Коллекция Окон ТАСС

 

Государственный Литературный музей располагает коллекцией «Окон ТАСС», которая по качественному признаку и широте тематического диапазона является одной из крупнейших в нашей стране. Она насчитывает 2180 единиц хранения, включая дубли.
Коллекция «Окон ТАСС» сформировалась в годы войны. Первое поступление – сорок шесть плакатов – датировано 9 октября 1941 года. Все поступления от ТАСС происходили через подписку. Пополнили наш фонд небольшие поступления от Крученых А.Е. (1945),   Томского Н.В. (1951) и Никольской Л.Л. (1994).
По фондовой работе разработана структура хранения – по номерам «Окон», по именам художников, созданы справочные карточки: учетная, авторская, хронологическая. Ведется большая работа по искусствоведческому описанию плакатов.
За годы с 1941 по 1946 было выпущено 1490 номеров «Окон». В собрании нашего музея находятся около 1000 номеров (из них 48 плакатов с датой). Самый ранний плакат № 22 датирован июнем 1941 года. Завершает коллекцию плакат с номером 1484, вышедший в декабре 1946 года.
27 июня 1941 года в 16 часов в витрине выставочных залов на Кузнецком мосту появилось «Окно» № 1 с подписью: «М. Черемных». Это не случайно – именно М. Черемных был автором первого «Окна Роста». Ростинцы В. Лебедев, В. Козминский, Н. Радлов, Б. Пророков, Н. Денисовский и другие, были инициаторами возрождения традиций знаменитых «Окон Роста» В. Маяковского. Они же и привнесли свой опыт, мастерство, владение техникой в мастерскую по созданию военно-оборонного плаката.
Начиная с 25 июня и до последнего дня войны мастерская не прекращала своей работы ни на один день. Всего за 1418 дней Великой Отечественной Войны было выпущено 1300 номеров.
Тематику «Окон» определяла сама война: ежедневные сводки Совинформбюро (два раза в день), московская пресса, публикации фронтовых изданий командировки на фронт и в тыл сотрудников и, безусловно, сердце художника и поэта, верившего в Победу.
«Окна ТАСС» прошли дорогами войны от Москвы до Берлина, создав литературно-художественную летопись Великой Отечественной.
Бессменные руководители «Окон ТАСС» Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля объединили вокруг «Окон» огромный творческий коллектив: около 130 художников и 80 поэтов. Наша коллекция представлена 70 именами художников и 50 именами поэтов: Б. Ефимов, М. Черемных, Кукрыниксы, В. Горяев, М. Соловьев, В. Лебедев, Г. Савицкий, Г. Нисский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, С. Щипачев и многие другие.
Советское правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, П. Соколову-Скаля, Г. Савицкому, Н. Радлову, П. Шухмину, М. Черемных и писателю С. Маршаку.
 
Вот несколько самых известных номеров «Окон ТАСС», находящихся в коллекции нашего музея.

 

 



Окно ТАСС №323
Окно ТАСС № 323: Клещи
Авторы:
Художники Кукрыниксы
Подпись В.П. Катаев

 "Окно ТАСС № 323" получившее название "Клещи", изображает выползающее из левого края листа окарикатуренное изображение Гитлера. Фюрер, символизирующий нападающую немецкую армию, протягивает вперед руки, переходящие в металлические клещи. Так символически художники изобразили тактику немецких войск, танковыми соединениями, стремившихся прорвать фронт и взять противника в "клещи" окружения. Однако эти механические руки стиснуты другими клещами, которые сжимают мускулистые руки, спускающиеся сверху - в ходе Московской битвы, развернувшейся в конце 1941 г. немецко-фашистские войска сами оказались охвачены перешедшими в контрнаступление частями Красной армии. Между беспомощно разжавшимися конечностями Гитлера - обрывки бумаги с надписью "План окружения и взятия Москвы".

Плакат сопровождает надпись: НЕПРОЧНЫЕ ВЕЩИ НЕМЕЦКИЕ КЛЕЩИ; КУДА ПОХЛЕЩЕ СОВЕТСКИЕ КЛЕЩИ. Этот плакат Кукрыниксов стал одним из известнейших. Прибегнув к символическому изображению происходящих на фронте событий, художники добились создания яркого, запоминающегося образа, неоднократно варьировавшегося ими впоследствии.
Хлесткую подпись к данному плакату разработал писатель Валентин Петрович Катаев.
Существует несколько вариантов карикатуры, выполненных почти одновременно в разных техниках. Первый из них появился в газете "Правда" 23 декабря 1941 года.
 

  

 

 Окно №444: России двинулись сыны

Окно № 444: России двинулись сыны
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем возжены.
Авторы:
Художник П. Соколов-Скаля
Стихи А.С. Пушкина

Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь.

Кресты из фигур солдат на плакате « Окна   ТАСС » №  640  «Превращение "фрицев"», работы художников  Кукрыниксов , должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

 

  

 

Окно № 640: Превращение «фрицев» 
Окно № 640: Превращение «фрицев»
 
То не звери с диким воем
В бурный ринулись поток,
Это Гитлер строй за строем 
Гонит «фрицев» на восток.
  
Здесь, где окна все бойницы, 
Здесь, где смерть таят кусты, 
Здесь, глотнув чужой землицы, 
Одураченные «фрицы» 
Превращаются в кресты.
  
Гибель сволочи немецкой 
Не чьё – либо колдовство,
Это – армии Советской 
Боевое торжество!
 
Авторы:
Художники Кукрыниксы.
Поэт Демьян Бедный

 

  

 

 Окно №1187  Разгром разбойничьего гнезда

Окно № 1187: Разгром разбойничьего гнезда
Притоном воровским, разбойничьим гнездом
Был издавна восточно-прусский дом.
Тевтонские мечи отсюда нам грозили.
Псы-рыцари отсюда шли в поход.
И вот сегодня мы фашистский сброд
В берлоге прусской разгромили.
Авторы:
Художник П. Соколов-Скаля
Поэт А. Жаров

 

 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!