сконцентрирован на своей основной работе – собирать и хранить для истории произведения русской литературы. Однако современность бросает серьезный вызов, замечает Дмитрий Бак:

"У нас же сменилась эпоха источников, на которых строится история литературы. Больше нет частной рукописной переписки – только электронная, и сохранится ли она, мы не знаем. Больше нет черновиков – их просто нет в природе! Нет тех вещей, которые строили историю литературы в XIX – XX веке, это абсолютно новая ситуация!"

Действительно, сегодняшние авторы сдают в Литературный музей в качестве рабочих материалов к своим романам флешки и дискеты с обилием интернет-ссылок. И можно ли считать это артефактом, вот вопрос. Он – один из многих, которые предлагается обсудить писателям и читателям во время весенних встреч на фестивале "Литературный сезон" в Царицыно.



8 февраля 2014 г., 19:05
Программа «Культурный Багаж. По старым адресам». Тема: дом-музей Ф. М. Достоевского

В разговоре речь шла об истории музея, его традициях, проблемах, и, конечно же, о Достоевском, особенностях его личности и творчества. В беседе приняли участие заведующая отделом Государственного литературного музея (ГЛМ) "Музей-квартира Ф.М.Достоевского", кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Галина Борисовна Пономарёва и ведущий научный сотрудник ГЛМ, кандидат филологических наук Павел Евгеньевич Фокин. Эфир передачи запланирован на 8 февраля 2014. Следите за программой.
Ведущая - Мария Сбоева
Послушать эфир можно на сайте Moskva.fm.


Телеканал "Культура", передача "Культурная революция"

Языковая и культурная пестрота мира - это богатство, но в то же время это и большое бремя. Языковые и культурные барьеры - практически непреодолимое препятствие для обмена мнениями. Они мешают созданию единого сообщества, в котором границы не препятствовали бы дебатам на политические и культурные темы. Сегодня люди недостаточно хорошо понимают друг друга даже для того, чтобы выразить свое несогласие.

В Европе призывают изучать иностранные языки с младенчества и на протяжении всей жизни - как можно глубже и как можно больше по количеству, потому, что это "расширяет понимание культурного многообразия и помогает искоренять ксенофобию, расизм, антисемитизм и нетолерантность".

Участники: Евгений Ивахненко, доктор философских наук, профессор РГГУ; Дмитрий Бак, директор государственного литературного музея, профессор РГГУ; Мадина Тлостанова, доктор филологических наук, профессор; Михаил Давыдов, доктор исторических наук, профессор; Владимир Миронов, член-корреспондент РАН, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Андрей Забровский, филолог, доцент факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова.



1 февраля 2014 г., 19:05
Программа «Культурный Багаж. По старым адресам». Тема: дом-музей А. П. Чехова

Ведущая - Мария Сбоева
Послушать эфир можно на сайте Moskva.fm.




16.01.2014
Только грядущее...

О праздновании 140-летия Валерия Брюсова
Автор: Моника Орлова

Прошедший год был годом 140-летия со дня рождения Валерия Брюсова. На государственном уровне такие некруглые, хотя и закругленные даты не принято отмечать, однако событие было ознаменовано в декабре целой серией мероприятий: выходом новых книг, вечерами, концертами и другими мероприятиями.

В Доме Гоголя прошел концерт «В веках Земли и в вечности Небес» (строка из стихотворения Брюсова), организованный Ларисой Косаревой, лауреатом Международного фестиваля «Таланты объединяют мир». Прозвучали стихи Брюсова в исполнении театральных чтецов, романсы и песни, написанные композиторами Серебряного века и нашего времени.

В 1897 году в скромно изданном на родительские деньги сборнике с нескромным латинским названием Me eum esse («Это я») студент историко-филологического факультета Московского университета Валерий Брюсов завещал «юноше бледному со взором горящим»: «Только грядущее – область поэта!». Этот завет в юбилейный год 140-летия был принят буквально и выбран для названия камерной выставки в Государственном Литературном музее, Доме В.Я. Брюсова.

Новизна и устремленность Брюсова к грядущему стали пафосом научной конференции, которая прошла в Институте мировой литературы РАН в декабре. Мероприятие, организованное в формате «чтений», какой бы серьезный статус оно ни имело, объединило не только ученых, имеющих степени, но и любителей, энтузиастов, которые внесли новое: например, свой взгляд на драматургию Брюсова, рассказали о поисках архетипических сюжетов в прозе поэта, а также о недавно обнаруженных в архиве и никем ранее не исследованных планах и набросках Брюсова – историка литературы, посвященных творчеству Достоевского.

В день рождения поэта организаторы и участники чтений, приехавшие из Армении, США, Украины, Турции, Польши, Венгрии, собрались в музее Брюсова. На автобусной экскурсии по брюсовским местам заведующий музеем Серебряного века, москвовед, профессиональный чтец Михаил Шапошников повез гостей по берегам Яузы и Цветному бульвару, Тверской. Заглянули в Милютинский переулок, прогулялись по адресам, где в конце XIX – начале XX века поэт жил с родителями. Шапошников показал экскурсантам здание бывшего дома Востряковых на Большой Дмитровке, в котором проводились заседания литературно-художественного кружка. Брюсов много лет бессменно председательствовал в кружке, руководил им даже из-за границы, из Варшавы, во время работы корреспондентом газеты «Русские ведомости» в 1914–1915 годах в годы Первой мировой войны.

Экскурсия продолжилась в недавно построенном Армянском храмовом комплексе. Ереванский государственный лингвистический университет (ЕГЛУ) носит имя В.Я. Брюсова; в составе участников конференции была Эльмира Даниелян, знавшая жену поэта Иоанну Брюсову и участвовавшая в первых Брюсовских чтениях в 1962 году. В ЕГЛУ создан «Брюсовский научный центр», и под руководством Анны Чулян создаются электронная библиотека и виртуальный музей Брюсова. Кстати, слово «виртуальный» придумано Брюсовым.

Вернувшись в дом на бывшей Первой Мещанской, 32 (ныне – проспект Мира, 30), где Брюсов жил с 1910 по 1924 год, экскурсанты рассмотрели открытки с видами Кельна, привезенные Брюсовым из путешествий по Европе, а над витринами – современные, недавно сделанные фотографии Кельнского собора, предоставленные Вячеславом Орловым. Поэт сохранил для потомков образ города до его страшного разрушения в годы Второй мировой, каким Брюсов видел его в 1897 году, во время своего первого заграничного путешествия, когда Кельн «ослепил золоченой пышностью своих храмов». В Кельнском соборе родился замысел романа «Огненный ангел».

Музею был подарен документальный фильм «Брюсов», в котором впервые показаны документальные кадры: поэт возле своего дома на Первой Мещанской с женой и приемным сыном.

На третьем, недавно отремонтированном этаже Дома Брюсова состоялось открытие юбилейной выставки. Художник Антон Кетов выбрал для оформления музейного материала материал природный – ветлы. Он считает, что ветки деревьев, на которых развешены фотографии Брюсова и его окружения, соединяют прошлое с настоящим, а конструкции Земли и Луны, сооруженные художником в соответствующем масштабе, – с будущим. Тема космоса и прорыва человека в космическое пространство, волновавшая Брюсова в зрелый период, заставляет специалистов вспомнить варианты брюсовской драмы «Пироент» (1916) о строительстве космического корабля, изучение поэтом трудов Циолковского. В витринах ценные экспонаты: подлинные и впервые экспонируемые семейные фотографии, рукописи, переводы из Расина и Альфреда де Виньи, награды, прижизненные издания журналов и книг.

Завершился юбилей концертом, специально подготовленным для Дома Брюсова Ларисой Косаревой: стройным, логичным, вдохновенным. Юные чтецы из театра Анны Быстровой поразили публику не только артистизмом, но и пониманием сложнейших стихов Брюсова, а певцы – умением виртуозно исполнить романсы и песни на стихи поэта. Закончил концерт лауреат международных конкурсов Евгений Сорокин (баритон), исполнив «Снежинки» на музыку Александра Гречанинова и заключив ярким финалом: романсами, написанными композиторами Виктором Аграновичем, сидевшим в зале, и Ольгой Черний, игравшей на рояле начала XX века – том рояле, за которым могли сидеть Рахманинов и Шаляпин – современники Брюсова.


 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!